Проект урока окружающего мира Человек — разумное существо


МАОУ гимназия №2

Урок окружающего мира
во 2 классе
УМК «Гармония»
Тема урока: Человек – разумное существо

Выполнила:
Пузина Оксана Владимировна
учитель начальных классов
2013 год
Предмет: Окружающий мир
УМК «Гармония»
Класс: 2 класс
Тема урока: Человек – разумное существо
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.
Задачи урока:
Предметные:
1Познакомить учеников с отличительными чертами человека .
2. Дать представление о разуме как важнейшей черте человека .
3. Воспитать ответственное отношение ко всему окружающему миру.
2 Метапредметные
Познавательные:
-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;
-содействовать развитию умения наблюдать, исследовать;
-формировать умения формулировать ответ на вопросы учителя;
Регулятивные:
- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;
-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;
- адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества выполненной работы и правильности ответов.
Коммуникативные
- содействовать развитию у детей умению общаться;
-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.
Личностные:
-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.
-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;
Предполагаемые результаты
Предметные:
Смогут рассуждать о том, чем человек отличается от животных, сравнивают их жилища, способы передвижения с изобретениями человека;
делятся с одноклассниками собственными наблюдениями, формулируют выводы и проверяют их;
выполнят задания в рабочей и тестовой тетрадях, работают с разрезными карточками.
Метапредметные:
познавательные: принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию
из текста, иллюстрировать схемы, выделять отличия человека
от животных; анализировать и обобщать
коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; аргументировать свою позицию; оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
регулятивные: ученик получит возможность учиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная.
Оборудование:
Учебник – с. 8 -9;
Рабочая тетрадь – с. 8–9, задания 7,8, 9;
Тестовые задания – с. 8 – 9, тест № 2.
компьютерная презентация
Содержание учебного материала Деятельность обучающихся УУД
Вхождение в урок
Мотивационный момент
Слайд №2 Солнце на небе проснулось,Нам, ребята, улыбнулось.Глазки тихо закрываем,Руки к небу поднимаем.Лучи солнышка возьмёмИ к сердечку поднесём.
Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке. Настраиваются на работу.
К-1
Актуализация знаний
Постановка учебных задач
Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
Минутка календаря.
Группа дежурных синоптиков рассказывает по опорным схемам о погоде
Повторение
Можно ли сказать, что живые организмы – это часть природы. (Да, это часть природы).
А человек – часть природы? (Да).
Докажите, что человек – часть природы.
Что необходимо человеку для жизни?
(Воздух, вода, пища).
К какой группе живых существ можно отнести человека?
Считаете ли вы себя животным?
На какого животного вы похожи?
Чем человек отличается от животных?
Главное отличие человека от животного– в разуме и мышлении.
Человек создал множество музыкальных произведений, которыми мы наслаждаемся, мы говорили, что человек не умеет хорошо плавать, быстро бегать и летать, но он, благодаря своему разуму создал машины, которые помогают ему в этом (корабли, самолеты, ракеты). Благодаря мышлению, человек преображает мир вокруг себя.
Так кто же такой человек?
Как вы думаете, о ком будем говорить сегодня на уроке?
Чтение стихотворения Г.Люшнина «Строители»
Папу знает весь район.
Мастер он отличный.
Со своей бригадой он
Строит дом кирпичный.
Дом среди других домов
И стройней и выше.
Говорят, до облаков
Дом достанет крышей.
Мы с сестренкою вдвоем
На лугу зеленом
Двухэтажный строим дом
С окнами, с балконом.
Папа к нам вчера пришел,
Осмотрел, как надо,
И сказал он: «Хорошо,
Славная бригада!»
На какие вопросы вы хотели бы сегодня на уроке найти ответ?
Выступают дежурные синоптики
Отвечают на вопросы по пройденному материалу
Человек - часть природы. Он трудится, мыслит и этим выделяется среди животных.
О человеке
Задают вопросы к уроку.
Определяют задачи урока. К-2
П-8
П-5
К-3
Работа по теме урока
Открытие нового знания

