Конспект урока в 6 классе Возвратное местоимение себя


Конспект урока
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема урока: Возвратное местоимение СЕБЯ.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
деятельностная: формирование способности опознавать и классифицировать опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты (различные формы местоимения – существительного себя), оценивать их с точки зрения нормативности
образовательная: расширение понятийной базы о местоимениях-существительных, предупреждение возможных речевых и грамматических ошибок в употреблении местоимений, развитие речи и мыслительной деятельности учащихся, коммуникативных умений и навыков, оценивание речи с точки зрения её правильности, исправление речевых недочетов, редактирование текстов
воспитательная: воспитание сознательного отношения к русскому языку как к духовной ценности, средству общения.
Планируемые результаты:
Коммуникативные (договариваться о совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, , выступать с сообщениями перед коллективом сверстников).
Предметные:
языковая компетенция опознавать местоимения – существительные в тексте, отличать местоимения –существительные от имен существительных, разграничивать разные разряды местоимений –существительных, изменять по падежам, выявлять их синтаксическую роль в предложении;
коммуникативная компетенция:продуцировать и редактировать собственный текст;
Метапредметные: уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;
Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлятьсамопроверку письменных текстов;
Личностные:развивать интерес к языку, созданию собственных текстов, анализировать использование разных форм возвратного местоимения­существительного себя (в пословицах, фразеологизмах, живом общении), употреблять формы личных и возвратных местоимений в собственных текстах.
Оборудование и программное обеспечение: компьютер, презентация, доска, листы самооценки, памятки о разрядах местоимений-существительных
Межпредметные связи: литература, ИКТ. Отбор и анализ информации из смежных областей знаний школьного курса.
Форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке:
групповая
парная
индивидуальная
Методы обучения на уроке:
наглядный
проблемный и побуждающий диалог
индуктивный (по логике построения материала)
Технологии: технология проблемного обучения, технология оценивания
Виды деятельности учителя: организует, направляет, контролирует
Виды деятельности учащихся: находят и объясняют правописание орфограмм, исправляют орфографические ошибки
Виды используемых ИКТ: компьютер, мультимедийная установка, презентацияМатериалы и оборудование: раздаточный материал (тест, лист самооценки)
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Организация рабочей обстановки. Приветствие.
Включение учащихся в учебную деятельность
Приветствую, проверяю готовность класса к уроку, создаю эмоциональный настрой, желаю успеха.
Прочитайте отрывок из стиха Р.Рождественского
Я, ты, он, она,
Вместе- целая страна.
Вместе- дружная семья
В слове «мы»- сто тысяч «я»…
-Какую часть речи представляют эти слова? ( Местоимения)
Правильно, местоимения.
В латинском языке эта часть речи имела название прономен. 
Это слово составлено из двух частей: предлога про - вместо  и существительного номен - имя.
II.Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний»
-Что мы узнали о местоимениях? (Ответы детей: «О разрядах местоимений». «О местоимениях». «О личных местоимениях»). ( Существует 9 разрядов местоимений. Они употребляются в речи вместо других частей речи. Местоимения служат для грамотной и красивой устной и письменной речи.)
– Что называется местоимением) (Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.)
– Как изменяются местоимения (Местоимения изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.)
– Какими членами предложения могут быть местоимения? (В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.) 
-А с каким разрядом познакомились? (С личными местоимениями)
-Назовите личные местоимения.( Ответы учеников)
Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется Н?
(После предлогов у местоимений 3-го лица появляется Н – у него, возле них, около неё.) 
А теперь откройте свои учебники на стр.66 и выполните орфографический практикум. Проверяем….Оцениваем….(Комментированное чтение уч-ся)
– Что общего вы увидели во всех записанных словосочетаниях? -Зависимое слово – личное местоимение в каком­то падеже, кроме двух последних словосочетаний.
– Какую орфографическую задачу мы решали при написании этих местоимений? -Написание местоимений с предлогом.
III. Введение в тему с формулировкой проблемы урока.
-– Ребята, обратите свое внимание на последние словосочетания. На кого они указывают? На какой вопрос отвечают?( на того, кто говорит, на себя). Относится ли оно к личным местоимениям? Знакомы ли мы с ним?
–Давайте сформулируем тему урока. Запишите ее в свои тетради.
«Возвратное местоимение Себя»
Учитель: СЕГОДНЯ НАС ОЖИДАЕТ ЗНАКОМСТВО С ОДНИМ УНИКАЛЬНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ. Это себялюбивое местоимение, живет в гордом одиночестве в роскошном особняке на улице Местоимение. Одно – одиношенько, составляет целый разряд, у этого местоимения нет никаких других родственников . Оно единственное рода возвратных местоимений.
Давайте прочитаем определение на стр.66
-Скажите, пожалуйста, что означает слово «Возвратный»-вернуть, возвратить. - Как вы думаете, почему местоимение получило такое название? – Местоимение себя-это местоимение-существительное. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное).
