Урок-игра при обобщении темы «Функции» (конспект урока)


Урок-игра при обобщении темы «Функции»
На изучение темы «Функции» отводится всего 8 часов. Данный урок является уроком обобщающего повторения по теме в 7 классе. Учащиеся первый год изучают алгебру, в программе предмета «Алгебра» уделяется большое внимание функционально-графической линии. Многие новые понятия по данной теме воспринимаются на наглядно-интуитивном уровне, поэтому на уроках необходимо использовать большое количество графиков линейной функции.
Мультимедийная презентация позволяет наиболее наглядно продемонстрировать работу с графиками функций: учащимися легче воспринимаются задания на нахождение значений аргумента (функции) по соответствующему значению функции (аргумента), а также построение графиков линейной функции.
Устные задания в презентации подобраны таким образом, что учащимся необходимо выстраивать логические цепочки в своих рассуждениях, делать выводы. Презентация помогает учащимся не только прочно усвоить данный материал, но привить интерес к алгебре.
Цели урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Линейная функция»; развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, навыки работы с графиками линейных функций, устную и письменную математическую речь; воспитывать ответственность, коллективизм, уважительное отношение к мнению одноклассников.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация по теме, карточки с номерами 1-4, красные и зеленые фишки, видеоматериалы.
Ход урока
I. Организационный момент (Слайд 2)
Проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Слайд 3: Наш сегодняшний урок посвящен обобщению и итоговому повторению темы «Функции». Функции являются основой для построения любой экономико-математической модели, физического процесса. Как будущие менеджеры и экономисты вы должны уметь «читать» графики, т.е. получать из них максимум информации об изучаемом объекте, а также строить эскизы графиков функций, располагая перечнем свойств.
А для проверки ваших знаний в данной области поможет мне наш урок-игра, для которого нам нужно разделиться на две команды, путем вытаскивания зеленой или красной фишки.
Слайд 4: Правила игры просты:
Отвечая на вопрос, участник поднимает карточку с номером правильного ответа;
За правильный ответ на вопрос команда получает 1 балл;
Все ответы записываются в контрольный лист одним из участников.
II. Теоретическая разминка «О чем идет речь?» (Слайд 5)
Слайд 6: Готфрид Вильгельм Лейбниц - немецкий философ, математик, физик, языковед. Независимо от Ньютона он открыл дифференциальное и интегральное исчисление. Придумал счетную машину, способную производить операции над большими числами. Писал о возможности машинного моделирования функций человеческого мозга. Это Лейбницу принадлежит термин … (функция)
Слайд 7: Представь, что ты с друзьями собрался отдохнуть за городом на природе. У тебя у одного есть транспорт. Ты за рулем и можешь кого-то из друзей взять с собой. Ты богатый парень и у тебя на выбор есть: мотоцикл, легковой автомобиль и микроавтобус. Если ты поедешь на мотоцикле, то ты сможешь взять только одного друга. Мотоцикл же двухместный?! Если поедешь на автомобиле, возьмешь четырех друзей. А на микроавтобусе компанию тебе составят аж восемь человек. Иными словами, есть одна величина – количество пассажирских мест в транспортном средстве, то есть сколько друзей ты сможешь взять, и другая величина – общая вместимость этого транспортного средства. Давайте это нарисуем. Зависимость, которая показывает, как одна величина связана с другой величиной, называется функцией. А такая вот линия называется … (графиком функции)
III. Конкурс «Решай, ищи, твори и мысли» (Слайд 8)
Слайд 9: График какой функции лишний? Объяснить почему. (3 – не график прямой)

Слайд 10: На каком рисунке изображен график прямой пропорциональности? Ответ объяснить. (4 – проходит через начало координат)

Слайд 11: На каком рисунке коэффициент k в уравнении линейной функции отрицателен? Ответ объяснить. (5 – положительному значению аргумента соответствует отрицательное значение функции)

Слайд12: На каком рисунке свободный член b в уравнении линейной функции отрицателен? Ответ объяснить. (2 – график функции смещен вниз относительно начала координат)

Слайд 13: На кубиках буквы: У; Н; А; Т; М; Р; Г; Е. Из этих букв необходимо составить самое длинное слово по теме урока. Дать определение этого понятия. (Аргумент – независимая переменная)

Слайд 14: Даны три графика. Ученик допустил ошибку при построении графика одной из функций. Найди ошибку. Ответ объяснить. (2 – график прямой пропорциональности должен проходит через начало координат)

Слайд 15: На рисунке изображены графики функций: у = 3х; у = - 3х; у = х – 3. Под каким номером изображен каждый график функции? (1: у=х-3; 2: у=3х; 3: у=-3х)
IV. Физкультминутка с Серебряшкой (Слайд 16)
V. Конкурс «А ну-ка, нарисуй!» (Слайд 17)
Слайд 18: Построение рисунка на координатной плоскости:
(0;5); (-2;7); (-2;8); (0;10); (1;12); (2;10); (3;12); (4;10); (5;8); (4;5); (5;0); (5;6); (9;10); (11;10); (13;8); (13;5); (12;4); (11;4); (10;5); (9;4); (9;-3); (4;-7); (-4;-7); (-4;-6); (-2;-5); (-3;-4); (-3;-3); (-1;-1); (0;-1); (-1;1); (-3;1); (-4;0); (-5;0); (-5;-1); (-4;3); (-1;3); (0;5).
Слайд 19: Посмотрим, что же мы нарисовали!?

VI. Подведение итогов урока-игры (Слайд 20)
Выставление оценок; награждение победителя.
Вручается Диплом «Лучший знаток темы».
VII. Рефлексия (Слайд 21)
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я повторил...
Сегодня на уроке я узнал...
Сегодня на уроке я научился....
Слайд 22: Подошла к концу наша игра. Я надеюсь, что знания, полученные на уроках математики, найдут применение в других дисциплинах, связанных с вашей будущей специальностью. Успехов всем в приобретении профессиональных навыков и творческой энергии! Благодарю всех участников за активную работу и экспертную группу за помощь и объективность оценок!
Список литературы
Учебник “Алгебра – 7”, Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова, Москва, “Просвещение”, 2009 год.
Дидактические материалы по алгебре.7 класс. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.М. Короткова / М: Просвещение, 2002.
Разноуровневые дидактические материалы по алгебре. 7 класс. / Н.Г. Миндюк, М.Б. Миндюк. / М.: Генжер, 2004.
Ресурсы Интернет
http://festival.1september.ru/articles/419097/http://festival.1september.ru/articles/648488/