ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
1.Слово является центральной единицей языка. Оно не только несет разнообразную семантическую информацию, но и, занимая место в предложении, коммуникативной единице, обеспечивает речевое общение людей.
Каждый человек – взрослый и ребенок – владеет лишь частью лексики своего языка, и эта часть является его личным словарным запасом. Лексикон современного школьника пополняется за счет окружающей жизни и средств массовой информации. Далеко не каждое слово из пассивного запаса переходит в активный словарный запас, и это препятствует решению коммуникативных задач. Чем богаче словарный запас человека, тем точнее, ярче, выразительнее будет его речь, тем быстрее он добьется цели, которую ставит, начиная общение.
Если в конце прошлого века словарный запас школьника старших классов составлял в среднем 15-20 тыс. слов, то сейчас ученые озабочены тем, что современные дети вполне обходятся 2-3 тыс. словами русского литературного языка, заменив все остальные англицизмами, жаргонизмами и сленгом.
2. Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключительно важной ролью слова в языке (являясь центральной единицей языка, оно несет разнообразную семантическую информацию - понятийную, эмотивную, функционально-стилистическую и грамматическую; заполняя определенные позиции в коммуникативных единицах - предложениях, слово обеспечивает акты речевого общения людей), во-вторых, потребностью в постоянном пополнении запаса слов (чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме.
3.Для успешного общения человека, попадающего в разные социальные группы (социальные сферы), он должен владеть необходимым набором лексики, обслуживающей каждую из сфер коммуникации. Для общения в бытовой сфере человек вооружен лексикой с детства; для общения в производственной сфере он получает ее вместе с профессиональными знаниями в специальных учебных заведениях. К общению в широких сферах человек лишь частично вооружен необходимой лексикой в детстве, общаясь в семье. Основной источник обогащения его - это школа, а в ней в первую очередь данную задачу выполняет русский язык как учебный предмет. Следовательно, при определении тематических групп (идеографических тем) для организации работы по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка в V-IX классах необходимо исходить из социального заказа общества о воспитании подрастающего поколения. Огромную роль в работе по обогащению словарного запаса учащихся играет развитие у них интереса к овладению словом, к пополнению своего личного запаса слов. Опираясь на сформированный у школьников интерес к урокам русского языка, можно успешнее решать задачи расширения их словарного запаса, в том числе формирования у них внимания к незнакомым словам в тексте - слышимом или читаемом. Отсутствие у детей интереса к незнакомым словам, невнимание к ним является одной из причин, препятствующей обогащению их словарного запаса. Нередки случаи неправильного понимания смысла текста, так как дети при его пересказе игнорируют непонятные слова или неправильно их понимают.
4. Цели и источники обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка.
а. Потребность в расширении словарного запаса учащихся определяется разными причинами. Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг, газет, журналов, слушание радио- и телепередач обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые им слова. Усвоение знаний при этом предполагает запоминание новых слов. Владение большим запасом слов обеспечивает учащемуся лучшее понимание читаемого, свободное, без затруднений общение в разных коллективах людей. Стремление детей пополнять свой словарный запас должно поддерживаться школой.
б. Основу содержания обогащения словарного запаса учащихся должен составлять словарь-минимум. Чтобы отобрать этот словарь, необходимо, во-первых, получить достоверные данные о словарном запасе учащихся каждого школьного возраста; во-вторых, определить единицу содержания работы по обогащению словаря детей; в-третьих, выявить принципы отбора слов для словаря-минимума.
в. Важное практическое значение имеют и базовые лексикографические понятия (они введены в действующие учебники русского языка): толковый словарь, словарная статья, стилистическая помета. Знакомство с ними дает возможность ученику самостоятельно выяснять значение и сферы употребления слов.
г. Базовыми учебно-языковыми лексикологическими умениями являются: а) толкование лексического значения известных учащимся слов; б) определение лексического значения, в котором оно употреблено в контексте; в) нахождение в контексте изученных лексических явлений; г) подбор и группировка изученных лексических явлений; д) пользование толковым словарем. Владение этими умениями существенно способствует расширению словарного запаса слов у учащихся.
д. Важный источник расширения словарного запаса на уроках русского языка - межпредметный учебно-дидактический материал, который бывает неконтекстным и контекстным. В первом случае используются отдельные слова или тематические группы слов, словосочетания, предложения, отражающие содержание того или иного школьного предмета, во втором - тексты, содержащие отдельные сведения из других школьных предметов.
