Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме Страны мира
Цель: знакомство с важнейшими странами мира, достопримечательностями этих стран, населяющими их людьми и их достижениями.
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование активной позиции сотрудничества со сверстниками;
- формирование внутренней положительной мотивации к предмету – окружающий мир;
- воспитывать чувство любви к России, интереса к другим странам мира
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения выделять и формулировать познавательные цели;
- формировать у учащихся умение подбирать и систематизировать необходимую информацию;
- развивать логическое мышление через формирование умения анализировать, обобщать, выделять главное, решать проблемы;
- продолжить работу по формированию умений устанавливать партнерские отношения;
- умения планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- развитие умения планировать, контролировать и оценивать собственную учебную деятельность;
- планировать учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе — определять цели, функции участников, способы взаимодействия.
- развитие умения слушать и понимать устную речь других, формулировать и аргументировать собственное мнение.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- закрепить и расширить знания детей о странах мира;
- научить показывать и называть с помощью карты столицы соседних с Россией государств;
- находить из различных источников дополнительный материал о странах мира, их достопримечательностей.
3.Учебные задачи, направленные на достижение здоровьесберегающих результатов обучения:
- создать условия для снятия физической и умственной усталости детей
Оборудование: политическая карта мира, мультимедийное устройство, компьютер, презентация, выставка детских журналов «Открой мир с Волли», атлас мира из коллекции «Древо познания», фотографии достопримечательностей различных стран, раздаточный материал для выполнения заданий.
Формы обучения: фронтальная, работа в группах под руководством учителя.
Ход урока:
Организационный момент. Настрой на урок.
Урок начинается с того, что учитель без предупреждения, говорит на иностранном языке.
(1. Бон жур. Добрый день.
2. Аншантэ дё ву вуар. Рада Вас видеть.
3. СавА? Как дела?
4. Ву ком прионЭ? Вы понимаете?)
- Вы удивлены? Слышали где-нибудь такую речь? Почему я начала урок именно так?
(Выслушиваются мнения детей)
Постановка целей и задач урока учащимися.
Слайд «Солнышко»
- Сегодня на урок к нам пришли гости. А это здорово, когда приходят гости: можно показать самое лучшее, на что мы способны! Поприветствуем гостей добрыми улыбками.
- Встаньте ровно, потянитесь к солнышку! (Анимированное солнышко на экране). Возьмем у солнышка заряд бодрости, энергии и радостного оптимистичного настроения!
- Присаживайтесь те, кто должен сейчас сидеть! Не забывайте про правильную осанку.
Учитель:
- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира – урок-путешествие. На чем можно отправиться в путешествие?
(Выслушиваются ответы детей, называется средство передвижения – самолет)
Слайд «Задачи урока»
- Какие задачи ставим перед собой?
(Выслушиваются ответы детей)
- Перед полетом слово просят первый и второй пилоты. На протяжении всего полета с нами будет бортпроводница.
1-й пилот:
Хорошо б собраться вместе нам, ребятам всей Земли!Будут наши смех и песни на Луне тогда слышны.
2-й пилот:
Путь наш будет дальний-дальний, облетим Европу всю,Побываем за Ла-Маншем, посетим Швейцарию.
Стюардесса:
Мы расскажем вам про немцев, про французов, англичан,Где живут, во что одеты, каждый пусть услышит сам.
1-й пилот:
Самолет наш невидимкой полетит в Германию,А затем посадка в Вене – посетим мы Австрию.В Берн отправимся потом мы, поглядим красоты Альп,Про французские поместья не забудем рассказать.
2-й пилот:
А закончим наш полет мы в Париже – это порт, Где садятся самолеты, и французские пилотыПьют в кафе горячий чай.Вы готовы? (Да!) Включай!
Стюардесса:
- Уважаемые пассажиры, экипаж самолета рад приветствовать вас на борту нашего авиалайнера. Мы совершим полет до Парижа с промежуточными остановками в странах центральной Европы. Желаем вам приятного, а главное познавательного полета.
