Классный час Маленькие герои большой войны (4 класс)


МКОУ «СОШ а.Икон-Халк»
Классный час
«Маленькие герои
большой войны»
Разработан и проведен
классным руководителем
4 «А» класса
МКОУ «СОШ а.Икон-Халк»
Аюбовой Н.М.
2015-2016 уч.годЦели:
Знакомить с подвигами юных героев.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Задачи: 1. Расширять кругозор и познакомить учащихся с яркими личностями антифашистского сопротивления.
2. Воспитание чувства долга, патриотизма и любви к своей Родине, гражданской ответственности и гуманистического мировоззрения
3. Развивать речевую активность учащихся и их творческое отношение к мероприятию.

Оформление:
- на доске надпись «Маленькие герои большой войны»
- плакат «8 февраля – День юного антифашиста»;
- лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто»;
- портреты пионеров – героев;
- цветы, красные флажки;
- «ладошки» детей;
- рисунки детей;
- плакат «Мы голосуем за Мир»;
- по 2 голубя (красного и белого) каждому ученику;
- презентация.
Ход мероприятия.
Организационная часть.
Приветствие. (слайд 2)
Торжественная часть.
Ведущий:
Памяти юных, мальчиков и девочек всех стран мира, тех, кто боролся и умирал за Свободу, Счастье людей, посвящается день 8 февраля.
8 февраля 1962 года рабочий Париж вышел под красными флагами на демонстрацию с требованием прекратить кровавую войну против алжирского народа. «Мир Алжиру!», «Нет – войне!» - было начертано на лозунгах. (слайд 3)
В рядах демонстрантов шёл и юный разносчик газет Даниэль Фери. Из его рук рабочие каждое утро получали свежие номера «Юманите». От него не раз узнавали важную информацию. Он был своим в этой среде. Его любили.
Демонстрантов подстерегали фашисты – оасовцы, ярые сторонники войны в Алжире. От их предательских выстрелов погиб Даниэль. Его хоронили с рабочими почестями на кладбище Пер – Лашез, у стены коммунаров.
Ровно год спустя в другой стране, на Азиатском материке, в застенках багдадской тюрьмы умер от пыток ровесник Даниэля Фадых Джамал, сын иракского коммуниста. Мальчик отказался выдать реакционным властям имена и адреса товарищей своего отца. (слайд 4)
Им, мальчишкам и девчонкам всех стран мира, детям, которые боролись и умирали во имя победы, посвящается День юного героя-антифашиста. Начиная с 1964 года в Российской Федерации и ряде зарубежных стран 8 февраля отмечается День юного героя-антифашиста

