Классный час на тему Маленькие герои большой войны
Тема занятия: «Маленькие герои большой войны»
Цель внеурочного занятия: создание условий для формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о героических событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Задачи:
Образовательная: актуализация исторической памяти, формирование интереса и уважения к историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа;
Воспитательная: воспитание у школьников чувств патриотизма и гражданственности, гуманистических качеств личности, гордости за достижения родной страны; приобщение детей к базовым ценностям духовно-нравственной культуры народов России и Кубани через обращение к образцам культурного наследия, духовного подвижничества;
Развивающая: развитие познавательной компетентности обучающихся на основе работы с первоисточниками, воспоминаниями ветеранов Великой Отечественной войны; формирование коммуникативной культуры, способности к общению со сверстниками и старшим поколением.
Оборудование: мультимедийная презентация, видеоролики «Детям войны посвящается» аудиозаписи песен «Священная война», «День Победы», звук метронома.
Ход занятия.
Этапы занятия
Содержание внеурочного занятия
1.Организационный момент
1)Приветствие.
2)Эмоциональный настрой на работу.
-Добрый день, ребята!
-Ребята, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения и удачной работы. Я вам желаю хорошего настроения и активно поработать в течение сегодняшнего занятия.
2.Сообщение темы занятия
1) Беседа.
-Мы собрались с вами, чтобы почтить память юных героев, на чью судьбу легла недетская доля военных лишений и тягот, для которых война была не игрой, а жестокой суровой болью. Пусть в этот день все дети во всех уголках земли, вспоминая о бессмертных порывах юных борцов, еще сильнее сомкнут свои ряды, еще крепче возьмутся за руки и новыми делами укрепят мир и дружбу на всем земном шаре.
-Дети военных лет познали тяжелую науку войны. Она звала их в бой. Тысячи детей и подростков совершали в те годы подвиги. В боевую летопись страны навсегда внесены имена сыновей полков и партизанских соединений, маленьких разведчиков и партизан. Много юных героев погибло в борьбе за свободу нашей Родины, у них разные имена, но народ дал им общее отважные, смелые, бесстрашные. Но, вы должны знать их имена.
3.Основная часть
1) Просмотр видео «Маленькие герои большой войны»
2) Рассказ о пионерах – героях Кубани.
3)Минута молчания.
Это – Марат Казей. Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, вошли каратели, многих жителей угнали в рабство. Вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске
Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Он погиб в бою. Партизаны сражались до последнего патрона, а когда у Марата осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске юному герою поставлен памятник.
Саша Колесников.
Санька. Саня. Сан Саныч Так называли его боевые друзья. А в награждении звучало неизменно гордо и весомо- Александр Александрович Колесников.
Это отважный пионер- а победу он встретил четырнадцатилетним! - награждён орденом Славы 3 степени, орденом отечественной войны 1 степени, медалями «За отвагу» - дважды, «За освобождение Варшавы», « За победу над Германией»
Сане удавалось то, что казалось не под силу взрослым- добывал разведывательные данные буквально под носом у врага.
Однажды разведчики получили задание взорвать мост. Двое суток вели наблюдение за охраной- не подобраться, казалось, было к мосту. И тогда Саня, прихватив взрывчатку, забрался в ящик под товарняком и, когда поезд приблизился к мосту, поджёг бикфордов шнур. Взрыв сокрушил и состав и мост.
Фашистский катер подобрал мальчика. Саню пытали, распяли на стене. Но разведчики отбили своего юного героя.
Зинаида Портнова ( 20.02.1926 – 10.01.1944)
Зина Портнова – юная партизанка – член подпольной комсомольской молодежной организации «Юные мстители»; разведчица партизанского отряда имени К.Е. Ворошилова на временно оккупированной территории Белоруссии. Активно участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против немецко-фашистских захватчиков. В 1943 году была арестована, во время допроса Зина бесстрашно схватила пистолет со стола фашистского следователя, застрелила его и еще двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена и зверски замучена.
За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Портновой Зине присвоено посмертно звание Героя Советского Союза.
Леня Голиков – пионер-герой, рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб в 1943 году, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады.
В 1944 году присвоено звание Героя Советского Союза пионеру-герою Лене Голикову посмертно.
Валя Котик – родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признан вожаком пионеров, своих ровесников.
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправляли в отряд.
Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его.
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету – шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью «Партизана Отечественной войны» 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен памятник.
- Какие чувства у вас вызвало это видео?
- Кого из пионеров вы запомнили?
- Какой подвиг он(она) совершил(а)?
-На Кубани среди детей тоже были маленькие герои.
Лёня Объедко
Жил в хуторе Семисводном Красноармейского района. Желая помочь партизанам, перерубил телефонный кабель, тянувшийся от станицы Анастасиевской, где находился немецкий штаб, до станицы Славянской, где шла передовая линия. Был схвачен гестаповцами, жестоко избит и расстрелян в марте 1943 года.
Венера Павленко и Клара Навальнева
Ученицы школы № 1 станицы Кореновской. Ухаживали за советскими летчиками, самолет которых был сбит неподалеку от станицы, а затем помогли им скрыться от фашистов. Были схвачены и зверски замучены гестаповцами.
Володя Гуков
Житель станицы Мингрельской Абинского района, учился в 4 классе. Был разведчиком в партизанском отряде. При выполнении задания был схвачен фашистами, жестоко избит и расстрелян в сентябре 1942 года.
Лёня Таранник
Жил в станице Ключевской Горяче-Ключевского района, учился в 5 классе. Был партизанским разведчиком – следил за расположением огневых точек противника и сведения передавал в отряд. Он сумел выкрасть у немецкого офицера важные документы, которые помогли разгадать план по уничтожению партизан. Леню выследили и поле страшных пыток и допросов расстреляли в августе 1942 года.
Федя Токарев
Учился в школе № 3 станицы Абадзехской. Выполнял задания партизанского отряда. По доносу предателя Федя был схвачен и подвергся жесточайшим пыткам. В октябре 1942 года юный патриот вместе со своим дедушкой были закопаны в землю живыми.
За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями.
Память о детях – участниках войны живет: 8 февраля в России всегда отмечался как день памяти пионеров-героев, а с 2009 года 12 февраля объявлено ООН Международным днем детей-солдат.
-День 9 мая 1945 года знает весь мир. Наша страна шла к этому дню 4 года. Это 1418 дней!
-34 тысячи часов и около 27 миллионов погибших людей!
-Вы представляете, что это такое?
-Если по каждому погибшему из 27 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчатьбольше 50 лет!
-Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших, кланяется живым. Хотя прошло уже семьдесят один год со Дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь. Прошу всех встать.
Минута молчания.
4.Подведение итогов занятия.
1) Бесед.
2)Исполнение песни «День Победы»
-Ребята, сегодня мы с вами совершили путешествие по страницам нашей истории. Людей, которые видели своими собственными глазами то, что происходило в период с 1941 по 1945 годы, осталось совсем мало. Это наши ветераны. С каждым годом всё меньше и меньше остаётся живых свидетелей войны. Их грудь укрыта медалями, а на висках седина.
-И нам, предкам наших прадедов, нет права забывать об этом страшном событии. Мы должны чтить великий подвиг светлой памятью, не забывать историю, не забывать наших ветеранов-героев, которые дожили до наших дней, помогать им.