Данный урок относится к теме «Глагол», на изучение которой в 3 классе отводится 10 уроков. Проводимый урок – первый в изучении всей темы. Тип урока – обобщение знаний о глаголе . Отсюда вытекает логика поставленных на уроке целей. Данный урок я разраба
КГУ «Гимназия №21» акимата города Рудного
Открытый урок по русскому языку
«Глагол как часть речи»
Составила и провела
учитель начальных классов
Кладкевич Наталья Леонидовна
2016 год
Русский язык
Тема: Глагол – как часть речи
Данный урок относится к теме «Глагол», на изучение которой в 3 классе отводится 10 уроков. Проводимый урок – первый в изучении всей темы. Тип урока – обобщение знаний о глаголе . Отсюда вытекает логика поставленных на уроке целей.
Данный урок я разрабатывала с учетом внедрения в свою практику семи модулей Программы.
Цели урока:
Обучающие: проверка прочности фундамента знаний – повторение, систематизация и расширение знаний детей о глаголе как о части речи;
Развивающие:
развитие умения вести диалог, умения целостно представить уровни и перспективу освоения учебного материала;
развитие способностей правильно формулировать мысли в процессе обсуждения;
развивать мотивацию и самосовершенствование личности;
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, на основе содержания заданий повторить правила поведения в определённых ситуациях; развивать умение работать в парах и группах.
Ход урока
Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем.Сәлеметсiзбе! Здравствуйте! Good morning!
Гости — учителя!Добрый день и добрый час!На уроке третий класс.1. Создание коллаборативной среды.
Звучит музыка.
- Что можно делать под музыку? Дети называют глаголы, и двигаются.
Что мы называли?
Назовите тему сегодняшнего урока
Вывод: вспомним и обобщим знания о глаголе
ІІ Организационный момент
1. «Ассоциация »
— Закройте глаза и скажите «газета» …
— Какие ассоциации возникают?
— Названия, каких газет вы знаете, читали дома.
2. Сообщение темы урока
— Сегодня у нас необычный урок. К нам обратились сотрудники одной редакции с просьбой собрать необходимый материал для газеты «Глагол». Каждому из вас предстоит стать сотрудником этой газеты.
А для этого вы должны пройти собеседование, ведь люди, работающие газете должны быть грамотными, сообразительными, много знать и уметь.
ІІІ. Работа по теме
Первая рубрика «Это нужно знать на пять»
Внимание, ответственный момент - приём на работу — редакция возложила на меня. Собеседование пройдет в форме игры «Верю – не верю»
1.Глагол - служебная часть речи?.2.Глагол обозначает действие предмета?3.Глагол отвечает на вопросы: Какой, Какое, какая, какие?4.Изменяется глагол по числам?
5.В прошедшем времени у глагола можно определить род?
- + - + +
Вывод:
Все вы приняты на работу. Наш класс на целый урок превратится в редакцию, а в любой редакции люди работают по группам, в отделах. И первая наша зарплата оценивается в баллах.
Критерии оценивания Сколько правильных ответов, столько баллов вы поставите в расчетный лист.
Расчетный лист ___________________________________
баллы
1. «Верю – не верю» 2. Каллиграфическая минутка 3. Подбор слов 4.. Работа с пословицами 5. Распределение глаголов по группам( временам) 6. Определение лица и числа глаголов 7. Распределение глаголов по группам (виду) 8. Игра «Волшебный стул» 9. Работа в парах. Составление рассказа 10. тест Общее количество баллов 2. Работа в тетради
Откроем наши тетради и запишем. Когда мы были приняты на работу: число и месяц. А работа какая у нас будет? (классная, отличная)
Первая страница «Это нужно знать на пять»
Редакторы просто обязаны каллиграфически правильно писать.
И мы с вами пропишем буквы красиво, дайте характеристику букве 1 б
Подберите на эту букву сщ. Пр. гл по1 б за каждое слово
Вторая страница «Наука и глагол»
Отдел науки
Мы сейчас поработаем в отделе науки. Серьёзный отдел. А кто же возглавляет его? Узнаем из стихотворения — научное название: акростих.
Акростих Гуляет по свету,Любитель мечтать,А главное: оченьГазеты читать.Он клеит, он чертит и даже поёт.Любую работу себе он найдет.