е. Учебно-дидактический межпредметный материал привлекается на уроках русского языка в качестве текстов упражнений, закрепляющих те или иные изучаемые языковые или речевые явления. Вместе с тем он позволяет учителю показать, что язык выражает все из окружающей жизни, служит самым эффективным средством общения, хранения, передачи информации, средством выражения чувств, переживаний. В начале учебного года учитель рекомендует школьникам записывать на листах непонятные слова из прочитанных книг, газет, журналов, из прослушанных радио- и телепередач. Листочки эти через какой-то промежуток времени педагог собирает, составляет небольшие тематические словники, которые можно использовать на уроках, на внеклассных занятиях, для уголка русского языка "Знаешь ли ты?", "История слов" и т.п.
ё. Обогащение словарного запаса учащихся происходит за счет изучения однозначных и многозначных слов, синонимов, антонимов, а также омонимов и фразеологизмов.
Чтобы избежать разнообразных речевых ошибок необходимо уметь пользоваться не только толковыми словарями, но и этимологическими, топонимическими, фразеологическими, иностранных слов.
5. Слово – строительный материал для предложений, для связанных высказываний. От четкого, ясного понимания значения слова зависит успех обучения русскому языку и поэтому можно утверждать, что ни один урок не должен проходить без введения нового слова, без работы над значением слова и сферой его употребления.
Схема работы с учащимися на уроке по заданной теме:
первичное толкование слова (разъяснение, поиск значения в словаре, подбор синонима и т.п.) и повтор данного толкования учащимися; после данного образца толкования слова учащиеся должны повторить только что сказанное объяснение. Смысл работы заключается в том, чтобы ученики смогли самостоятельно давать толкование известных всем слов, чтобы слушающие их могли точно определить, какое слово имел в виду тот, который загадал это слово.
6. Начиная с 5 класса применяю следующие виды работы со словом:
работа с разными видами словарей;
устное сообщение (презентация) учителя и учащегося;
лингвистический анализ отрывка из произведений (работа в парах, группах - по плану);
инсценировка текстов;
создание ассоциативного ряда (метопредметные связи);
создание рисунков, мини-сочинение, этимологическая и лексическая разминка;
распределительный диктант;
создание текста по данному рисунку;
редактирование текста;
объяснительный и графический диктант;
орфоэпическая разминка;
игра «Узнай родственника», «Убери лишнее слово»;
коммуникативная игра (9 - 11 классы);
составление мини-проекта;
игра «Аукцион знаний», «Закончи предложение»;
комплексный анализ текста;
ответы на вопросы кроссворда и самостоятельное составление кроссворда по определённой теме;
тестовые задания;
лингвистический практикум с использованием словарей разных видов;
творческая работа «Практикум начинающего оратора» (работа в парах) и другие виды работы со словом.
7. Предложенная работа по обогащению словарного запаса учащихся дает хорошие результаты и помогает развивать их в последующих классах (с переходом в старшие классы меняется лишь список самих слов, их количество, характер трудностей).
а. Например, при изучении паронимов полезны упражнения на соотнесение слова и его значения с последующим составлением словосочетаний и предложений:
Бережный Бережно относящийся к имуществу, расчётливый, экономный.
Бережливый Такой, которого оберегают; который бережётся.
Береженый Заботливый, внимательный и осторожный.
б. При подготовке к ЕГЭ использую задания из теста:
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. Затопления от наводнений заторного типа, которые мало зависят от уровня водности года, следует ОЖИДАТЬ в апреле и в мае.
2. Есть проверенный метод чистки меха с коротким ворсом: загрязнённый мех нужно протереть горячим картофельным пюре, а затем тщательно ОТРЯХНУТЬ.
3. Наибольшее непонимание московских АБОНЕМЕНТОВ вызывает необходимость вносить абонентскую плату за пользование линией.
4. Новая фирма была зарегистрирована под красивым, ЗВУЧНЫМ именем.
5. РЫБОЛОВЕЦКОЕ судно вышло в открытое море.
8. Работа по обогащению словарного запаса должна продолжаться и при изучении фонетики, морфологии, орфографии, синтаксиса, стилистики. Огромную помощь в этом оказывают упражнения, которые можно разделить на два типа:
а. лексические упражнения (направлены на осознание значения слова, что очень важно для обогащения словарного запаса);
б. синтетические упражнения, с помощью которых одновременно решается несколько задач (основаны на принципе взаимосвязи различных разделов курса русского языка).
Упражнения первого типа можно применять на любом уроке в качестве «лексической пятиминутки», а упражнения второго типа привязаны к изучению той или иной темы.
Прочитайте в толковом словаре словарные статьи к следующим словам: хоккей, фигурист, стадион, олимпиада, рефери, раунд. Составьте предложения с этими словами.
