Конспект урока обучения чтению Малые литературные жанры. Упражнение в чтении слов с изученными буквами Х,х и Ц, ц


Каменская Валентина Николаевна
учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия №12
имени Г.Р. Державина»
г. Тамбова
Тема урока: « Малые литературные жанры. Упражнение в чтении слов с изученными буквами Х, х и Ц, ц.».
1 класс (Система развивающего обучения Л.В.Занкова)
Цель: расширение представлений обучающихся о малых литературных жанрах на основе чтения текстов с изученными буквами Х, х, и Ц, ц.
Предполагаемые результаты (предметные):
Обучающийся научится: определять литературный жанр и характеризовать его особенности (на примере малых литературных жанров); понимать путаницу как литературный жанр, узнавать скороговорку, осваивать ритм её произнесения; получит возможность: участвовать в драматизации произведений; научиться пользоваться в речи фразеологизмами; получит возможность демонстрировать: навык чтения, соответствующий данному периоду обучения, в том числе: чтение по слогам и целым словом, понимание прочитанного, при повторном чтении - выразительность; умение осуществлять звуковой и звукобуквенный анализ слов.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Личностные.
У обучающихся будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу; обучающийся получит возможность для формирования: уважительного отношения к наследию русского народа как бесценной сокровищнице прекрасного, заботливого отношения ко всему живому.
Регулятивные.
Получит возможность научиться: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы.
Познавательные.
Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях. Получит возможность почувствовать:
самобытность народа, которая проявляется в устном народном творчестве: небылицах, загадках, скороговорках, пословицах, поговорках; непреходящую ценность русского культурного наследия.
Коммуникативные.
Обучающийся получит возможность: сотрудничать с одноклассниками при работе в группах, вести диалог, выслушивая мнение оппонента и формулировать свою точку зрения, строить понятные для окружающих высказывания.
Основное содержание темы, понятия и термины:
Разнообразие малых жанров русского фольклора. Путаница. Рифма. Ритм. Фразеологизмы.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Оборудование для учителя: ЭОР, презентация «Малые литературные жанры»; для обучающихся: карточки с заданиями для групповой работы, на доске сюжетная картина «Кормушка с птицами», костюмы для инсценировок, оценочные листы учащихся.
Ход урока
I.Организационно - мотивационный этап.Эмоциональный настрой на урок.
Учитель:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Чтобы многое узнать,
Книги будем мы читать.
- Все готовы читать?
Побуждающий диалог.
Учитель:
- Что сегодня необычного вы заметили в классе?
(на доске кормушка с птицами).
- Почему птицы решили напомнить о себе?
- Каких зимующих птиц вы узнали на нашей кормушке?
- Птицы сегодня будут нашими помощниками, они приготовили для вас много заданий. Вот и первое:
- Составим схему слова «птицы». □□□□□
- Кто напечатает слово? (ученик у доски)
Речевая разминка.
- Прочитайте предложение на нашем экране. (Слайд 1)
Чижи и синицы – весёлые птицы.
- А можно ли сейчас услышать пение этих птиц? Почему? (Ответы детей)
- Что мы прочитали? (Скороговорку).
- Что такое скороговорка?
(Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка)
- Для чего нужны скороговорки?
(Они помогают быстрее освоить родную речь, научиться чётко произносить звуки в словах, др.).
Работа со скороговоркой.
Учитель:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно.
Дети:
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать,
Так правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно.
Учитель:
- К каким произведениям можно отнести скороговорки?
- Какие ещё скороговорки вы знаете? (Ответы детей).
II. Актуализация опорных знаний.
Побуждающий диалог.
- Что такое УНТ? (Слайд 2)
- Каким словом можно заменить словосочетание «народное творчество»?
(Фольклор).
- Проверим, какие жанры фольклора мы уже знаем?
Создание ситуации успеха.
Викторина по малым жанрам фольклора.
- К какому жанру УНТ можно отнести эти произведения? (Слайд 3)
1.Красные лапки, щиплет за пятки – беги без оглядки (Гусь).
2.Шапочка красненькая,
кафтанчик рябенький, ходит по двору, квохчет (Курица).
- Как общего между словами-отгадками?
(названия домашних птиц)
Инсценировка побасёнки-шутки.
3. Воробья спросили:- Что ты за птица такая?- Я - орёл!- Что-то маловат ты для орла. - Ну и что? Может быть я - маленький орел.Дело не в размере, а в том, орёл ты или не орёл.
Учитель:
- Что это за жанр?
(Побасёнка - короткий забавный, занимательный рассказец, сообщение).