Слайд № 6
Работа по заданиям учебника стр 10
1.Задание 2.
Где обитают разные животные?
Послушайте стихотворение Т. Боковой и назовите жилища животных.
У меня в лукошке проживают кошки.
Мышки в погребе живут, в норках зернышки жуют.
Есть сарайчик у гусят, есть загон у поросят.
Дом имеют утки. Спит собака в будке.
А медведь - в берлоге у лесной дороги...
Зайка серый - скок-поскок - примостился под кусток.
Волк с волчатами - в норе, а жучки живут в коре.
-Укажите с помощью стрелок, где живут эти животные.
КАРТОЧКА
Проверка Слайд № 7
Какие жилища есть у птиц? (Гнезда.)
Из чего они сделаны? (Из веточек, травинок.)
Какие жилища есть у насекомых? (Дупло, гнездо.)
Из чего они сделаны? (Из древесной трухи.)
Какие жилища есть у млекопитающих? (Норы, дупла, берлоги.)
Из чего они сделаны?
2.Прочитайте текст на странице 11 учебника.
Как животные приспосабливаются к тем природным условиям, в которых они обитают?
3.Рассмотрите жилища людей на с. 10 учебника.
Какие материалы использует человек для своих строений? (Камень, дерево,
солому, глину, ледяные глыбы, кости крупных животных, войлок, бересту, тростник, камыш.)
Какие новые строительные
материалы придумал человек? (Стекло, бетон, металлы, пластмасса.)
Дерево, камень, ракушечник используют в строительстве и до сих пор.
Какие жилища человека похожи на жилища животных?
(Землянка — на нору; пещера - на логово; шалаш — на гнездо.)
Расскажите, в каком доме живете вы, из какого материала
он сделан, сколько в нем этажей. (Устные рассказы учащихся.)
Выполняют задания и отвечают на вопросы
Составляют схему
Работают в группах по заданию учителя.
Работают в паре
Отвечают на вопросы
Читают текст в учебнике
Работают в паре по рисунку
Работают в паре. Отмечают вопросы на который нашли ответ
Рассказывают о своём доме К-1
К-2
К-3
Р-1
К-3
П-4
Физминутка Слайд №8
Мы затеяли игру
На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Ты — ромашка, я — вьюнок.
Становитесь в наш венок. (Взялись за руки, построились в круг.)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире. (Ходьба по кругу.)
А теперь мы — ручейки,
Побежим вперегонки,
(Бег по кругу.)
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим. (Ходьба по кругу.)
Применение освоенного в практической деятельности

