Конспект урока по теме:Возвратное местоимение СЕБЯ


КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
В 5 КЛАССЕ
ТЕМА: «ВОЗВРАТНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ «СЕБЯ»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
деятельностная: формирование способности опознавать и классифицировать опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты (различные формы местоимения – существительного себя), оценивать их с точки зрения нормативности
образовательная: расширение понятийной базы о местоимениях-существительных, предупреждение возможных речевых и грамматических ошибок в употреблении местоимений, развитие речи и мыслительной деятельности учащихся, коммуникативных умений и навыков, оценивание речи с точки зрения её правильности, исправление речевых недочетов, редактирование текстов
воспитательная: воспитание сознательного отношения к русскому языку как к духовной ценности, средству общения.
Планируемые результаты:
Коммуникативные (договариваться о совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, в том числе с помощью электронных ресурсов, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников).
Предметные:
языковая компетенция (опознавать местоимения – существительные в тексте, отличать местоимения –существительные от имен существительных, разграничивать разные разряды местоимений –существительных, изменять по падежам, выявлять их синтаксическую роль в предложении)
коммуникативная компетенция (продуцировать и редактировать собственный текст)
Метапредметные: (овладеть различными видами аудирования; извлекать и преобразовывать информацию из текста в таблицу, схему, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения)
Регулятивные: (осуществлять самопроверку письменных текстов)
Личностные: развивать интерес к языку, созданию собственных текстов, анализировать использование разных форм возвратного местоимения­существительного себя (в пословицах, фразеологизмах, живом общении), употреблять формы личных и возвратных местоимений в собственных текстах.Оборудование и программное обеспечение: компьютер, проектор, презентация, доска, листы самооценки, памятки о разрядах местоимений-существительных
Межпредметные связи: литература, ИКТ. Отбор и анализ информации из смежных областей знаний школьного курса.
Форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке:
групповая (коммуникативная жизненная задача)
парная
индивидуальная
Методы обучения на уроке:
наглядный
проблемный и побуждающий диалог
индуктивный (по логике построения материала)
ХОД УРОКА.
I. Мотивация учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята. Какой праздник сегодня празднуется у нас? (Ответы: День влюбленных, День Св. Валентина). Я поздравляю вас с этим праздником и желаю, чтобы в вашей жизни было как можно больше разнообразных проявлений влюбленности. Например, влюбленности в учебу и в русский язык. Вы пришли на урок с различными настроениями: у кого-то оно хорошее, у кого-то не очень. Давайте повернемся в начале друг к другу и улыбнемся (сидящие за партой), а потом ко мне лицом и тоже улыбнемся друг другу. А теперь начнем нашу работу.
II. Актуализация знаний.
- О чем мы говорили на прошедшем уроке? (Ответы детей: «О разрядах местоимений». «О местоимениях». «О личных местоимениях»).- Верно. И к каким выводам мы пришли с вами в результате изучения этого раздела русского языка? (Ответы детей: «Существует 8 разрядов местоимений». «Они употребляются в речи вместо имен существительных». «Они служат для грамотной и красивой устной и письменной речи».
- Молодцы! Спасибо. А теперь давайте посмотрим, как вам удалось справиться с решением жизненной задачи на тему «Участие в международном конкурсе «Самый талантливый класс», которая являлась вашим домашним заданием. Эта часть домашнего задания была групповой, поэтому и выступят у нас три группы: 1-е отделение покажет нам презентацию, второй прочитает письмо-обращение к директору школы, а 3-е – письмо-представление класса к председателю жюри конкурса.
(Происходит демонстрация и зачитывание подготовленных работ).
- Так как это был повышенный уровень выполнения задания сегодня параллельно в классе работает группа экспертов из трех человек, которые проверят индивидуальную работу некоторых ребят по написанию письма-представления, являвшегося необходимым уровнем выполнения.