- Для чего народ сочинял побасёнки? (Чтобы было смешно).
- Только ли для этого?
(Высмеивает отрицательные черты характера: лень, глупость, хитрость).
Выступление детей с русскими народными песнями.
- К какому жанру отнесли услышанные произведения?
4. Учитель:
- Определите жанр следующих произведений. (Слайд 4)
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь
(пословица).
Видно птицу по полёту.
(поговорка).
- Как отличить пословицу от поговорки?
Пословица – меткое короткое изречение, вывод, сделанный народом из каких-то событий, случаев. Пословица обычно состоит из двух частей, которые часто рифмуются.
Поговорка – устойчивое изречение, особо краткое, не составляющее законченного высказывания.
- Объясните смысл пословицы.
- А как вы понимаете поговорку?
5. Работа по «Азбуке» (с. 92).
Определение жанров УНТ (загадки и заклички).
Найти рифмующиеся слова.
- Вспомним, что такое рифма?
(Рифма - это созвучие в конце стихотворных строк, когда два слова, оканчиваются одинаково).
Разделить слова на слоги, поставить ударение.
Учитель: Оцените свою работу на этапе повторения. (Листы успеха)
III. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.
На слайде буквы: У П Т А И Ц Н А (Слайд 5)
Прочитайте.
- Что можно сделать с этими буквами? (разделить на две группы).
- Составьте слово из букв.
- А что может обозначать слово «путаница»?
- В толковом словаре Ожегова: «Путаница - это нечто запутанное, неясное, бестолковое». (Слайд 6)
- Как вы думаете, как это понятие может быть связано с литературой?
- О чём мы будем говорить на уроке? (Слайд 7)
Тема нашего урока: Малые жанры фольклора. Путаница.
- Какие умения нам потребуются сегодня на уроке? (Ответы детей)
Зарядка для глаз ( музыкальный тренажёр).
IV. Первичное усвоение новых знаний и способов действий. Решение
проблемной ситуации.
Анализ путаницы как жанра УНТ, нахождение смысловых несоответствий. Работа с «Азбукой» (с.92).
1. Чтение учителем путаницы Э.Н.Успенского.
- Какое настроение вызвало это стихотворение? (весёлое)
- Бывает ли такое на самом деле? (нет)
- Для чего оно написано? (для того, чтобы развеселить)
- Как можно назвать такое произведение? Почему? (путаницей)
2. Повторное чтение (хорошо читающий ученик).
- Какие слова нас запутали? Давайте выясним.
- В старину такие запутанные стихи очень любили, потому что они были весёлыми и очень добрыми. Называли такие стихи - небылицами.
Слово «небылица» - произошло от слова «быль», что означает, это было на самом деле. Когда к слову «быль» приставили «не», то получилось, что оно стало обозначать, чего на самом деле не было.
Слова «небылица» и «путаница» - близкие по значению слова. Их можно назвать синонимами.
3. Выделение особенностей литературного жанра «небылица». (Слайд 8)
- Посмотрите на текст небылицы. В какой форме он записан? (в форме стихотворения).
- Как вы отличаете стихотворения от других жанров?
- Если это стихотворение, то должна быть рифма. Подберите рифмы из путаницы.
- А ещё у небылиц есть ритм, т.е. мы можем её простучать в ладоши (Простукивание в ладоши).
Вывод. - Что же есть у небылицы? (Рифма, ритм, и ещё то, чего нет в жизни - выдумка).
-Эту путаницу для вас написал Э.Н.Успенский.
Кто захочет прочитать это произведение полностью, можно взять книгу в библиотеке (показ).
4. Чтение путаниц сочинённых первоклассниками в «Азбуке» (с.92).- Можно ли назвать эти произведения путаницей?
Учитель: Оцените свою работу на этапе изучения нового материала.
(Листы успеха).
V.Применение нового знания на практике.1.Мини - исследование.
- Перед вами листы с текстами. Можно ли данный текст назвать путаницей? Обоснуйте свой ответ.
Организация работы в группах.
- Как надо работать в группе? (Не шуметь, стараться услышать мнение каждого. Выбрать одного выступающего ученика).Тексты на карточках.
1. Что растёт на грядке?Огурцы, горошек сладкий, Помидоры и укропДля приправ и проб.Есть редиска и салат-Наша грядка – просто клад!
(Ответ: Этот текст нельзя назвать «небылицей», потому, что есть рифма, есть ритм, но текст, о том, что на самом деле бывает).2. Что растёт на грядке?Торт и шоколадки, Башмаки, носки, компотДля приправ и проб.Есть сосиска, самокат.Наша грядка – просто клад!
