Рабочая программа по развитию речи для детей 6-7 лет (подготовительная группа) Автор конспектов Гербова В.В «Развитие речи в детском саду»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 175»
(МБДОУ)
Рабочая программа по развитию речи
Для детей 6-7 лет
(подготовительная группа)
Автор конспектов Гербова В.В
«Развитие речи в детском саду»
(в рамках УМК основной образовательной
программы «От рождения до школы»)
Авторы-составители:
Киселева О.А..Голевцова Ю.А.
2015-2016 гг.
Пояснительная записка
Речевое развитие в подготовительной группе включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Направленность программы – речевое развитие детей.
Основные задачи по развитию речи:
- совершенствовать речь как средство общения;
- продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения;
- побуждать детей интересоваться смыслом слова;
- совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки одного языка;
- продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении;
- формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками;
- развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
Объем программы составляет 72 (академических) часа, включая диагностические занятия. Занятия проводятся 2 раз неделю по 30 минут.
Образовательная деятельность по речевому развитию с детьми подготовительной группы осуществляется в первой половине дня в соответствии с расписанием. В середине непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки.
Формы реализации:
Система работы включает:
- НОД (занятия)
- беседы,
- наблюдения,
- игровые занятия,
- экскурсии,
- проблемно-игровые ситуации,
- викторины, сочинение загадок и сказок,
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.).
Условия реализации:
Средства развития коммуникации:
общение взрослых и детей; культурная языковая среда; обучение родной речи на занятиях; художественная литература; изобразительное искусство, музыка, театр.
Методы развития речи и коммуникации:
Метод непосредственного наблюдения и его разновидности:
Наглядные, словесные, практические.
-наблюдение в природе,
-экскурсии
-чтение и рассказывание художественных произведений
Дидактические игры
Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность):
- рассматривание игрушек и картин,
-рассказывание по игрушкам и картинам
Заучивание наизусть
Игры-драматизации
Пересказ
Инсценировки
Обобщающая беседа
Дидактические упражнения
Рассказывание без опоры на наглядный материал
Пластические этюды
Хороводные игры
Предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон – центров.
Центры оснащены развивающими материалами:
Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,
Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности: объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т.д.
Наборы картинок, репродукций, букв, речевые домино и др. дидактические игры, направленные на развитие речи детей.
Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативы ребенка. Для этого созданы следующие условия:
условия для свободного выбора деятельности;
условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;
создание разных пространств предъявления детских продуктов:
-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу
-презентации или иные формы собрания группы или её части, на которых дети- по желанию- рассказывают о своем опыте или иным способом представляют продукты собственной деятельности.
-праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.
-детское портфолио, которое создает сам ребенок, принимая решение о том, какие работы будут включаться в портфолио.
В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты, нормативные проекты – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию и коммуникацию детей.
Самостоятельная деятельность детей;
Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе диагностики учителей логопедов.
Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.
Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями: родительские собрания, совместные проекты, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а так же интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.
Предполагаемый результат:
Высказывать желание послушать определенное литературное произведение.
С интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг.
Назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего.
С помощью взрослого драматизировать небольшие сказки.
Отвечать на вопросы «Понравилось ли произведение?», «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок прочесть еще раз»..•Участвовать в коллективном разговоре; задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
•Быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса.
•В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.
•Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
•Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
•Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения, составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
Содержание программы.
Дата № занятия Вид и тема
Кол-во часов
Примечание
1 ПодготовишкиПобеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить, хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания. 1
2 Для чего нужны стихи?
Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, помнят ли дети программные стихотворения 1 Октябрь 1 Лексико-грамматические упражнения
Активизировать речь детей 1 2 Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте.
Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Определять количество и порядок в предложении. 1 3 Вот такая история!
Помогать детям составлять рассказы из личного опыта 1 4 На лесной поляне
Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать их речь 1 Ноябрь 1 Осенние мотивы.
Учить детей рассматривать рисунки в книгах, объяснять, почему понравилась та или иная иллюстрация. 1 2 Звуковая культура речи. Работа над предложением.
Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова. 1 3 Лексические игры и упражнения.
Активизировать речьдетей, совершенствовать фонематическое восприятие речи. 1 4 Подводный мир.
Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на заданную тему 1 Декабрь 1 Лексические игры.
Обогащать и активизировать речь детей. 1 2 Работа с иллюстрированными изданиями сказок.
Приучать детей с интересом рассматривать рисунки в книгах. Активизировать речь детей 1 3 Звуковая культура речи.
Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. 1 4 Тяпа и Топ сварили компот.
Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.
1 5 Лексические игры и упражнения
Активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
1 Январь 1 Новогодние встречи!
Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. Активизировать речь дошкольников 1 2 Творческие рассказы детей.
Активизировать фантазию и речь детей. 1 3 Лексические гиры и упражнения.
Активизировать словарный запас детей 1 Февраль 1 Звуковая культура речи.
Подготовка к обучению грамоте.
Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие; учить детей делить слова с открытыми слогами на части.
1 2 Работа по сюжетной картине.
Совершенствовать умение детей озаглавливать картину, составлять план рассказа. Активизировать речь детей 1 3 Лексические игры и упражнения.
Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. 1 4 Повторение пройденного материала.
Занятие проводится по выбору воспитателя. 1 Март 1 Звуковая культура речи.
Подготовка детей к обучению грамоте.
Совершенствовать фонематическое восприятие. Формировать умение делить слова на части. 1 2 Заучивание стихотворения П. Соловьевой «Ночь и день»
Познакомить детей со стихотворением П. Соловьевой «Ночь и день»; упражнять в выразительном чтении стихотворения.
1 3 Лексические игры и упражнения.
Активизировать речь детей, учить их импровизировать 1 4 Лохматые и крылатые.
Продолжить учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных. 1 5 Лексико-грамматические упражнения
Воспитывать чуткость к слову, активизировать и обогащать словарь, помогать правильно употреблять сложноподчиненные предложения 1 Апрель 1 Рассказы по картинкам.
Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. 1 2 Звуковая культура речи.
Подготовка к обучению грамоте.
Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делить слова на части. Упражнять детей определять последовательность звуков в словах. 1 3 Пересказ сказки «лиса и козел»
Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах». 1 4 Повторение
Повторение пройденного материала. 1 Май 1 Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.
Совершенствовать фонематическое восприятие. Учить выполнять звуковой и слоговой анализ слов. 1 2 Лексико-грамматические упражнения.
Активизировать речь детей. 1 3 Пересказ рассказа Э. Шима «очень вредная крапива».
Продолжать совершенствовать умение пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения. 1 4 Повторение.
Повторение материала (по выбору педагога) 1 Дидактическое обеспечение
Наглядно-дидактические пособия:
- «Мир в картинках»
- «Играем в сказку»
- «Рассказы по картинкам»
-Портреты авторов
Список методической литературы:
УМК Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В.В Гербова «Занятие по развитию речи в детском саду».