Слайд «Самолет»
Стюардесса:
- Наш самолет совершил посадку в столице Федеративной Республике Германии – Берлине.
1-й ученик:
- Мы рады видеть вас в нашей стране. Германия расположена в центральной Европе, граничит с 9-ю государствами - Польшей и Чехией, Австрией и Швейцарией, Францией, странами Бенилюкса и Данией. Германия имеет выход к Северному и Балтийскому морям.
Слайд «Карта Германии»
На доске маленькая карта государства Германии. 1-й пилот показывает на большой карте Германию.
Площадь Германии – 357 тысяч километров, численность населения около 80-ти миллионов человек. Государственный язык – немецкий, столица – Берлин.
2-й ученик:
- У каждого государства есть своя политическая символика. Флаги и гербы – это символы национальной принадлежности. Цвета германского государственного флага – черно-красно-золотой.
Слайд «Флаг Германии»
Орел, изображенный на гербе, служил у римских императоров символом власти. Когда Карл Великий взялся за обновление Римской империи, он перенял этот символ императорской власти. Германские правители чаще всего были одновременно германскими королями и императорами Священной Римской империи. Орел стал составной частью государственного герба, основан он в 1871 году Германской империи. Государственный гимн, как и государственный флаг, появился еще до революции 1848 года.
3-й ученик:
В Германии много памятных мест.
Слайд «Бранденбургские ворота»
Это Бранденбургские ворота считаются архитектурным памятником, который был создан в 1788-1791 годах.
Слайд «Берлинская телебашня»
Телебашня является самым высоким сооружением Германии. Высота составляет 368 метров.
Слайд «Берлинский зоопарк» (2 слайда)
Берлинский зоопарк считается одним из самых больших в Германии. Открыт был 1 августа 1844 года, в прошлом году ему миновало уже 170 лет.
Слайд «Памятник бременским музыкантам»
В северной части страны находится город Бремен. В Бремене есть знаменитый памятник бременским музыкантам – героям сказки немецких сказочников братьев Гримм.
Слайд «Кёльнский собор»
В западной части страны располагается город Кёльн. Кёльнский собор – достопримечательность города Кёльна. Его строили 600 лет. С башни собора виден весь город.
4-й ученик:
- Вот это и есть наш немецкий край,Любимый наш край – айн, цвай, драй!Другого такого не встретишь нигде,Хоть целую жизнь выбирай – айн, цвай, драй!
- На этом разрешите с вами проститься! Приезжайте в Германию! (Ребята машут руками, прощаясь занимают свои места в классе).
Слайд «Внимание!» (поменялись местами)
Стюардесса:
- Самолет наш вновь взлетает,Держим мы на Вену курс,Город вальсов нас встречает,Горы Альпы, штрудель, мусс.
Слайд «Самолет»
- Наш самолет совершил посадку в столице Австрии – Вене.
1-й ученик:
- Мы рады приветствовать вас на нашей земле.
Австрия или Австрийская республика – государство в центральной Европе, которое возникло после распада Австро-Венгерской монархии в конце Первой мировой войны. Это одно из самых маленьких государств в Европе. Население составляет около 8-ми миллионов жителей.
Слайд «Карта Австрии»
Австрия “вытянута” с запада на восток, при этом максимальная протяженность страны – 579 километров. Граничит с 8-мью странами: на западе – со Швейцарией и Лихтенштейном, на юге – с Италией и Словенией, на северо-востоке – со Словакией, на востоке с Венгрией, на севере с Германией и Чехией. Австрия не имеет выхода к морю.
Слайд «Столица Австрии - Вена»
Столица Австрии – Вена – по праву считается одним из самых красивых городов мира. Это город дворцов и парков. Жители Вены очень гордятся тем, что в их городе жил выдающийся композитор Иоганн Штраус (1825-1899), сочинявший чудесные вальсы. В одном из парков ему поставлен памятник. Это самый знаменитый памятник Вены.
- Давайте послушаем чудесную мелодию, которая так и называется «Венский вальс».
