Конспект индивидуального занятия: Лексика. Речевые ошибки.


ГБОУ открытая (сменная) общеобразовательная школа № 10
Конспект урока.
Тема:

Цель:
умение выбирать слова и так строить свою речь, чтобы она была максимально понятна.
Задачи:
коррекция произношения;
развитие зрительного восприятия (чтение с губ);
умение ловко, чётко и быстро выговаривать
трудносочетаемые и труднопроизносимые слова и звуки;
умение редактировать текст;
формирование умения анализировать текст, выбирать слова в соответствии с содержанием текста;
работа над выразительностью чтения;
развитие умения правильно соблюдать ударение в словах;
расширение словарного запаса;
развитие внимания, памяти.
Оборудование: записи на доске (или дидактич. материал).

Учитель-дефектолог:
Акбашева О.В.
Санкт – Петербург
Ход занятия.
Этапы урока Содержание Примечание
1. Организация
начала урока 1. Приветствие.
2. Вопросы к уроку. На доске число и тема урока
«Лексическое значение слова».
Чтение с губ вопросов к уроку.
2. Основная
часть Работа над произношением.
Орфографический диктант. (для дет. с нар. речи).
Работа с пословицами.
Что значат эти пословицы?
Почему так говорят?
Как мы должны относиться к тому, что мы говорим и пишем?
Работа со стихотворением.
Прочитайте стихотворение.
Люблю я майскую грозу в начале мая,
Когда весной весенний первый гром,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.
А.Хайт.
Что здесь не так?
Стихотворение какого известного поэта нам напоминают эти строчки?
Теперь прочти исправленное стихотворение с выражением.
Объявление темы урока.
─ Явление, которое, играя со словами, показал нам поэт А.Хайт в стихотворении про грозу, называется «лишние слова». Существует и другой термин для данного явления - «речевая избыточность». Это один из часто встречающихся видов речевых ошибок. Сегодняшняя тема урока «РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ».
Выбор правильного варианта текста..
1. Он учился в музыкальной консерватории. Он учился в консерватории.
2. Налицо разбазаривание государственного имущества. Налицо незаконное разбазаривание государственного имущества.
3. Перед смертью он долго болел. Перед своей смертью он долго болел.
4. Состоялся обмен имеющимся опытом. Состоялся обмен опытом.
5. Они окончательно закончили работу. Они закончили работу.
6. Художник мастерски описывает внешность своих героев. Художник мастерски давал портреты внешности своего героя.
7. Суть вопроса заключается в том, что вы не смогли доказать свою правоту. Главная суть вопроса заключается в том, что вы не смогли доказать свою правоту.
8. Он предчувствовал этот поворот в своей судьбе. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее.
9. Эрмитаж – сокровищница нашей культуры. Эрмитаж – ценная сокровищница культуры.
Редактирование текста и запись правильного варианта.
Есть и другая речевая ошибка. Это тавтология, когда в тексте или в речи необоснованно повторяются однокоренные слова.
Здесь приведены предложения с речевой избыточностью и тавтологией. Что нужно в тексте убрать или заменить? Почему?
1. Он был мужественным и смелым человеком. 2. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 3. Он облокотился локтём на стол. 4. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление. 5. Вместе с Городецким сотрудничал Блок. 6. Внутренний интерьер дворца поражал роскошью 7. Писателя интересуют вопросы психологических чувств героя. 8. Сонина комната походила как будто на сарай. 7. Редактирование текста и запись правильного варианта.
─ Приводимые ниже примеры содержат речевую ошибку, которая называется подмена понятий. Как устранить ошибки в примерах? Ответ запишите в правой части таблицы.
1. На высоком столике стояли миска с водой, мыло, полотенце. 2. Жильцы требовали ликвидации неполадок в квартирах и ремонта. 3. Школа опустела, не слышно привычного шума и ярких стенгазет. 8. Выбор слова в соответствии с содержанием текста.
Теперь перейдём к ошибкам, которые называются необоснованное стремление к псевдовысокому стилю. Такие ошибки появляются, когда автор текста хочет выразить свою мысль излишне торжественно и не к месту включает слова высокого книжного стиля в контекст разговорного стиля. В этом случае возникает стилистическое несоответствие. Из двух вариантов в скобках выберите один, присущий данному стилю, а ненужное зачеркните.
Юрий Гагарин (был в космосе – посетил космос) в 1961 году.
Разговор по телефону: «Знаешь, в (данный момент – сейчас) я не могу прийти, я готовлюсь к экзаменам».
Мальчик услышал, что охотники ищут медвежью берлогу. Он бегом кинулся к медведям, чтобы (проинформировать их об этом – сказать им об этом).
Я так рада! Моя племянница (приобрела – купила), наконец, квартиру.
Медведь увёл медведицу с медвежатами (на другую жилплощадь – в другую берлогу).
Старый ворон (вступил в конфликт – начал спорить) со всей стаей. Чтение слоговых
таблиц, слов, чистоговорок, скороговорок.
На доске:
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь!
Что написано пером, того не вырубишь топором.
Правильн. вариант.
Он учился в консерватории.
Налицо разбазаривание государственного имущества.
Перед смертью он долго болел.
Состоялся обмен опытом.
Они закончили работу.
Художник мастерски описывает внешность своих героев.
Суть вопроса заключается в том, что вы не смогли доказать свою правоту.
Он предчувствовал этот поворот в своей судьбе.
Эрмитаж – сокровищница нашей культуры.
На доске таблица с текстом.
Лишние слова:
либо мужеств. либо смелый.
быстро
локтём
очень
вместе
внутренний
психологических
как будто
… стояла миска с водой и лежали мыло и полотенце
… в квартирах и проведения ремонта
… шума, не видно ярких стенгазет
Прав. вариант:
был в космосе
сейчас
сказать им об этом
купила
в другую берлогу
начал спорить.
3. Организация
конца урока Какие бывают речевые ошибки?
Сегодня мы хорошо поработали. Молодец.