Попробуйте сформулировать вопросы, на которые нужно найти ответы на уроке,т.е цели нашего урока…. (В чём особенность возвратного местоимения - существительного себя? Как оно изменяется? Где оно употребляется?Познакомиться с лексическим значением и особенностями склонения местоимения себя; научить употреблять местоимение себя в нужной форме),
- Подумайте, а с какое личное местоимение кажется на слух похожим на местоимение себя? Тебя Просклоняйте, пожалуйста, местоимения «ТЫ» и «СЕБЯ» упр.440.
Выполняют задание.
- Сравните эти местоимения и скажите, что вы заметили?
2.Работа в группах:
Запись на доске
Умываюсь Извиняюсь СЕБЯ
Улыбаюсь Стираюсь
-Что общего и чем отличаются данные слова?
Вывод: В первый столбик записаны слова- возвратные глаголы - обозначают возврат действия.
Во второй столбик записаны слова-глаголы, употребление которых с возвратным суффиксом –сь, -ся - невозможно.
В третьем столбике возвратное местоимение .
В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола.
Наблюдение за предложениями:
                                  Девочка причесалась.
                                  Девочка причесала себя.
 - Глагол и местоимение называются одинаково, что же между ними общего?
Физминутка. Закроте глаза.Представьте себе лесную поляну, на которой растет мягкая травка. Вы лежите на ней, как на перине. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щечки, дотрагиваются  до рук. А теперь потянитесь и насчет«три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.
- Молодцы, надеюсь вы получили заряд положительной энергии и продолжаем работать дальше. Теперь закрепим полученные знания.
Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Например: Мне не по себе. Фразеологизмы– это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
3. РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ УСТОЙЧИВЫМИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ.
Задание : вставьте подходящие по смыслу глаголы
Быть вне себяБыть вне себя – находиться в крайне возбужденном или раздраженном состоянии.
Найти себя – правильно определить свои наклонности, свое призвание.
Прийти в себя–
1)выходить из обморочного состояния, из забытья; 2) успокаиваться перестоять бояться, беспокоиться, волноваться.
Выйти из себя – прийти в состояние крайнего раздражения.
Проявить себя – проявлять в полной мере свои качества, способности, возможности.
Читать про себя – тихо, еле слышно, шепотом, не произнося вслух.
Себе на уме – скрытен, хитер, не обнаруживает своих мыслей.
– А теперь, ребята, давайте попробуем подобрать синоним к слову Эгоист , при помощи толкового словаря В.И. Даля
4. Работа в группах.
Давайте попробуем воплотить в жизнь цель, которую мы поставили. Объявляется мозговой штурм. Работаем в группах. Каждая группа учащихся получает задание и в течение 3-4 минут выполняет его:
Карточки с заданиями у вас на столе, определите падеж возвратного местоимения:
Быть требовательным к себе, брать ответственность на себя, поставить перед собой цель, винить в неудачах прежде всего себя, меньше всего думать о себе, следить за собой, отдавать себе отчет в своих поступках, владеть собой.
5.Работа по предупреждению речевых и грамматических ошибок.
В данных предложениях исправьте неясность речи:
Сосед попросил сестру налить себе воды.
Учитель попросил ребят отнести тетради к себе.
Я извиняюсь, что толкнул Вас.
Выполняют задание.
Упр.441 устно
6.Поставьте местоимение-существительное себя в нужную форму. Назовите эту форму.
Руби дерево по ... Д.п
Выше … не прыгнешь.Р.п
Умный винит …, глупый – своего товарища.В.п
7. Вставьте на место пропусков одно из устойчивых сочетаний с местоимением СЕБЯ, используйте слова для справок.
Бабушка плохо чувствует себя, ей ……………………………………….
Дедушка очень рассердился, был ………………………………………
Он очень расстроился, но потом …………………………………………
Надо ………………………в любой ситуации.
«Он ………………………………..» - так говорят про хитрых людей.
Чтобы быть воспитанным, надо много …………………………………..
Он ничего не замечал вокруг, …………………………………………..
Всегда надо стараться ……………………………………………...........
Она ………………………………неизвестно что.
Слова для справки: уйти в себя; вывести из себя; овладеть собой; взять себя в руки; быть самим собой; вне себя; работать над собой; себе на уме; строить из себя; не по себе
8. Подведение итогов урока
Наш урок подходит к концу. Работая дружно и согласно, мы исследовали особенности местоимения СЕБЯ. Давайте вместе подведём итог:
- С какими местоимениями вы сегодня познакомились?
- На что указывает возвратное местоимение?
- Каковы грамматические особенности возвратного местоимения?
- Где можно применить новые знания?
9. Давайте подведем итог в виде синквейна
Синквейн – это текст, который состоит из пяти строк.
1 строка:
Тема одним словом (обычно существительное)
2 строка:
Описание темы (два прилагательных)
3 строка:
Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)  
4 строка:
 Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)          
5 строка:
Повторение сути темы одним словом (синоним темы).
Местоимение
Возвратное необычное
Изменяется, склоняется, употребляется
Мне было интересно и волнительно
Местоимение – существительное (разряд)Оценки за урок .
Домашнее задание: выучить правило, упр.442