Рождение новой традиции поддержал Международный комитет детских и юношеских организаций.
Вот уже больше полувека 8 февраля отмечается как день памяти и солидарности с юными борцами против фашизма, империализма, за демократию и мир.
 Вспомним сегодня юных героев и склоним головы в знак глубокого уважения и сердечной благодарности. 
1.Знает Красная Пресня, Помнит Красная площадь Баррикадные песниОб отважном Гавроше.
2. Когда над страною гроза прогремела, Когда от пожаров земля пылала, Рядом с отцами сражались смелоРовесники наши в галстуках алых
3. Янтарные рассветы и закаты,
И свежесть леса, и речная гладь…
Чтоб радовались этому ребята,
Отцы и деды, бывшие солдаты,
Умели за Отчизну постоять.
4. И в восемнадцатом,
И в сорок первом
Шли в бой они,
А рядышком порой
Шагал парнишка,
Сверстник наш, наверно, -
Ещё мальчишка,
Но уже герой!
Музыка песни «Священная война» (слайд 5)
Ведущий. 
Грянул грозный 1941 год, который разрушил все мечты, оборвал детство и бросил юных в страшный водоворот войны.  22 июня немецко – фашистские захватчики вероломно напали на нашу Родину – началась Великая Отечественная война.
Война – жесточе нету слова,Война – печальней нету слова, Война – страшнее нету слова,В тоске и славе этих лет
Враги накинулись неистовы,Могильным холодом грозя,Но есть такое слово “выстоять”,Когда и выстоять нельзя.
И есть душа – она все вытерпит,И есть земля – она одна,Большая, добрая, сердитая,Как кровь, тепла и солона.  (слайд 6)
Ведущий . 
22 июня 1941 года наша страна вступила в смертельную схватку с коварным, жестоким и беспощадным врагом. Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей. Она стала тяжелейшим испытанием для нашей Родины. Гитлеровцы планировали истребить славянские народы – русских, украинцев, белорусов. На защиту своей Родины рядом со взрослыми встали тысячи юных в пионерских галстуках – наши ровесники.
 И были они мальчишками и девчонками со своими светлыми мечтами и веселыми, озорными затеями. Война легла тяжелым бременем на детей. Она лишила их счастливого детства. 
В те годы дети быстро взрослели, уже в 10 – 14 лет они считали себя частицей большого народа и старались ни в чем не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан, помогали подрывать эшелоны врага, устраивать засады. Вместе со взрослыми подростки ходили в разведку…
Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам.
Что руководило ими в ту грозную пору?
Тяга к приключениям?
Ответственность за судьбу своей страны?
Ненависть к оккупантам?
Наверное, всё вместе.
Они совершили истинный подвиг.
И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов.
Ведущий.
 Мы знаем имена этих героев. А сколько их еще было – мальчиков и девочек, совершавших свои маленькие подвиги, чьи имена так и остались неизвестными? Свыше 20 млн. людей потеряла наша страна в той войне, и среди них юные, наши ровесники. Язык цифр скуп, но вы все же вслушайтесь и представьте… Если бы мы посвятили каждой жертве по 1 минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 20 млн. минут, а это более 38 лет поминальной молитвы. ( слайд 7)
Вспомним всех поименно,ГОРЕМ вспомним своим…Это нужно не мертвым! Это надо живым!
Мы помним имена и подвиги юных героев.
( слайд 8)
Лёня Голиков – Герой Советского Союза, 14 лет. Когда его родное село Лукино захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Ходил в разведку. В бою один на один с фашистским генералом захватил его в плен с очень важными документами. За спасение раненого товарища в бою получил еще и медаль «За боевые заслуги». Погиб в бою под селом Острая Лука зимой 1943 года.
( слайд 9)Марат Казей – Герой Советского Союза, 12 лет. Его мать немцы повесили в Минске за связь с партизанами. Вместе с сестрой Марат ушел в белорусские леса к партизанам. Стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Погиб в бою. За участие в боевых операциях награжден медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», орденом Отечественной войны 1 степени.
( слайд 10)Валя Котик – Герой Советского Союза, 14 лет. Когда фашисты оккупировали г.Шепитовку Хмельницкой области, мальчик со своими друзьями решил бороться с врагом. Был связным и разведчиком подпольной организации. Затем ушел к партизанам вместе с мамой и братом. Участвовал в боях против фашистов. Был дважды ранен. Убит в бою при освобождении г.Изяслав. награжден орденом Отечественной войны 2 степени.
( слайд 11)Зина Портнова - Герой Советского Союза. Война застала ленинградскую пионерку в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Девочка вступила в подпольную молодежную организацию «Юные мстители». Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку. Зину схватили фашисты, когда она возвращалась с задания. Ее били, пытали, но она молчала. Девочку расстреляли. ( слайд 8)
( слайд 12)
Лара Михеенко Была партизанкой - разведчицей. Выведывала расположение вражеских батарей, считала машины, двигавшиеся по большаку в сторону фронта, запоминала, какие поезда, с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Лару выдал предатель. Гестаповцы не делали скидок на возраст после бесплодного допроса девочку расстреляли. Это случилось 4 ноября 1943 года. Посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.
( слайд 13)
Володя Дубинин
О нем рассказывали легенды : как водил за нос целый отряд гитлеровцев, выслеживающих партизан в крымских каменоломнях ; как проскальзывал тенью мимо усиленных постов врага ; как мог запомнить с точностью до одного солдата численность сразу нескольких гитлеровских подразделений, расположенных в разных местах … Он был любимцем партизан, их общим сыном. Но война есть война, она не щадит ни взрослых, ни детей. Юный разведчик погиб, подорвавшись на фашистской мине, когда возвращался с очередного задания. Командующий Крымским фронтом, узнав о его гибели, отдал приказ наградить посмертно юного патриота орденом Красного Знамени.
( слайд 14)
Саша Ковалев
(слайд 15)
Аркадий Каманин(слайд 16)
Таня Савичева
(слайд 17)
Ученик.Эта тонкая тетрадка
Стоит многих толстых книг.
Пионерка – ленинградкаПотрясает твой Дневник.
Таня Савичева, Таня,
Ты в сердцах у нас жива.
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова.
Ленинград в тисках блокады,
У ворот лютует враг.
Рвутся бомбы и снаряды,
Дует стужа, давит мрак.
От коптилки не согреться,
И ни крошки, ни глотка,
И выводит кровью сердце
На страницах дневника:
Лёка умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года.
Ученик.Смолк зловещий гром орудий,
Пронеслась войны гроза,
Но всё так же память людям
Смотрит пристально в глаза.
К солнцу тянется берёзка,
Пробивается трава.
А на скорбном Пискарёвском
Обожгут сердца слова:
Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.
Мама умерла 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.
Ученик.У планеты нашей сердце
Бьётся гулко, как набат.
Не забудет мир Освенцим,
Не забудет Ленинград.
Будьте бдительными, люди.
Люди, вслушайтесь в Дневник,
Он звучит сильней орудий,
Тот безмолвный детский крик:
Савичевы умерли . Умерли все. Осталась одна Таня.
(слайд 18)
Ведущий.Потом умерла и Таня. Она была вместе с другими детьми вывезена из блокированного Ленинграда в Горьковскую область. Умерла в Шатковской больнице 23 мая 1944 года. Она умерла, как жертва страшной войны.
Ведущий. Их судьбы похожи, как капли воды. Прерванная войной учеба, клятва мстить оккупантам до последнего вздоха, партизанские будни, разведывательные рейды по вражеским тылам, засады, взрывы эшелонов … Разве что смерть была разной. Кому - то выпадала прилюдная казнь, кому - то выстрел в затылок в глухом подвале.

