Урок русского языка в 3-м классе (1–4) по теме: Упражнение в написании парных звонких и глухих согласных
Урок русского языка в 3-м классе (1–4) по теме: "Упражнение в написании парных звонких и глухих согласных"
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
Закреплять знания учащихся о написании парных согласных, умения подбирать проверочные слова;
Развивать умение сопоставлять произношение и написание слов с парными согласными;
Формировать орфографическую зоркость.
Оборудование:
Мультимедийнный проектор, интерактивная доска, карточки, таблицы, письма героев, карточки «Помогай-ка», картонные буквы.ХОД УРОКА
Организационный момент.
С хорошим настроением принимайся
за работу!
2. Чистописание.
- Сегодня, ребята, на уроке мы займёмся разборкой нашей почты. Друзья не забывают нас. Смотрите, сколько писем прислали! Первое письмо от Мальвины. Что же она нам пишет?
На момент чистописанияЯ прислала вам задание.Вы с закрытыми глазамиУгадайте букву сами,А потом скорей проверьте,Ведь они лежат в конверте!
Два ученика по очереди выходят к доске, с закрытыми глазами достают вырезанную из картона букву, на ощупь узнают её.
- Итак, это буквы П и Б.
- Повторим их написание.
Сначала учитель показывает на доске, дети пишут в воздухе; затем в тетрадях. На доске также карточки с письменными образцами.
- Я тетрадь свою открою и наклонно положу.Я, друзья, от вас не скрою:Ручку правильно держу!Сяду прямо, не согнусь,За работу я возьмусь.
Пп Бб Пп Бб Пп Бб Пп Бб Пп Бб
- Молодцы! Очень красиво написали. Но почему эти две буквы мы сейчас повторяли? (Они обозначают парные согласные, а это наша основная тема).
- Верно!
3. Словарная работа.
-Переходим к повторению словарных слов, а, значит, к следующему письму. Оно пришло от Незнайки. Что же он нам написал, посмотрим?
Слова совсем нетрудные хотел я записать,Но в каждом слове нужно мне все буквы проверять.Под удареньем я пишу, без сомненья, то, что слышу.Если звук без ударенья, вызывает он сомненье!
- Составим слова из рассыпанных букв.
У учителя в руках конверт с портретом Незнайки на обложке; в конверте лежат карточки со словарными словами в виде рассыпанных букв. Дети по очереди выходят к доске, записывают слова, объясняя орфограммы.
Словарь: город, завод, медведь, мороз, морковь.
- Ребята, почему из всех словарных слов Незнайка прислал нам именно эти? (В конце каждого слова есть парный звук, который можно проверить).
- Совершенно верно.
4. Повторение пройденного материала.
- Читаем следующее письмо. Оно пришло к нам от Красной Шапочки. Вот что она пишет:
Парные согласные на письме опасные.Как похоже их звучанье – это просто наказанье!Чтобы их нам различать,Надо ум тренировать!
- Вспомним, как называется большая тема, которую мы сейчас изучаем? (Парные глухие и звонкие согласные).
Попробуем составить кластер по данной теме:
парные согласные
звонкие глухие
б, в, г, д, ж, з п, ф, к, т, с, ш- Назовите только звонкие? (б, в, г, д, з, ж)
- А теперь только глухие? (п, ф, к, т, с, ш)
На доске кластер парных согласных
- Из-за этих опасных согласных “двойняшек” могут возникнуть ошибкоопасные места. Давайте вспомним, где и когда эти ошибкоопасные места возникают? (Во-первых, на конце слов, если там будет стоять кто-нибудь из “двойняшек”; во-вторых, в середине слов, когда рядом встречаются два “опасных” согласных.)
- Что же нужно делать, чтобы в этих ошибкоопасных местах не “выросли” ошибки, как грибы после дождя? (Надо уметь подбирать проверочные слова так, чтобы после опасного согласного стоял “волшебный” звук: гласный или сонорный.)
У учителя в руках конверт с портретом Красной Шапочки на обложке, внутри которого иллюстрация “СТОП! Ошибкоопасные места!”, карточки со словами запоминалки и сигнальные карточки для фронтальной работы.
- Молодцы! Красная Шапочка предлагает нам повторить это правило. Кто напомнит нам его?
- Молодцы! А теперь возьмите в руки сигнальные карточки. Красная Шапочка прислала нам несколько слов для распознавания глухих и звонких согласных. Я диктую вам слова, вы в уме подбираете проверочные слова и по команде поднимаете сигнальные карточки:
берёзка, причёска, замазка, краска, шапка, шубка, дорожка, кошка.
(идёт выборочное объяснение)
5. Физкультминутка для глаз
А сейчас внимательно смотрите на экран, за движущимися объектами
Кто помог нам расслабиться? Рыбки.
Относится ли данное слово к нашей теме? Почему?
Запишите сначала проверочное, а потом данное слово и еще однокоренные. Давайте все эти слова разберем по составу.
Рыба-рыбка, рыбочка, рыбак.