1. Впишите нужные гласные, объясните свой выбор.
Уб_раю – уб_ру, отп_рать дверь – отп_реть, бл_стеть – бл_стательный,
изл_гать – изл_жить, предпол_гать – предпол_жить, разл_гать, ул_жение,
к_снуться – к_саться, к_сательная, соприк_саться, соприк_сновение.
2. Что значат эти пословицы? Почему так говорят? Как мы должны относиться к тому, что говорим и пишем?
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь!
Что написано пером, того не вырубишь топором.
3. Прочитайте четверостишие. Что здесь не так?
Люблю я майскую грозу в начале мая,
Когда весной весенний первый гром,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.
А.Хайт.

3. Выберите один из вариантов, который вы считаете правильным. Объясните,
почему этот вариант лучше другого. Худший вариант зачеркните.
1. Он учился в музыкальной консерватории. Он учился в консерватории.
2. Налицо разбазаривание государственного имущества. Налицо незаконное разбазаривание государственного имущества.
3. Перед смертью он долго болел. Перед своей смертью он долго болел.
4. Состоялся обмен имеющимся опытом. Состоялся обмен опытом.
5. Они окончательно закончили работу. Они закончили работу.
6. Художник мастерски описывает внешность своих героев. Художник мастерски давал портреты внешности своего героя.
7. Суть вопроса заключается в том, что вы не смогли доказать свою правоту. Главная суть вопроса заключается в том, что вы не смогли доказать свою правоту.
8. Он предчувствовал этот поворот в своей судьбе. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее.
9. Эрмитаж – сокровищница нашей культуры. Эрмитаж – ценная сокровищница культуры.
4. Здесь приведены предложения с речевой избыточностью и тавтологией. Что
нужно в тексте убрать или заменить? Почему?
1. Он был мужественным и смелым человеком. 2. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 3. Он облокотился локтём на стол. 4. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление. 5. Вместе с Городецким сотрудничал Блок. 6. Внутренний интерьер дворца поражал роскошью. 7. Писателя интересуют вопросы психологических чувств героя. 8. Сонина комната походила как будто на сарай. 5. Приводимые ниже примеры содержат речевую ошибку, которая называется подмена понятий. Как устранить ошибки в примерах? Ответ запишите в правой части таблицы.
1. На высоком столике стояли миска с водой, мыло, полотенце. 2. Жильцы требовали ликвидации неполадок в квартирах и ремонта. 3. Школа опустела, не слышно привычного шума и ярких стенгазет. 6. Из двух вариантов в скобках выберите один, присущий разговорному стилю, а ненужное зачеркните.
Юрий Гагарин (был в космосе – посетил космос) в 1961 году.
Разговор по телефону: «Знаешь, в (данный момент – сейчас) я не могу прийти, я готовлюсь к экзаменам».
Мальчик услышал, что охотники ищут медвежью берлогу. Он бегом кинулся к медведям, чтобы (проинформировать их об этом – сказать им об этом).
Я так рада! Моя племянница (приобрела – купила), наконец, квартиру.
Медведь увёл медведицу с медвежатами (на другую жилплощадь – в другую берлогу).
6. Старый ворон (вступил в конфликт – начал спорить) со всей стаей.

Речевая избыточность – повторение в тексте «лишних» слов с
одинаковым или очень близким значением.
Тавтология – в тексте необоснованно повторяются однокоренные
слова.
Подмена понятий – такая ошибка возникает в случае, если в один ряд
как однородные попадают несовместимые понятия.
Например, глагол, как центр предложения может
сочетаться только с частью слов (но не со всеми
словами), которые за ним следуют.
Необоснованное стремление к псевдовысокому стилю -
такие ошибки появляются, когда автор текста
хочет выразить свою мысль излишне
торжественно и не к месту включает слова
высокого книжного стиля в контекст
разговорного стиля. В этом случае возникает
стилистическое несоответствие.