(Ответ: Это небылица, есть рифма, ритм, и написано о том, чего не бывает). 3. На нашей грядке растёт колбаса и шоколад. Они нужны нам для приправы к супу, а ещё мы посадили велосипеды и звонки. Всё, что желаете, есть на нашей грядке.
(Ответ: это не «небылица», потому что, написано, о том, чего не бывает, но нет рифмы и ритма).
2. Практическая работа.
Сочинение собственной путаницы по данному образцу.
Вы должны были придумать свою небылицу.
- Что у вас получилось?
Чтение получившегося текста.
- Бывает ли такое на самом деле? (нет)
- Есть рифма? (Да)
- Проверьте, есть ли ритм? (да)
- Сделайте вывод: Получилась ли у вас путаница?
3.Чтение «Синичьей скороговорки» (с. 93).- Ещё одна очень любопытная птица услышала наш разговор и решила прилететь к нам в гости. А что это за птица, вы узнаете из загадки.
С желтой грудкой у окошка,Собирает шустро крошки,Отгадайте, что за птица?Называется … (синица).
- Что нам приготовила синица?
- О ком пойдёт речь в этой скороговорке? - Какое настроение у синицы? - Как догадались?
Работа в парах.
- Синица предлагает нам задание: найти в скороговорке слова – рифмы.
- Обратите внимание на произношение и написание рифмующихся слов. Что интересного заметили?
- Что обозначают слова, на конце которых пишется –ца? А – тся?
Учитель: Оцените свою работу на практическом этапе.
(Листы успеха).
VI.Физкультминутка (дети имитируют движения).Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти стряхнули-
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.
VII. Закрепление нового знания на практике.
4. Чтение и разгадывание кроссворда. (Слайд 9)- А теперь синичка увидела под скороговоркой странные пересекающиеся клеточки с цифрами… - Что это? «Кроссворд» по-английски обозначает «пересекающиеся слова». - Что нужно сделать с этим кроссвордом?

1. Птица, которая в сказках приносит вести на хвосте (Сорока).
Ответы на вопросы.
- Почему говорят, что сорока приносит «вести на хвосте»?
2. Имя птицы – участницы передачи “Спокойной ночи, малыши!” (Каркуша).
3. Кто исполнял все желания князя Гвидона из “Сказки о царе Салтане…”? (Лебедь).
- Кто автор «Сказки о царе Салтане»? 4. Кто помог Дюймовочке спастись из норки крота? (Ласточка).
- Кто автор сказки «Дюймовочка»? 5. Птица, на которой летал Нильс (Гусь).
- Как называется сказка про Нильса? ( «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» автор шведская писательница Сельма Лагерлёф).
- Как проверим согласный на конце в слове «лебедь»? «гусь»?
- Назовите одним словом, о ком кроссворд? (птицы).
5.Чтение крылатых фраз. Фразеологизмы.- Птицы часто становятся героями литературных произведений. Люди часто отмечали особенности птиц и сравнивали их со своим характером. И вот что получилось: - Когда мы говорим «орлиный взгляд»? (сверкающий, острый, проницательный).
Как молнии удар - твой взгляд орлинный,И страшен и суров - как герой былинный!- «Надулся как индюк»?
(о том, кто имеет гордый и глупый вид).- «Идти гуськом» – как это? ( один за другим, друг за другом, затылок в затылок, вереницей, цепью, чередой)- «Нахохлился как воробей»? ( Принять унылый вид, стать хмурым).
Крылатые фразы – это высказывания, получившие широкое распространение благодаря своей выразительности (фразеологизмы).
6.Составление рассказа, подбор фразеологизма к речевой, бытовой ситуации. (Работа в парах).
VIII. Рефлексия. Итог урока.
- Что особенно хорошо получилось на уроке?
- В чём испытывали трудности?
- Вспомните задачи, которые мы ставили в начале урока.
(Узнать, что такое путаница? Чем особенны небылицы? Попробовать придумать свою небылицу).- Получилось?
- Для чего сочиняют небылицы?
- Каким человеком нужно быть, чтобы выдумывать небылицы?
IX. Самооценка.
- Оцените свою работу на уроке. ( Листы успеха).
X. Домашнее задание.Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
- Мы с вами продолжаем составлять нашу классную книжку по УНТ. Придумайте свою небылицу и оформите её красочно для книжки.
XI.Орг. окончание урока.- Птицы довольны и благодарят вас за работу. (Слайд 10)