Слайд «Памятник композитору Иогану Штраусу» (с прослушиванием музыки)
2-й ученик:
- Белая полоса на красном поле – флаг Австрии. Белая полоса на красном фоне – на гербе Австрии. Этот знак должен всегда напоминать о смелости австрийского герцога Леопольда Добродетельного из рода Бабенбергов. В битве против султана Заладина в Земле Обетованной в 1190 году он так мужественно сражался с толпой врагов, что его белые одежды все были окрашены кровью и стали красными. И лишь одна часть – под поясом с оружием – оставалась белой. В память об этом в гербе Бабенбергов и появилась белая полоса на красном фоне.
Слайд «Флаг Австрии»
3-й ученик:
- «Горный край у быстрого Дуная» - такова первая строфа национального гимна Австрии. Действительно, Дунай течет по Австрии на протяжении 350 километров. Он и его крупнейшие притоки сплели голубую сеть по всей территории Австрии. С другой стороны территории страны занимают горы и только 7% - равнины.
Слайд «Горный край у быстрого Дуная» (2 слайда)
Страна является частью системы гор Альп. Самая высокая гора Австрии – Гросглоккнер (3798 метров над уровнем моря), на ней находится и один из крупнейших в Европе ледников – Пастерзе.
Климатические условия страны разнообразны. Климат равнин и предгорий умеренно континентальный, на западе более влажный. На юге страны климат почти средиземноморский. В горах суровые зимы и жаркое лето. В районе Вены максимальная температура летом +36, минимальная температура зимой -10. Горнолыжный сезон длится до середины апреля.
4-й ученик:
- Единственная кухня в мире, которая названа по имени города – венская кухня. За время своего тысячелетнего существования Австрия располагалась на территориях, населенных разными народами, и это, конечно, отразилось на ее кухне. Венская кухня предлагает богатый набор сладких блюд – десертов, пирожных, пудингов. Из Словакии происходят знаменитые рулеты с маком, орехами, творогом. Творожный рулет (штрудель) с ванильным соусом, который подается теплым, представляет собой именно венское блюдо.
Слайд «Венская кухня»
Слайд «Внимание!» (поменялись местами)
Слайд «Самолет»
Стюардесса:
- Под прекрасную венскую музыкуНабираем мы высоту.Поднимаемся в небо над Австрией,А видим Берна красоту.
- Уважаемые пассажиры! Наш самолет совершил посадку в столице Швейцарии – Берне.
Слайд «Карта Швейцарии»
1-й ученик:
- Мы приветствуем вас в Берне – столице Швейцарии, страны гор и озер, точных часов и надежных банков, сыра и супов, фондю и шоколада. Швейцария – государство в центральной Европе, очень маленькая страна, располагается на площади 41,29 тыс.км2, что составляет 1/9 часть Германии и половину Австрии. Швейцарцы склонны считать, что они проживают в “середине света”. Действительно, страна расположена в самом сердце Европы. На юге и юго-востоке граничит с Италией, на западе, юго-западе и северо-западе с Францией, на севере – с Германией, на востоке – с Австрией и Лихтенштейном. Предание гласит: когда Бог распределял богатства недр по Земле, Ему не хватило их для крошечной страны в сердце Европы. Чтобы исправить такую несправедливость, Он облек эту маленькую страну дивной красотой: подарил горы, подобные небесным замкам, сверкающие белизной ледники, поющие водопады, озера кристальной чистоты, светлые благоухающие долины.
Слайд «Природа Швейцарии»
2-й ученик:
- Швейцария – горная страна. Примерно 60% территории занимают горы с горными озерами и альпийскими лугами. Большая ее часть лежит в Альпах. Самая высокая точка Швейцарии – гора Дюфур, самая низшая – озеро Лаго-Маджоре. Площадь альпийских ледников-2000 квадратных километров. На северо-западе лежат горы Юра. В центральной части расположено Швейцарское плоскогорье. Главные реки – Рейн, Рона, Тичино. Крупнейшие озера – Женевское, Боденское. 24% территории покрыто лесами.
