Разработка урока по русскому языку на тему:Возвратное местоимение себя


Урок русского языка
Тема урока: Возвратное местоимение себя 
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный
Метод: частично-поисковый.
Цель урока: ознакомление учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимения СЕБЯ.
Задачи урока:
Образовательные
формирование умения употреблять местоимение в нужной форме, повторение изученного о местоимении.
развить умение формулировать определение понятий;
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические и грамматические умения.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения работы в группах, парах
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в группах, парах: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
Раздаточный материал (карточки, пособия для выполнения заданий)
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физ. минутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок
Ход урока:
I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
1.Приветственное слово учителя:
Добрый день, дорогие ребята!
Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
II.Актуализация знаний1.Фронтальный опрос: 
Что такое местоимение?
Назовите личные местоимения.
Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется н?
Как пишутся местоимения с предлогами?
2. Отгадайте загадки, о каких местоимениях идёт речь?
В каком местоимении два звука, но буква одна?
Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?
Сколько личных местоимений в слове семья?
Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте.
Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.
III. Постановка учебной цели.
Нам сегодня по почте пришло удивительное письмо. Давайте его каждый прочитаем про себя (чтение письма)
«Письмо возвратного местоимения».
«Здравствуйте, ребята! Я – возвратное местоимение «себя». Хоть и не очень скромно так говорить о себе, но я – удивительное местоимение. В вашем учебнике нашли для меня место. Выбрало я там работу по себе: сижу у себя в строчке в обнимку с правилом.
Какое местоимение, ранее вами не изучавшееся, вы встретили в этом письме? (Себя)
Чему будет посвящен сегодняшний урок?
Итак, тема сегодняшнего урока …
Запишите число, классная работа, тему урока
 
Что мы должны узнать
Цель урока: …
1.познакомимся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимения СЕБЯ.
2. научимся правильно употреблять местоимение в нужной форме
Ребята, что говорит о себе это местоимение? …
Давайте, ребята, докажем сегодня на уроке удивительность этого местоимения.
Я немного расскажу вам про это местоимение:
В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола.
И осталось возвратное местоимение – себя. Это местоимение, которое заменяет существительное. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное).
Девочка облила себя водой.
Девочка облилась водой
Умываюсь Извиняюсь СЕБЯ
Улыбаюсь Стираюсь
Что общего и чем отличаются данные слова?
Вывод: В первый столбик записаны слова-глаголы возвратные- обозначают возврат действия.
Во второй столбик записаны слова-глаголы, употребление которых с возвратным суффиксом –сь, -ся невозможно.
В третьем столбике возвратное местоимение себя
IV.Сегодня мы будем работать в группах. В каждой группе выберите командира, который распределит работу внутри группы, и каждая группа будет самостоятельно изучать новый материал из §43 учебника с.230 по предложенному плану. После самостоятельного группового изучения вы должны составить свой проект, и командир защитит его.
Мы работаем на общую тему, но подтемы у всех разные.
название подпроектаавторыпрактическая работа
вывод1 группа: На какой член предложения указывает возвратное местоимение СЕБЯ ?2 группа: Склонение возвратного местоимения СЕБЯ
3 группа: Какой грамматической формы не имеет возвратное местоимение СЕБЯ?
4 группа: синтаксическая роль возвратного местоимения СЕБЯ
1 группа
На какой член предложения указывает возвратное местоимение СЕБЯ?
Авторы проекта:
1_______________________________________________
2_______________________________________________
Бабушка плохо чувствует себя, ей не по себе.
Дедушка очень рассердился, был вне себя.
Он очень расстроился, но потом взял себя в руки.
«Он себе на уме» – так говорят про хитрых людей.
Она строит из себя неизвестно что.
Вывод: возвратное местоимение СЕБЯ указывает на _______________________________________________________
2 группа
Склонение возвратного местоимения СЕБЯ.