Работа в тетради на печатной основе
Задание 10
Из каких материалов строили дома в старину? (Из природных материалов.) Перечислите. (Из ледяных глыб, шкур оленей,
камня, соломы, глины, костей крупных животных, бревен.)
Назовите жилища северных народов (эскимосов, чукчей)
(чум, иглу), народов, живущих в лесах (изба, шалаш), жилище
степных жителей (юрта).
Напишите, из чего сделаны жилища. (Иглу - ледяные блоки. Изба - бревна. Чум - шкуры оленей. Юрта - войлок. Мой
дом - кирпич (бревна).) Работа в паре
Работа в малых группах
П-8
П-5
К-3
Работа по теме урока
Слайд №9
Слайд №10
Слайд №11
Слайд №12
Слайд №13
Слайд №14 Вспомните, как передвигаются разные животные.
Какие способы передвижения освоил человек?
Задание 4. Учебник стр. 12
Прочитайте стихотворение С. Михалкова.
Какие средства
передвижения изобрел человек? (Карету, машины, паровые тихоходы, электровоз, корабли, морские ракеты, воздушный шар,
самолет, космические ракеты.)
Какие «подсказки» природы
использовал человек для своих изобретений?
Дополнительные сведения
Мы не можем представить себе нашу жизнь без транспорта.
Но так было не всегда. Сейчас мы с вами мысленно отправимся
в прошлое.
Было время, когда людям не на чем было ездить, но они
мечтали научиться быстро передвигаться и перевозить грузы.
Сначала грузы возили по воде на плотах. На суше использовали
вьючных животных.
Какие животные помогали человеку?
Потом стали ездить на полозьях (на санях), что было не очень
удобно. Почему?
Заметив, как бобры перекатывают бревна к воде, люди научились ставить бревна-катки под грузы. Из обрубков бревен
появилось колесо, затем - повозки, в них впрягали животных.
С тех пор люди начали ездить.
В шахтах, где добывали уголь, руду, люди использовали
рельсы. По ним тележка катилась легче, и лошадь могла катить
более тяжелый груз. На улицах городов также появились повозки, которые двигались по рельсам, и тащили их лошади. Их назвали конками. Конки перевозили пассажиров. Но люди мечтали
ездить еще быстрее. В сказках они мечтали о сапогах-скороходах, коврах-самолетах и т. д. Наконец изобрели паровой двигатель. Русский механик Мирон Черепанов вместе с отцом построил первый в России паровоз.
Послушайте «Попутную песню» М. И. Глинки, которую он
сочинил в честь первого паровоза. (Звучит музыка.)
Что вы представляете себе, слушая эту музыку? Почему
«веселится и ликует весь народ»?
Работают по иллюстрациям учебника стр 11
Коллективная работа по тексту стихотворения
К-1
К-2
К-3
Р-1
К-3
П-4
Закрепление изученного
Игра «Хорошо - плохо».
Хорошо, что есть автомобиль. (Высказывания учащихся:
можно ездить, перевозить грузы...)
Плохо, что есть автомобиль. (Высказывания учащихся: загрязняет воздух ...) Почему это происходит? (Несгоревшее топливо вместе с выхлопными газами выходит наружу.)
Возникло противоречие: с одной стороны, автомобиль
необходим, а с другой - он загрязняет воздух. Что делать? (Создать новый автомобиль, который не будет загрязнять воздух.)
Что надо изменить в машине, чтобы она не вредила окружающим? (Двигатель.) Какой это должен быть двигатель?
(Электрический, газовый, на солнечной энергии, раскрученный один раз, сможет ездить долго, затем его можно перезарядить...)
Как будет выглядеть автомобиль будущего? Попробуем
себя в роли изобретателя. Нарисуйте автомобиль будущего.
Как двигаются разные животные? (Лягушки, рыбы плавают. Птицы летают, змеи ползают. Лошади скачут, кенгуру
прыгают.)
Как связано строение тела птиц со способом движения
и средой обитания? (У птиц есть крылья.)
Как связано строение тела рыб со способом движения
и средой обитания? (У рыб есть плавники и хвост.)
Как связано строение тела млекопитающих со способом
движения и средой обитания? (У лошади сильные ноги; у кита -
плавники, хвост; у летучей мыши - крылья и т. д.)
У каких растений и животных человек подсмотрел средства передвижения? (У коалы, лягушки, краба, у семян одуванчика
и семян клена, у чайки, дельфина.) Работают в группах
Доказывают.
Высказывают свои предположения
Творческая работа
Выставка работ
К-2
П-8
Л 2
Подведение итогов урока
Слайд
№ 15
Слайд №16
Слайд №17 Какие вопросы были поставлены в начале урока?
Какими способами они решались?
Какой вывод можно сделать после их решения?
Кто сможет ответить на вопрос?
Что на уроке получилось хорошо?
Над чем еще надо поработать?
Рефлексия
Дети делают вывод
2.Учащиеся высказывают свое мнение
Дают оценку своей работе
К-3
Л-4
Р-3
КАРТОЧКА
Укажите с помощью стрелок, где живут животные
собака берлога
утка нора
лиса птичник
медведь муравейник
муравей дупло
белка будка
Список использованной литературы:
Окружающий мир: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях / Поглазова О. Т., Шилин В. Д. – 5-е изд.. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Поглазова О. Т., Шилин В. Д. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
Поглазова О. Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012 г.
Окружающий мир. 2 класс: система уроков по учебнику О.Т.Поглазовой, В.Д.Шилина/авт.- сост.Н.Л Лобозина. – Изд.2-е перераб. – Волгоград: Учитель, 2013