Климат сильно меняется по высоте: слишком уж различен рельеф этой маленькой страны, составляющий три основные зоны: Альпы, Швейцарское плоскогорье и гора Юра. По названию этой горы и найденным у подножия останкам динозавров, время обитания этих огромных животных, названо Юрским периодом.
Слайды «Национальные костюмы Швейцарии», «Цибелемерит», «Швейцарский шоколад», «Швейцарский сыр»
3-й ученик:
- В Швейцарии очень бережно относятся к старинным обычаям. Швейцарцы могут похвалиться и своей исторической памятью: в календаре фольклорные праздники, конкурсы старинных костюмов. Швейцарцы умеют хорошо и со вкусом отдыхать. В какой бы месяц года турист не попал в эту страну, он сможет повеселиться на славу, например, в ноябре в Базеле устраивается осенняя ярмарка. В Берне в четвертое воскресенье месяца проводится “Цибелемерит” - луковый рынок и народные гуляния.
Слайд «Внимание!» (поменялись местами)
Слайд «Самолет»
Стюардесса:
- Что же молча ты сидишь?Хочешь, полетим в Париж?Елисейские поля вновь увидим ты и я.- Наш самолет совершил посадку в столице Франции – Париже.
Слайд «Карта Франции»
1-й ученик:
- Наша страна находится на крайнем западе Европы. Более половины границ омывает Северное море, пролив Ла-Манш, Атлантический океан и Средиземное море. Разнообразны природные условия. Неподалёку от покрытых снегами отрогов Альп можно встретить пальмы на Лазурном берегу, а в суровой Бретани – обнаружить средиземноморскую растительность. Запад Франции занимают равнины с неспешно текущими реками. Это Сена, пересекающая столицу страны; Луара, славящаяся замками на её берегах; Гаронна, воды которой орошают виноградники; а также Рейн, пограничный с Германией.
Почвы равнин очень плодородны. Леса сохраняются в основном в горах. Во Франции развиты промышленность и сельское хозяйство. Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец, птицу. Традиционными отраслями являются виноградарство, виноделие, цветоводство.
Слайд «Промышленность Франции»
Французские реактивные пассажирские «Каравелла» и «Конкорд», автомобили «Рено», «Пежо», «Ситроен», крупнейшее пассажирское судно “Франция” известны во всём мире. Успешно развиваются металлообрабатывающая промышленность, радиоэлектроника и химическая промышленность.
Слайд «Достопримечательности Франции», «Собор Парижской Богоматери», «Лувр», «Эйфелева башня», «Версаль»
2-й ученик:
- Столица Франции – Париж – стоит на реке, которая называется Сена. Туристы стараются совершить экскурсию по Парижу на прогулочном кораблике, с него очень удобно осматривать город. Во время экскурсии вы можете увидеть знаменитый на весь мир Собор Парижской Богоматери, Лувр – один из крупнейших музеев мира. В Лувре огромное количество картин и скульптур, самая известная картина – “Джоконда” великолепного итальянского художника Леонардо да Винчи. Есть в Париже красивый мост, по краям которого на высоких колоннах золотые крылатые кони. Это мост Александра III, названный в честь русского царя. А самое знаменитое сооружение Парижа, символ этого города – Эйфелева башня. Она построена более 100 лет назад по проекту инженера Эйфеля. Башня состоит из 15 тысяч металлических деталей, её высота 321 метр.
Недалеко от Парижа находится одно из самых значительных мест Франции – Версаль. Раньше здесь была резиденция французского короля, а сейчас – музей.
Слайд «Французские игры для детей. Ходули»
Учитель:
- Только представьте себе, что хождению на ходулях почти 2000 лет! Во Франции ходули были широко распространены в раннем средневековье и были связаны с обрядами. Так, например, молодежь проводила боевые игры на ходулях, юноши, рожденные в определенный месяц года, например, сентябрь, вставали на ходули и начинали биться друг с другом, и, причем игры проводились так серьезно, что порой раненым требовалась помощь врача, поэтому в 1814 году такие развлечения были запрещены. Однако на ходулях часто ходили пастухи через топкие болота, речки, луга, чтобы не завязнуть в грязи и не промочить ног, так происходит и по сей день.
