Конспект урока математики и окружающего мира. 2 класс. УМК «Начальная школа 21 века». Тема урока: «Умножение и деление на 8. Восьмая часть числа. Твоё первое знакомство со звёздами»
Селиванова Елена Геннадьевна,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №35 г. Орска»
Математика и окружающий мир. 2 класс.
(интегрированный урок)
Тема: «Умножение и деление на 8. Восьмая часть числа. Твоё первое знакомство со звездами».
Цель: проверить знания таблицы умножения и деления на 8 учащимися; познакомить с понятиями
«Солнечная система», звёзды; помочь увидеть отличительные признаки Земли от других планет.
Задачи: 1. Отработать умение находить восьмую часть числа.
2. Дать определение понятия «Солнце» через взгляд «врача», «путешественника», «астронома».
3. Повторить знаки действий и таблицу умножения через дифференцированные задания.
4. Развивать операции мышления: анализ, синтез.
5. Прививать интерес к предмету, воспитывать бережное отношение ко всему живому на
планете, вызвать интерес у учащихся к звёздному небу.
Учебные материалы: Учебники «Математика. 2 класс» (авт. В.Н. Рудницкая., Т.В. Юдачева), «Окружающий мир. 2 класс» (авт. Н.Ф. Виноградова); плакат с изображением планет Солнечной системы, иллюстрации созвездия Большой Медведицы, ракет; листочки с заданием, карточки со словами загадки, с пословицами; таблички со словами: врач, путешественник, астроном, поэт, с названиями планет.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Сегодня на уроке нам потребуется высокая работоспособность, так как мы сразу будем усваивать знания по двум предметам – математике и окружающему миру. Урок начнем с загадки.
Что это: белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают?
Дети. Звезды.
У. Сегодня мы познакомимся с далекими звездами, я расскажу вам о семье Солнца – Солнечной системе. И вместе с этими знаниями будем закреплять знания таблиц умножения и деления на 8, умение находить восьмую часть числа.
III. Знакомство с новым материалом.
У. Вам, конечно, приходилось наблюдать за звездами на ночном небе. И наверняка вы пробовали посчитать звездочки, восхищаясь красотой светлой звездной ночи. С давних времен человека манило ночное небо – загадочное и непонятное. Звезды, которые мы видим ночью на небе, – это огромные раскаленные газовые шары. Они кажутся нам светящимися точками. Почему?
Д. Потому что находятся на очень далеком расстоянии от Земли.
У. Запущенная с Земли ракета может долететь до ближайшей звезды только через много тысяч лет. Прочитаем о звездах в учебнике «Окружающий мир» на с. 6-7.
IV. Закрепление пройденного материала.
У. Глядя ночью на звездное небо, люди давно заметили, что звезды можно объединять в рисунки-созвездия. Им давали различные названия. Давайте мы с вами определим название одного из созвездий.
Ученики получают листочки с заданием:
5
3
8
7
9
0
6
40
24
64
56
72
0
48
– Каждое из чисел 5, 3, 8, 7, 9, 0, 6, записанных на листочках, умножьте на 8. Результаты вычислений запишите под числами, которые умножали. Соедините полученные результаты в порядке возрастания и получите изображение созвездия. Как называется полученное созвездие?
Д. Созвездие Большой Медведицы.
У. Не совсем так. Это часть созвездия Большой Медведицы – Ковш. Правда, похоже на ковшик? Но если провести воображаемые линии через все звезды, то можно получить фигуру медведицы.
Учитель демонстрирует изображение созвездия.
– Чтобы поближе познакомиться с известной нам всем звездой, выполним задание и узнаем, что это за звезда.
На доске представлена таблица:
8
24
56
80
32
48
40
16
1
3
7
10
4
6
5
2
Вразброс расположены карточки с числами и словами: 2 – морщится, 4 – посмотрят, 7 – любят, 3 – его, 6 – так, 1 – все, 10 – а, 5 – каждый.
– Найдите восьмую часть чисел, записанных в таблице. Выбрав соответствующие карточки с ответами, расположив их под числами, прочитайте загадку.
Ученики выходят к доске по вызову учителя, остальные контролируют правильность выполнения заданий. Затем читают хором получившуюся отгадку: Все его любят, а посмотрят – так каждый морщится.
