Конспект занятия Ветвление в среде визуального программирования Scratch


Ветвление в среде Scratch
Цель: Познакомиться с действием команд «Если …» блока КОНТРОЛЬ; простыми и составными условиями, логическими операциями И, ИЛИ, НЕ; рассмотреть команды блока СЕНСОРЫ; познакомиться с элементами блока ОПЕРАТОРЫ, с техникой разветвления анимированных действий.
КОМАНДЫ ВЕТВЛЕНИЯ «ЕСЛИ…».

Команда ветвления ПОЛНОЙ ФОРМЫ.
Первый промежуток (отсек) содержит команды, которые выполняются только тогда, когда соблюдается условие
(то есть когда его значение – ИСТИНА).

Условие

Второй промежуток (отсек) содержит команды, которые выполняются только тогда, когда условие не соблюдается
(то есть когда его значение – ЛОЖЬ.)

«ИЛИ» означает «ИНАЧЕ»
(неточность перевода)


Команды, следующие за командой «Если… иначе …» (прикрепленные под ней), выполняются независимо от условия сразу после выполнения команды «Если ... иначе …».
Команда ветвления СОКРАЩЕННОЙ ФОРМЫ.

Если условие соблюдается, то выполняются вставленные в нее команды, а если нет – команды, следующие за этой командой ветвления.
!

Команды, следующие за командой ветвления, выполняются, и когда условие в ветвлении соблюдается, и когда не соблюдается, – они в любом случае выполняются следом за командой «Если …»/ «Если … иначе …».
Условие.
Простое.
Может состоять из вопросительных элементов блока СЕНСОРЫ:

51816055880
51816013335
или элементов сравнения (отношения) блока ОПЕРАТОРЫ:
.
Составное.
Состоит из двух или нескольких вопросов/отношений, соединенных логическими операциями И, ИЛИ, НЕ. Для этого используются следующие блочки блока ОПЕРАТОРЫ.
10160-453390 Эти блочки содержат входные окошки, куда вставляются блоки сравнений или сенсоры, или еще раз такие же блоки.
И – условие ИСТИННО, если истинны ОБА вопроса/отношения.
ИЛИ – условие ИСТИННО, если истинно ХОТЯ БЫ ОДНО.
НЕ – отрицание вопроса/отношения.
Условие истинно, если введено число, превышающее оценку 5 или число, меньшее 1.

lefttop

Если ввести число от 1 по 5, то Кот сразу скажет: «Идем дальше». Если меньше 1 или больше 5, то он подумает: «Такой в школе нет!» и скажет: «Идем дальше».
Условие равнозначно: , так как в нем отрицается правильный диапазон школьных оценок, то есть «не (больше 0 И меньше 5) ». То есть мы пишем условие правильного диапазона оценок (больше 0 И меньше 5) и отрицаем его – в этом случае и сообщаем, что «такой нет в школе».
Чтобы в качестве условия использовать элементов блока СЕНСОРЫ: , надо вставить данный элемент в окошко (соответствующей формы) условия команды «Если …» и подведя курсор мышки к окошку цвета щелкнуть ЛКМ, при этом курсор примет вид пипетки, которой нужно зацепить необходимый цвет.

Задание: Составить скрипт для произвольной анимации, в котрой герой задает вопрос и проверяет правильность ответа на него. Например:

Дополнительно: Изменить скрипт, чтобы в случае неправильного ответа герой говорил: «Неверно, попробуй снова» и так до тех пор, пока не будет дан правильный ответ. Использовать полную форму команды ветвления.