Ходули, которые сейчас в обиходе – 170-180 сантиметров, палки должны обязательно быть длинною хотя бы до плеч, чтобы человек мог сохранять равновесие, а подножка должна быть расположена в 30-50 сантиметрах от земли.
В современной Франции распространены следующие игры на ходулях: соревнования в беге на ходулях (кто вперед), «Хромой аист» (ходуля только на одной ноге, кто вперед), битва на ходулях (команда на команду, суть игры: столкнуть противников с ходулей, причем касаться можно только плеч противника, а вот подножки запрещены!), игра в мяч на ходулях.
Слайд «Внимание!» (поменялись местами)
Слайд «Самолет»
2-й пилот:
- Вновь полёт и путь обратный, ждёт уже, ребята, нас.Пролетели над Европой и вернулись снова в класс.Много стран мы повидали, много нового узнали,И желаем, вам ребята, облететь весь мир когда-то,Но для этого учитесь и старайтесь, не ленитесь,И мы думаем, тогда всё получится всегда.
Учитель:
- А насколько вы были внимательными во время полета и как добросовестно готовились к урокам, покажут задания, которые я вам предлагаю выполнить.
Задание 1 «Исключи лишнее»
(Каждая команда получает конверт с названием страны и выполняет свое задание)
- По названию страны определи следующие определения, исключи лишнее.
1 команда «Австрия»
(немецкий язык, Белый Дом, город Вена, Кремль, памятник Бременским музыкантам, русский язык, горы Альпы, королева, композитор И.Штраус, президент)
2 команда «Франция»
(картина «Джоконда», Париж, Кремль, город Нью-Йорк, Лувр, Белый Дом, Эйфелева башня, река Волга, Собор Парижской Богоматери, статуя Свободы)
3 команда «Германия»
(Бранденбургские ворота, немецкий язык, королева, Бремен, Кельнский собор, река Нева, Храм Христа Спасителя, статуя Свободы, Белый Дом)
4 команда «Швейцария»
(русский язык; Кремль; статуя Свободы; Берн, Санкт-Петербург; немецкий, французский, итальянский языки; горная страна, луковый рынок)
Задание 2 «Флаги мира»
(Каждая команда получает конверт с названием страны и выполняет свое задание)
- Собери из пазлов государственный флаг, определи государство, которому он принадлежит.
(Из пазлов собирают государственный флаг и прикрепляют его на доску к карте страны)
Задание 3 «Достопримечательности стран»
- По достопримечательности определи объект и назови страну, в которой она находится.
(№ 1 – художественный музей - Лувр (Франция);
№ 2 – памятник композитору И.Штраусу в Вене (Австрия);
№ 3 – Бранденбургские ворота (Германия);
№ 4 – Биг-Бен в Лондоне (Великобритания);
№ 5 – памятник Бременским музыкантам (Германия);
№ 6 – статуя Свободы в Нью-Йорке (США);
№ 7 – Собор Парижской Богоматери в Париже (Франция);
№ 8 – Красная Площадь в Москве (Россия);
№ 9 – Эйфелева башня в Париже (Франция)).
Учитель:
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Вспомните те цели, которые мы обозначили вначале. Мне бы хотелось, чтобы вы заполнили оценочные листы, коротко написали о том, что понравилось, что запомнилось. Также определите свое настроение. Для этого воспользуетесь смайликом.
Рефлексия.
Оценочный лист
Я узнал……………………………………………………………………………………….
Мне понравилось……………………………………………………………………………
Мне запомнилось……………………………………………………………………………..
Дорисуй своё настроение:
Слайд «Задание на дом»
- Предлагаю вам выполнить к спецкурсу проект по изученной теме. Это могут быть презентации других стран мира, это может быть доклад, стенгазета и др. Дерзайте! Успехов вам!
Учитель:
- Спасибо всем за активность и заинтересованность.
Урок окончен.