– Что это?
Д. Солнце.
V. Знакомство с новым материалом (продолжение).
У. Солнце – самая близкая к нам звезда. Она обладает средней величиной и средней температурой по сравнению с другими звездами. Нам оно светит намного ярче других звезд. Солнце – глава большой Солнечной системы. Свое имя система получила в честь Солнца, которое сияет в самом ее центре. Солнце и все небесные тела, обращающиеся вокруг него, образуют Солнечную систему. А далекие звезды, которые мы видим на ночном небе, не входят в Солнечную систему. Сколько поговорок бытует в народе о Солнце!
Учащиеся получают карточки: на одних – начало, на других – конец поговорок (на каждой парте свой комплект карточек). Дети составляют, а затем читают поговорки целиком.
Солнце встает – так и день настает;
Солнце встало – всем принесло радость;
Солнце – как родная матушка: никогда не обидит.
– Видите, как много работы у солнышка! Но о Солнце можно рассказать и по-другому. Послушайте
Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о Солнце. На груди у них таблички со словами: «Врач», «Путешественник», «Астроном».
Врач: Свет солнца, богатый ультрафиолетовыми лучами, имеет огромное значение для роста и развития детей, укрепления их здоровья, повышения работоспособности. Солнечные ванны способствуют закаливанию организма. Их лучше принимать в положении лежа, ногами к солнцу. Но нельзя перегреваться на солнце. Это может вызвать солнечный удар и ожог кожи. Никогда не смотри на солнце без темных очков: можно получить ожог глаз. Это плохо повлияет на зрение. (Трофимова Екатерина)
Путешественник: Нам, путешественникам, необходимо уметь ориентироваться. Издавна люди заметили, что в полдень солнце находится на юге, а полуденная тень указывает на север. Если в полдень встать лицом к полуденной тени, то впереди будет север, позади – юг, справа – восток, слева – запад. Однако определить стороны горизонта по солнцу можно только днем и в ясную погоду. (Миногин Валерий)
У. А чем занимается астроном?
Выслушиваются предположения детей.
(Астроном человек, изучающий небесные объекты, например, звёзды, планеты и их спутники, кометы).
Астроном: Солнце – огромный раскаленный шар. Нам оно кажется маленьким кружочком. Ученые считают, что солнце возникло около 5 миллиардов лет назад, когда огромное облако газов начало сжиматься и нагреваться. Температура Солнца на поверхности – приблизительно +6000 °С, а в глубине – во много раз больше. Раскаленное солнце излучает свет, то есть светит. Солнечные лучи нагревают земную поверхность неодинаково. Чем выше Солнце над головой, тем сильнее оно греет. (Сураев Александр)
У. Что вам особо запомнилось в выступлениях «врача, «путешественника», «астронома»?
У. Спасибо, ребята, за интересные сообщения!
Вокруг Солнца движется наша планета Земля. Кроме Земли, вокруг Солнца движутся еще семь огромных шарообразных тел-планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
Учитель называет и показывает планеты на плакате.
– Все эти планеты гораздо меньше Солнца. Их можно видеть на небе только потому, что они освещаются Солнцем, светят отраженным светом.
VI. Закрепление пройденного материала (продолжение).
У. Представим, что мы – ученые. Нам нужно выполнить расчеты для исследований на планетах.
Ученики выполняют дифференцированные задания:
1) Работа по карточкам (третий уровень - Сураев, Миногин, Вавилов, Веселовская, Струк, Ханджанов, Обухов, Курганов).
- Найди примеры с неверными ответами и исправь ошибки.
56 : 8 = 8 (7) 28 : 7 = 3 (4) 21 : 3 = 6 (7)
35 : 7 = 5 48 : 6 = 8 18 : 2 = 9
27 : 3 = 8 (9) 32 : 4 = 8 15 : 5 = 4 (3)
2) Работа по карточкам (второй уровень – Аршин, Болдырев, Бусыгин, Бухмиллер, Серков, Солуянов, Трофимова, Фукс).
- Вставь пропущенные знаки действий ( + , - , : ,
· ).