Игра «Эрудит». Раскройте значение слов в следующем предложении: «Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть». (В. Г. Костомаров).
Игра «Переводчик». Кто найдёт иноязычные слова и заменит их русскими? (Ваши аргументы убедительны. Все работали с энтузиазмом. При проверке было выявлено немало дефектов.)Аукцион «трудных слов» (проводится устно). Побеждает тот, кто последним назовет слово с указанным в задании признаком. (Назовите слова, имеющие в своем составе исторический корень ЧАР- в значении «волшебство, колдовство». Очаровать, очарование, очаровательный, чародей, разочаровать, разочарование). «Третий (четвертый) лишний», когда из группы слов необходимо исключить лишнее:
огонь, дым, пламя;
алфавит, азбука, чистописание;
бросать, кидать, ловить;
шалун, тихоня, озорник.
«Найди соответствие», когда нужно из трех слов исключить одно, найдя основание для объединения остальных (чем больше оснований для классификации найдено, тем лучше, тем лучше). Например, в группе слов винегрет, велосипед, гастроном лишним может быть как слово велосипед (не связано с едой), так и слово гастроном (не на букву «В»).
«Толковый» словарь». Не называя словарного слова, объясняю обучающимся лексическое значение этого слова, дети угадывают и записывают словарное слово с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас. Например,
1. Топкое место со стоячей водой (болото).
2. Собрание однородных предметов (коллекция).
3. Несколько предметов или людей, животных, расположенных близко друг от друга (группа).
4. Самое любимое время для школьников (каникулы).
5. Первый день недели (понедельник).
«Добавь гласные». Даны наборы согласных букв. Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово.
вы видите группу слов объединенных одним признаком: живое – неживое.
Живые существа: КРВ (КОРОВА)
ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК)
СБК (СОБАКА)
ВРН (ВОРОНА)
Это растёт: ЧРМХ (ЧЕРЁМУХА)
РХ (ОРЕХ)
ЗМЛНК (ЗЕМЛЯНИКА)
Эти занимательные шифровки делают интересным самый скучный, на взгляд детей, материал и тем самым облегчают его запоминание и усвоение.
«Мудрый словарик»
Дописывая словарные слова, дети восстанавливают фразеологизмы, пословицы и поговорки. Посредством данного вида работы обогащается активно словарный запас обучающихся, развивается образная речь.
Как об стенку _____________(ГОРОХ).
Береги нос в большой ______________(МОРОЗ).
Корми______________(КОРОВУ) сытнее,_____________(МОЛОКО) будет вкуснее.
«Найди пару». Детям раздаются части пословиц, необходимо найти продолжение, объяснить значение и орфограммы.
Не спеши языком –
Сам пропадай,
Труд человека кормит,
Хочешь много знать –
По одежке встречают,
Грамоте учиться –
Не сиди сложа руки –
Птица красна пением,
Вторая часть пословиц:
торопись делом.
а товарища выручай.
а лень портит.
надо мало спать.
а по уму провожают.
всегда пригодится.
так и не будет скуки.
а человек умением.
Шифровка «Части слова».
Данный вид работы использую при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему (заморозки).
Берем приставку, как в слове ЗАБОЛЕЛ.
Корень – как в слове МОРОЗИЛКА.
Суффикс – такой же, как в слове БЕРЁЗКА.
Окончание – как в слове КОНЬКИ.
«Картинный словарь»
На сюжетных картинках за определенное время необходимо найти словарные слова и записать их, поставив ударение и подчеркнув орфограммы. Данный вид работы способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. Посмотрите на последнюю сюжетную картинку и составьте рассказ о правилах дорожного движения.
9. Можно предложить учащимся выбрать и употребить в тексте наиболее уместные, на их взгляд, сравнения, попутно подчеркивая обстоятельства и расставляя знаки препинания.
Впереди грозовой тучи бежали на нас рваные облака, похожие на (огромных бульдогов, на каких-то сказочных птиц, на динозавров). Изредка солнечный луч, прорвавшись сквозь тучи, падал на отдаленные березы, и они вспыхивали одна за другой, как (золотые факелы, электрические лампочки, яркие свечки). Предгрозовой ветер налетал порывами, и могучие сосны гудели, как (пчелиный улей, штормовой океан, паровоз).
10. Необходимо формировать представление о синтаксической синонимии, которая помогает избежать однообразия синтаксических конструкций в объемных работах обучающихся. Здесь помогут упражнения на составление предложений разных типов, на замену придаточной части СПП обособленным определением, выраженным причастным оборотом или на завершение предложения обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Эти упражнения необходимы и при подготовке к ЕГЭ.