Конспект урока по обучению грамоте:Согласный звук [ ш ], буква ш, буквосочетание ши. Упражнения в чтении и письме.


Предмет: интегрированный урок русского языка и литературного чтения в 1 классе (обучение грамоте)                                                                          
Учитель: Козина Е.С.Тема: Согласный звук [ ш ], буква ш, буквосочетание ши. Упражнения в чтении и письме.
Цели урока (предметные):
познакомить  со звуком [ш] и буквой, которая его обозначает;
формировать умение выделять звук [Ш] в речи, умение слышать и слушать;
формировать  навык  начертания письменной буквы ш, написания слов  с изученными буквами;
      -    формировать  навык  чтения слогов, слов;
      -    развитие фонематического слуха.
Метапредметные цели урока ( формирование УУД):
Личностные:
- обладать мотивационной основой учебной деятельности;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;
Коммуникативные:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Оборудование:  учебник «Букварь»  (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина), Пропись «Мои волшебные пальчики» ( О.В. Пронина), мультимедийная презентация, слоговые таблицы,  образцы печатных букв «Ш» и «ш», видеофильм  «Город букв», карточки красного и зеленого цвета для взаимооценивания.
Ход урока
Организационный момент. Психологический настрой.
- Здравствуйте ребята!
- Сегодня  к нам в класс пришли гости, повернитесь к ним, пожалуйста, улыбнитесь и поприветствуйте! (Добрый  день!)
- А теперь повернитесь друг к другу, улыбнитесь и садитесь!
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал!
Так что время не теряем
И  работать начинаем.
Повторение. Работа в парах: чтение слоговых таблиц, взаимооценивание с помощью жетонов красного  и зеленого цвета.
- А начнем мы с повторения, прочитаем в парах слоговые таблицы. У кого лежит таблица,  тот будет сегодня читать, а у кого карточки, тот будет оценивать. Кто прочитает и получит карточку-оценку, поднимите ее, чтобы я видела, какая пара  справилась с заданием.
- Молодцы!
        3. Побуждающий диалог - постановка проблемы. Планирование деятельности.
- Ребята посмотрите на слайд,  что необычного заметили у схемы-человечка?
-Ребята, этим знаком схема-человечек хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. А чтобы узнать, с каким звуком мы познакомимся, мы выполним звуковую разминку.
-Как шумят листья деревьев в лесу?
-Вспомните, какой звук издаёт змея?
- Какой звук издает чайник при кипении?
-А теперь давайте пошуршим все вместе: Ш-ш-ш.
Так с каким звуком сегодня будем знакомиться?
- Откройте букварь на стр. 80 , а пропись на стр. 26, давайте составим план работы на урок.
-Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?
- Тогда давайте решать эту проблему.
4. Характеристика изучаемого звука, работа со схемой.
 - Нам нужно всё узнать про этот звук.
 - Какой это звук гласный или согласный?
 - Раз он согласный, что мы можем про него узнать?
-Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой?
       Надевают чёрную  шляпу на схему-человечка.
-Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким? Нужно произнести слова, где есть этот                   звук. И посмотреть, как он произносится, твёрдо или мягко?
Например, отгадайте загадку:
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда. А лишь тогда,
Когда бывают холода. (Шарф)
В слове шарф звук твердый.
Закрашивают  башмачок человечка синим цветом ( в прописи).
 - Может быть,  в других словах этот звук произносится мягко?  Давайте проверим: найдите на картинке  слова со звуком  [ш] и давайте послушаем, как он произносится.
- Сделайте вывод: может ли звук [ш] быть мягким?
Закрашивают второй башмачок  синим  цветом
- Посмотрите на схему нашего звука, сравните с другими схемами и скажите, чем же отличается новый звук от других звуков нашего «города» Букваринска?
- А какой знак используется для обозначения звука  [ш] ?- Что напоминает вам эта буква?
Ах, табуретка хороша!
Перевернул – и буква ШШура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
- Проверьте в Букваре, рассмотрев схемы человечков, правильно ли мы сделали? С какими буквами дружит буква Ш? Почему?
-Решили мы с вами первую задачу, определили, чем этот звук отличается от других? Идем дальше.
5.Знакомство с буквой ш, анализ  написания  строчной буквы ш.
-Наша задача – научиться сегодня писать строчную букву ш. Подготовим свои пальчики к письму.
Пальчиковая гимнастика «Дружба».
 В гости к пальчику большому (выставляются вверх большие пальцы),
Приходили прямо к дому (соединить под углом кончики пальцев  обеих рук),
Указательный и средний (поочередно называемые пальцысоединяются с большим на двух руках одновременно),
 Сам мизинчик – малышок (вверх выставляются только мизинцы, другие пальцы сжаты в кулак),
Постучался на порог (кулачки стучат друг о друга).
Вместе пальчики – друзья,
 Друг без друга им нельзя (ритмичное сжатие пальцев на обеих руках).
 А теперь подружите пальцы левой и правой руки., согрейте ладошки.
- Из каких элементов состоит буква ш строчная? Есть ли новые элементы?
-Я напишу эту букву под счёт: раз-и, два-и, три-и
- Попробуйте  написать эту букву в воздухе  под мой счёт
- Пишем все вместе под счёт. Приготовились: раз-и… .- Подчеркните самую красивую букву , похвалитесь соседу.
 6. Организация работы по чтению и анализу слогов.
- Ваша задача – научиться читать слоги с новой буквой. Подготовьтесь прочитать  слоги.
-Прочитайте слоги, которые состоят из двух букв и начинаются с гласного звука
-Прочитайте слоги, которые состоят из двух букв и начинаются с согласного  звука
 Прочитайте слоги, которые состоят из 3 букв и начинаются с гласного звука.
Физминутка  
Загадаю вам загадку,
Становитесь на зарядку. (Ходьба на месте.)
Раз — листочки поднимаем. (Руки через стороны вверх.)
Два - листочки загибаем. (Руки за спину.)
Три - ещё разок свернули, ( Обхватили руками плечи.)
На четыре - развернули. (Руки в стороны.)
Буква спряталась внутри.
(Приседания.)
Кто догадлив? Назови!
Покажите буквы: ы, а, о, пэ, эр и гэ,
А теперь садитесь все.
7. Написание слогов и слов с буквой ш.
- Прочитайте и обведите зелёным цветом  в словах только букву ш. Возьмите синюю ручку и соедините ш со следующей буквой и обведите их. Что получилось? (слог).
-Вы научились писать новую букву? Вы справились с этой задачей? Без ошибок и затруднений? Вам нужна была помощь? Каким смайликом вы себя наградите? Нарисуйте  его в своих тетрадях.
8. Организация чтения и анализа слов с буквой Ш.
-Очень много слов на букву Ш в вашем любимом букваре. Давайте их прочитаем хором.
Выборочное чтение:
- Прочитайте слово, называющее фрукт
- Вкусная,  бывает рисовая и манная.
-Жилище.
-Слово-перевертыш.
Имя мальчика.
Имя девочки.
-Какая последняя задача  стояла перед нами на уроке?
-Вы  справились с этой задачей?
9. Формирование орфографической грамотности.
 Просмотр сказки про жи и ши.
Вывод: ши с буквой и всегда пиши!
10. Итог урока Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- У кого были затруднения? Какие?
- Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке.
- Подойдите к шарику такого цвета, какое настроение было у вас на уроке.
Ну вот и все урок к концу подходит,
мы славно поработали сейчас!
Спасибо вам, ребята, за работу,
Не подвели меня и в этот раз!