III. Тестирование – блиц -опрос
- Спасибо всем, Вы молодцы, справились с заданием. А теперь я предлагаю вам проверить свои способности и возможности по изученному материалу (Работа с интерактивной доской). Для вас на интерактивной доске предложен привычный для вас блиц-опрос в форме тестирования, где вы сможете показать свои успехи в использовании системы голосования. Возьмите, пожалуйста в руки пульты, и давайте пройдем регистрацию. Хорошо, а теперь зарегистрируйте свои отделения, которые мы называем на уроке «Умники и умницы», «Почемучки» и «Знатоки», выбрав соответствующую цифру - 1, 2 или 3. Будьте внимательны, не забывайте, что голосуем мы быстро, пульты чувствительны, поэтому обращаемся с ними аккуратно.
(Проходит тест с системой голосования)
1. - Поставьте местоимения в нужном падеже:
Я грущу по (вы), тоскуешь по (мы), скучаю по (вы).
2. – Допишите предложения:
1) Местоимения не называют предметы, признаки, количество, но … (указывают на них).
2) Местоимения­существительные указывают на … (лицо или предмет).
3) Я запомнил(а) такие разряды местоимений­существительных: … .
4) Местоимения­существительные так же, как имена существительные, изменяются … (по падежам).
- Что ж, вы молодцы, справились с заданиями достойно. Теперь давайте определим самого ценного игрока в каждой команде
(Слайд – оценка участников)
- И пришло время узнать, какая команда победила и заработала отметку «пять» за тестирование.
(Слайд – команда-победительница)
- Хорошо, молодцы.
- У вас на столах лежат листы самооценки своих возможностей и способностей. Обратите внимание, что в этом полугодии в столбце «Самооценка» у вас появляется возможность не только поставить себе оценку, но и отметку.
-Оцените, пожалуйста, свою работу. (Дети себя оценивают)
- Обращаю ваше внимание еще и на то, что на обратной стороне оценочного листа у вас есть светофор ваших ожиданий от урока. У вашего светофора – три сигнала, как и у обычного. Зеленый – все получилось замечательно, я справился с заданиями и мои ожидания на уроке оправдались; желтый – у меня получается правильно выполнять задания, но бывают и ошибки, нужно еще не много постараться. Красный цвет – тревожный, не все получилось, так как мне хотелось, было допущено много ошибок. Цвет сигнала ваших светофоров за весь урок будет разным, и это напрямую будет зависеть от полученной вами самооценки и отметки.
IV. Орфографическая разминка
- Продолжаем работать. Предлагаю вам решить орфографическую задачу. На нашей доске представлены словосочетания с местоимениями, но предлоги в них не записаны, а стоят в сторонке. У вас будет два задания. Первое – записать эти словосочетания в столбик с предлогами и вставить пропущенные буквы. Второе – поставить местоимения в начальную форму.
(Работа на интерактивной доске)
Появился у него, летит надо мной, проявлять заботу обо мне, думать о ней, прибыл ко мне, трава подо мной, объясниться с ним, сожалеть о нём, подарил им, скучаю по вас, рассказал о себе.
– Что общего вы увидели во всех записанных словосочетаниях? (Зависимое слово – личное местоимение в каком­то падеже.)
- Верно, молодцы.
– Какую орфографическую задачу мы решали при написании этих местоимений? (Написание местоимений с предлогом.)
-Правильно
– Где возникали трудности? С чем это связано? (У предлогов есть варианты об/обо, над/надо, под/подо.)
- Ребята, оцените, пожалуйста, свою работу
(Заполняют листы самооценки)
V. Введение в тему с постановкой основного вопроса урока.- Друзья, посмотрите, пожалуйста, на доску. У всех ли местоимений в наших словосочетаниях у вас получилось образовать начальную форму? (Ответы детей - нет).
-– Выпишите это словосочетание с местоимением (Открываем шторку на интерактивной доске)
– На кого (что) оно указывает? На какой вопрос отвечает?
– Как называется это местоимение?
–Давайте сформулируем тему урока. (Интерактивная доска)
- Верно, молодцы. Запишите ее в свои тетради. (Записывают тему)
VI. Релаксационная пауза
- Начало урока было достаточно продуктивным и наполненным немалым объемом информации, поэтому чтобы немного расслабить ваше внимание и настроить на достижение дальнейшего положительного результата работы, я предлагаю всем нам получить удовольствие, расслабиться и полюбить себя.