Авторы проекта:
1______________________________________________
2______________________________________________
Изучите склонение возвратного местоимения СЕБЯ в учебнике.
Определите падеж возвратного местоимения СЕБЯ из предложенного текста:
1) Я забывал о себе, когда дело шло о пользе за Отечество. (А. Суворов)
2) Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться. (И.Крылов)
3) Руби дерево по себе. (Пословица)
4) Уходит вверх, звучит бубенчик медный
И землю поднимает за собой. (Р. Гарипов «Жаворонок»)
5) В благополучии человек сам себя забывает. (Пословица)
Вывод: возвратное местоимение СЕБЯ не имеет формы________падежа3 группа
Какие грамматические формы не имеет возвратное местоимение СЕБЯ?
Авторы проекта:
1_______________________________________________
2________________________________________________
Докажите, что возвратное местоимение СЕБЯ не имеtт форм рода и числа:
1) Купить себе коньки;
2) Вбить себе в голову;
3) Предоставить самому себе;
4) Прийти в себя;
5) Для себя жить – тлеть, для семьи – гореть, а для народа – светить.
Вывод: возвратное местоимение СЕБЯ не имеет __________________ .4 группа
Синтаксическая роль возвратного местоимения СЕБЯ
Авторы проекта:
1___________________________________________
2___________________________________________
Определите, каким членом предложения является возвратное местоимение СЕБЯ:
1) Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут.
2) Нет лучше шутки, чем над собой.
3) Кто только о себе хлопочет, тот о других и знать не хочет
4) Чтобы быть воспитанным, надо много работать над собой.
5) Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, а для всех.
Вывод: возвратное местоимение СЕБЯ в предложении является _______________________ .Вот мы и составили общими усилиями совместный проект по теме «Возвратное местоимение СЕБЯ»
Общий вывод:
Возвратное местоимение «себя» указывает на то, что совершающий действие направляет его на самого себя. Оно не имеет формы И. п., рода и числа. V.Релаксация. «На поляне»
Представьте себе лесную поляну, на которой растет мягкая травка. Вы лежите на ней, как на перине. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щечки, дотрагиваются  до рук…  Лучики гладят …(имя, и так каждого ребенка). Вам хорошо, приятно…  А теперь потянитесь и насчет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.
VI.Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Например: Мне не по себе.
Давайте вспомним, что такое фразеологизмы
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
С какой целью используются фразеологизмы в речи? Заменить выделенные слова фразеологизмами с местоимением СЕБЯ:
Этот человек хитрый и скрытный.
Все устроилось без особых усилий.
Наездник не скоро опомнился после того, как упал с лошади.
Читай молча (не вслух).
После болезни мальчик плохо выглядит.
Для справок: прийти в себя, себе на уме, само собой, про себя, на себя не похож.
5. Подберите к данным словам синонимы, слова или словосочетания, содержащие местоимение себя, объясните значение слов и выражений
Эгоист –
Читать молча, не вслух –
Проявлять выдержку, терпение –
Лишаться самообладания –
Судить по своим силам или вкусам –
Стать замкнутым, необщительным –
Плохо выглядеть, находиться в душевном, нервном расстройстве –
Быть скрытным, хитрым, иметь «заднюю» мысль –
ОТВЕТЫ:
эгоист – себялюбец;
читать молча, не вслух – читать про себя;
проявлять выдержку, терпение – владеть собой;
лишиться самообладания – выходить из себя;
судить по своим силам или вкусам – судить по себе;
стать замкнутым, необщительным – уйти в себя;
плохо выглядит, находится в душевном, нервном расстройстве – не похож на себя;
скрытен, хитер, имеет «заднюю» мысль – себе на уме.
Рефлексия:
сегодня я узнал …
было интересно...
было трудно
я понял, что…
теперь я могу...
я научился…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни...
мне захотелось…
Домашнее задание п.78 упр.446
Написать мини-сочинение по одной из пословиц.