Ученик.По рассказам и книжкам я знаю войну,
Что сиротами сделала многих детей,
Что заставила плакать седых матерей.
По рассказам и книжкам я знаю войну.
По рассказам и книжкам я вижу войну.
Вижу стены, разорванный бомбами дом.
Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом,
По рассказам и книжкам я вижу войну.
По рассказам и книжкам я слышу войну.
Слышу грохот орудий и раненых крик.
Слышу вздох партизан, замеревших на миг.
По рассказам и книжкам я слышу войну.
Я не знаю войны. Да зачем это мне?
Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.
Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде
Понаслышке лишь знали бы мы о войне.
(слайд 19)
Ученик.Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причиной.
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
(слайд 20)
Ученик.Сколько вас? Попробуй перечислить!
Не сочтёшь, а впрочем – всё равно.
Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
В каждой песне, лёгком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно
(слайд 21)
.
Ведущий.Победа! Этого праздника люди ждали 1418 дней. Именно столько дней продолжалась Великая Отечественная война.
(слайд 21)
Как могли, помогали Родине дети: кто – у станка или в поле, кто – на фронте или в партизанском отряде. Многие из них стали героями, многие погибли…
Неугасима память поколенийИ память тех, кого так свято чтим.Давайте, люди, встанем на мгновеньеИ в скорби постоим и помолчим.
Склоним головы перед памятью тех, кто не вернулся, кто остался на полях сражений, умер от холода и голода, скончался от полученных ран в фашистских застенках. Почтим и память всех погибших минутой молчания!
Минута молчания.
На сцене дети с портретами пионеров – героев в руках.
Ученик.Разве погибнуть
Ты нам завещала,
Родина?
Жизнь
Обещала,
Родина.
Разве для смерти
Рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты
Нашей
Смерти,
Родина?
Пламя
Ударило в небо! –
Ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала:
«Вставайте
На помощь…»
Родина.
Славы
Никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого…
Дети (хором).
Я или Родина!
Ведущий: Мы упомянули немногих. А сколько их было, отдавших свою жизнь за счастье людей. Свято чтите память, старайтесь быть похожими на них. Вечно будет жить в наших сердцах память о юных героях, отдавших свою жизнь за свободу и счастье людей. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было даже поверить. Но это было. Было в истории нашей большой страны, было в судьбах её маленьких ребят-обыкновенных мальчишек и девчонок.
Горько и больно говорить, что и сейчас мир не спокоен, не стабилен. В разных точках земли возникают межнациональные конфликты и войны., совершаются акты терроризма. Жертвами становятся десятки тысяч мирных жителей, среди них дети. Ломаются судьбы, уничтожаются материальные, культурные, духовные ценности. И каждый из нас понимает, что такого быть не должно.
Каждое утро над Землёй должно вставать мирное солнце. Чтобы дети рождались не для ужасов войны, а мирно жили рядом с папой, мамой под мирной счастливой звездой. Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет мир! И каждый из нас понимает, что такого быть не должно.
Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.
- А сейчас возьмите ладошки и прикрепите на плакате «Мы голосуем за Мир»
(Слайд 23)
( Звучит музыка идет показ клипа. Класс исполняет песню «Пусть всегда будет солнце!). Мы сегодня узнали еще больше о подвигах юных героев. А если вам интересно будет почитать о них, то можете обратиться в нашу сельскую библиотеку. Эта выставка книг, о подвигах юных героев, которые вы можете прочитать.

Рефлексия
Ведущий: Ребята, а вы знаете, символом чего является голубь?
У вас на столах голуби. Оцените свою работу на классном часе. Поднимите белого голубя, если понравилось, а если нет - то красного.
(слайд 24)
Спасибо за внимание!