Запишите сначала проверочное, а потом данное слово и еще однокоренные. Давайте все эти слова разберем по составу.
Рыба-рыбка, рыбочка, рыбак.
6. Тренировочные упражнения.
- А теперь переходим к следующему письму. Оно пришло к нам от Буратино. Что же он пишет? Сейчас посмотрим:
Я – весёлый человечек, деревянный мальчуган.Посылаю шесть словечек и даю задание вам:Вы подумайте сначала с большим-большим вниманием,И запишите слова с обратным содержанием.
- Ребята, это задание находится на странице 94, упражнение 217.
Самостоятельно выполните задание.
- Молодцы! Быстро и правильно справились с этим заданием.
А теперь отдохнём.
7. Работа над предложением.
- А теперь переходим к другому письму. Оно от Карлсона:
Вы узнаете меня без сомнения:Уж очень люблю я варенье, С конфетами целые вазочки,А ещё люблю разные сказочки.И задание моё как раз такое:Составьте предложение простое.А то смысл в нём потерялся,А я без сказки любимой остался!
- Поможем Карлсону? (Да)
У учителя в руках конверт с портретом Карлсона на обложке, в нём карточки со словами из предложения: курьих, стоит, на, избу.ка, но.ках.
- Составьте предложение? (Стоит избушка на курьих ножках.)
- Произнесите его выразительно. Отлично! По каким правилам запишем это предложение? (Начало предложения пишется с большой буквы, в конце – точка).
- Объясните пропущенные орфограммы, запишите в скобках проверочные слова, сделайте разбор предложения по членам (на доске схема разбора простого предложения).
Стоит избушка (избушечка) на курьих ножках (ноженьки).
8. Физ. минутка (звучит музыкальная фонограмма)
Мелкие шажки – раз, два, три.Лёгкие прыжки – раз, два, три.Повороты резко – раз, два, три.И наклоны низко – раз, два, три.Три хлопка в ладошки – раз, два, три.Покрутись немножко – раз, два, три.Вот и вся зарядка – раз, два, три.Мягкая посадка – раз, два, три.
9. Проверочная работа.
- Прочитаем следующее письмо. Его прислал Вини-Пух. Вот, что он нам пишет:
Я пишу не просто так – Вам даю задание.Все должны за две минутыПоказать мне знания! .
Групповая работа
-Отлично! А сейчас поиграем. Эта игра называется “Спринт”.
Работа в парах. У вас есть листочки на столах. Напишите свои фамилии на них. Я дам вам 2 минуты, вы должны записать как можно больше слов в которых :1 ряд – последняя буква в слове Б,
2 –ряд – последняя буква Д,
3-ряд – последняя буква в слове З.
- Молодцы! Кто справился поднимает желтую карточку.
Рефлексия.
Мы сегодня очень хорошо поработали. Давайте попробуем сделать вывод при помощи таблицы «Верные ли утверждения».
У вас на партах таблички с утверждениями, поставьте плюс в пустой графе, если согласны с ним, и минус, если не согласны.
Верные ли утверждения:
К глухим парным согласным относятся : б, п, з, с, ж, шЧтобы проверить парный согласный, нужно подобрать проверочное слово, чтоб после согласного стоял согласный.
Ошибкоопасные места с парными согласными в слове могут быть в корне слова..Ошибкоопасные местас парными согласными в слове могут быть в начале слова.
К звонким парным согласным относятся б, в, з, г, д, ж.
Давайте проверим. Кто верно ответил на все вопросы. Кто ошибся, где?
10. Домашнее задание.
- Ну вот, наконец, мы и добрались до последнего письма. Оно пришло из Италии от Чипполино. Вот что он нам пишет:
А теперь, ребятишки, для васНастаёт решительный час.Проверить хочу ваши знания:Для этого прислал я вам заранее Каждому своё домашнее задание!
- Эти задания на индивидуальных карточках. Они трёх степеней сложности. Вы будете выполнять задания, начиная с карточки №1, а далее до тех пор, пока будет посильно:
№1 Списать, вставляя пропущенные буквы, указать в скобках проверочные слова:
Пиро.ки, ло.ка, незабу.ка, игру.ка,запи.ка, бро.ка, берё.ка.
№2 Списать пословицы, вставляя пропущенные слова из слов для справок. Указать проверочные слова для парных согласных:
Зимой … глубокий, летом … высокий. Декабрь … кончает, зиму начинает. (сне., хле., го.)
№3 Измените словосочетания по образцу:
рубить лес – рубка леса,
доставлять почту - …, поливать грядки - …, погрузить багаж -… .11. Итог урока.
- Кому непонятно домашнее задание?
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
- Сегодня многие получили хорошие оценки.
Резервный материал:
- запишите ответы на вопросы одним словом из 4-х букв:
- осадки в виде ледяных шариков /град/;
- лучший приятель /друг/;
- стоит Антошка на одной ножке /гриб/;
- работа /труд/;
- орган зрения /глаз/.
- Используя данную модель, составьте ещё одно слово: 32434?
/арбуз/
- Молодцы!