(Проходит релаксационная пауза «Улучшатель настроения»)
VII. Открытие новых знаний.
- Молодцы, надеюсь вы получили заряд положительной энергии и продолжаем работать дальше, добывая новые знания.
- Подумайте, а с какое личное местоимение кажется на слух похожим на местоимение себя? (Ответ: тебя, а в начальной форме - ты). Верно. Просклоняйте, пожалуйста, местоимения «ТЫ» и «СЕБЯ»
(Склоняют в тетради и 1 человек у доски)
- Сравните эти местоимения и скажите, что вы заметили.
(Ответы детей: они похожи при склонении. Только у местоимения СЕБЯ нет формы И.П.)
- Спасибо молодцы. Как называется тема нашего урока?
- Найдите, пожалуйста, однокоренные слова к слову «Возвратный»
(Записываем на доске и выделаем корни)
- Что происходит в корнях этих слов? Вы заметили? ( Чередование)
- Как вы думаете, почему местоимение получило такое название?
(Ответы детей)
- Спасибо, молодцы.
- Давайте определим проблему урока.
- О чем пойдет речь на нашем с вами сегодняшнем уроке? Какие вопросы нам с вами придется решить?
(В чём особенность возвратного местоимения - существительного себя?Как оно изменяется? Где оно употребляется?)- Молодцы, вы правильно определили проблемные вопросы урока.
VIII Актуализация знаний и углубление изученного
- Ребята, давайте подумаем, почему местоимение себя так называется.
(Ответы – предположения детей)
- Где мы можем получить такую информацию
(В учебнике из научного текста)
- Предлагаю вам открыть текст упражнения 486 и самостоятельно поработать в парах в режиме изучающего чтения: прочитать информацию о местоимении. (Читают) и ответить на вопрос: «На какие ваши предположения он дал ответ?» (Возвратное местоимение называется так потому, что указывает на обращенность действия (состояния) на само лицо).
IX. Развитие учебно-языковых, пунктуационных и речевых умений
- Молодцы. Чем мы можем пополнить свой багаж знаний о местоимениях
(Промежуточные итоги: местоимения –самостоятельная часть речи, которая не называет, а указывает на предмет. Существуют 8 разрядов. Мы познакомились с личными местоимениями и возвратным местоимением. Личные местоимения называются так потому, что у них есть 3 лица. Возвратное местоимение- потому что указывает на возврат действия.)
- Я предлагаю вам выполнить упражнение 487 с комментированием у доски, где главной задачей будет классифицировать местоимения по разрядам, учитывая их начальную форму
(Выполняют упражнение)
- Не забудьте оценить себя.
- А теперь снова поработаем в парах устно: упражнение 488 предлагает вам устойчивые выражения, которые по-другому называются (выдерживается пауза) (реплика детей) фразеологизмы. Вам нужно объяснить их смысл
- Оцените свою работу, ребята
(Дети себя оценивают)
X. Рефлексия урока
- Подведем итоги нашего урока в необычной для вас форме. Сейчас мы составим синквейн. А что это такое, нам прочтет Борушова СабинаСинквейн – это текст, который состоит из пяти строк.
1 строка:
Тема одним словом (обычно существительное)
2 строка:
Описание темы (два прилагательных)
3 строка:
Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)
4 строка:
Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)
5 строка:
Повторение сути темы одним словом (синоним темы).
(местоимениеВозвратное необычное
Изменяется, склоняется, употребляется
Мне было интересно и волнительно
Местоимение – существительное (разряд)
- Оцените свою работу на уроке по алгоритму самооценки, сдайте свои оценочные листы. Я попрошу вас также прокомментировать собственные отметки
XI. Домашнее задание.
- Сегодняшнее домашнее задание будет состоять из двух уровней.
Необходимый уровень: упр. 488: выбрать 1 или 2 устойчивых выражения и написать небольшое размышление о том, что означают данные выражения и в каких случаях они употребляются в речи.
Повышенный уровень. Это упражнение 489, заданием которого является написание мини-сочинения – рассказа о себе с употреблением местоимения себя. Вы должны будете соблюдать все требования, предъявляемые к тесту: разговорный стиль, тип речи- повествования, форма речи – монологическая, речевой жанр –личное письмо.
- Оценки за урок:
- На этом наш урок окончен. Спасибо всем за работу.