8 2 = 16 10 5 = 2
8 2 = 10 10 5 = 15
8 2 = 6 10 5 = 50
8 2 = 4 10 5 = 5
2) Все остальные работают в рабочей тетради (первый уровень – Костромин, Рустамова, Сибикина, Фокин) - № 12 на с. 37. в учебнике.
- Составь и запиши равенства:
5 х 8 = 4040 : 8 = 5
8 х 8 = 6464 : 8 = 8
72 : 8 = 99 х 8 = 72
После выполнения проводится проверка (карточки дети сверяют с записями на доске, а работы в тетради – проверяет учитель).
– Пора нам и отдохнуть. Поиграем в игру «Космонавты».
На стенах прикреплены таблички с названиями планет и номерами: Меркурий – 2, Венера – 5, Марс – 6, Юпитер – 3, Сатурн – 8, Уран – 7, Нептун – 4, Земля – 1.У каждого ученика на парте – ракета с одним из примеров: 14 : 7=2, 20 : 10=2, 12 : 6=2, 25 : 5=5, 15 : 3=5, 18 : 3=6, 24 : 4=6, 12 : 4=3, 15 : 5=3, 9 : 3=3, 32 : 4=8, 16 : 2=8, 14 : 2=7, 35 : 5=7, 8 : 2=4, 12 : 3=4, 20 : 5=4, 6: 6=1, 2 : 2=1, 1 : 1=1.Решив пример, дети находят табличку с названием планеты, номер которой соответствует ответу на ракете, и встают возле выбранной таблички. Затем все, кто оказался в одной группе, проверяют правильность решения примеров в своей группе.
VII. Физкультминутка.
У. Ждут нас быстрые ракеты (дети шагают на месте)Для прогулок по планетам.На какую захотим (приседают),На такую полетим (встают, поднимают руки вверх)!
После того как сказано последнее слово, дети приступают к работе.
VIII. Обобщение по новой теме.
У. Пора возвращаться на Землю. Нет родней нашей планеты! Ребята, а чем отличается наша Земля от других планет?
Д. На Земле есть жизнь.
У. Почему существует жизнь на Земле?
Д. Она получает свет и тепло от Солнца.
У. Что случилось бы на Земле, если бы Солнце стало холодным?
Выслушиваются предположения детей.
– Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. Только далекие звезды приносили бы тусклый свет. От сильнейшего холода на Земле погибли бы все растения и животные. Прочитайте самостоятельно выводы в учебнике «Окружающий мир» на с. 12-13.
Дети читают текст.
– Благодаря теплу и свету на Земле растет множество плодов, нужных нам для жизни. Решим задачу в№ 7 на стр.36 в учебнике: «В корзине 9 пучков редиски, по 8 штук в каждом пучке. Сколько редисок в корзине?».
- О чём говорится в задаче?
- Сколько в корзине пучков с редиской?
- По сколько штук в каждом пучке?
- Как найти, сколько редисок в каждом пучке?
Решение:
8
· 9 = 72 (р.)
Ответ: 72 редиски в корзине.
IX. Контрольный срез. (дети выполняют работу на листочках-карточках)
8
· 6 = 48 7
· 7 = 49
4
· 8 = 32 3
· 7 = 21
64 : 8 = 8 56 : 8 = 7
40 : 8 = 5 14 : 7 = 2
8
· 9 = 72 7
· 10 = 70
Х. Итог урока. Рефлексия.
У. Закончить наш урок я хочу маленьким стихотворением:
Давно нас ожидают холодные планеты,Далекие планеты, безмолвные поля.Но ни одна планета не ждет нас так, как этаПланета дорогая по имени Земля.
Давайте будем любить и беречь нашу планету!
- Итак, ребята, урок подошёл к концу, назовите тему сегодняшнего урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Что больше всего запомнилось?
- Понравился ли урок? Нарисуйте (учащиеся рисуют «мордочки» в тетрадях)
- Что понравилось?
ХI. Домашнее задание.
По окружающему миру – пересказ текста на с. 6 – 13; по математике – задание № 67, 68 на с. 21 в рабочей тетради «Математика №2».
ЪђЗаголовок 1ЪђЗаголовок 2ЪђЗаголовок 3ЪђЗаголовок 4ЪђЗаголовок 5ЪђЗаголовок 6ЪђЗаголовок 7ЪђЗаголовок 8ЪђЗаголовок 915