— В этом стихотворении спряталось слово. Найдите его. (Глагол)
Приступаем к самой ответственной работе: изготовлению первой страницы
- какой должна быть первая страница и газета в целом? Разработаем критерии оценивания
1 Последовательность содержания
2. Полнота содержания
3 Эстетичность оформления
Работа по группам: СОЗДАНИЕ первой страницы
Самостоятельная
Часть речи
Обозначает действие предмета
Что делать? Что сделать?
Прошедшее время Род
Настоящее время лицо
Будущее время лицо
Число
Предложим оценить обложку нашим гостям по 3 бальной шкале
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
Последовательность содержания Полнота содержания Эстетичность оформления А мы продолжим работу над газетой
Применим свои научные знания о глаголе в работе.
(работа в группах)
1. Работа с пословицами.
Составьте пословицы из левой и правой части
и запишите одну, соответствующую номеру группы
1. Труд кормит
2. Сядем рядком
3. Терпенье и труд
4. Гость пришел поговорим ладком
радость принес
лень портит
все перетрут
Задание повышенной сложности
Найдите в пословицах глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени и запишите их в 3 столбика
Проверка по шаблону
н.в. пр.вб.в.
кормит
знает
портит пришел
принес сядем
поговорим
перетрут
Музыкальная физминутка
Третья страничка «Юный сыщик»
Наша помощь требуется городу «Глагольску». Как вы уже догадались. В нем живут глаголы. Но там случилась беда: налетел ураган, и глаголы в панике выбежали из своих домов. А теперь не могут их найти.
Реклама
Как же в наше время без рекламы. Она есть везде и в нашей газете тоже должна быть
Игра «Волшебный стул»
— На несколько секунд каждый из вас может стать диктором телевидения. (Дети садятся на «волшебный стул» и рекламируют глагол)
Физминутка
Четвертая страница «Новость дня»
Отдел новостей.
Какая же газета без новостей? Давайте их узнаем.
- Кого называют кораблем пустыни?
- Почему его так называют мы найдем ответ в тексте стр. 141 упр. 380
Работа в парах. Составление рассказа
1. Задание: списать 4 предложения, ставить пропущенные буквы.
- Почему верблюда называют кораблем пустыни?
2. Задание списать 4 предложения, ставить пропущенные глаголы
Стр. 141, упр. 381
Выскажите свое мнение о выносливости верблюда.
Пятая страница «Нам пишут…»
К нам в редакцию пришло письмо с сюрпризом. Вам нужно ответить на вопросы
Тест
1. Глагол отвечает на вопросы:
А) Что? Кто?
Б) Что делать? Что сделать?
В) Какой? Какая? Какое?
2. Укажи глаголы
А) смех
Б) смешной
В) смешить
3. Укажи предложения с глаголами множественного числа:
А) С полей и огородов люди получают урожай
Б) Над морем стоит сильный туман
В) Руки не протянешь, с полки не достанешь
4. Укажи глаголы настоящего времени
А) встречался
Б) играет
В) пройдет
5. В предложении глагол бывает
А) подлежащим
Б) сказуемым
В) определением
Вывод
Планёрка
На планерке собираются все сотрудники газеты и подводят итоги.
— Интересным, познавательным получилась у нас газета ?— Что особенно интересным?
— Понравится ли этот журнал третьеклассникам других школ?
Выставление оценок.
45 минут вы трудились над составлением газеты . Вы являлись сотрудниками редакции, поэтому я сейчас буду вам выплачивать зарплату (выставление оценок)
Домашнее задание
Стр 140 упр 382
Самоанализ урока.
Данный урок относится к теме «Глагол», на изучение которой в 3 классе отводится 10 уроков. Проводимый урок – первый в изучении всей темы. Тип урока – обобщение знаний о глаголе. Отсюда вытекает логика поставленных на уроке целей.
Данный урок я разрабатывала с учетом внедрения в свою практику семи модулей Программы.
Цели урока:
Обучающие: проверка прочности фундамента знаний – повторение, систематизация и расширение знаний детей о глаголе как о части речи;
Развивающие:
•развитие умения вести диалог, умения целостно представить уровни и перспективу освоения учебного материала;
•развитие способностей правильно формулировать мысли в процессе обсуждения;
•развивать мотивацию и самосовершенствование личности;
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, на основе содержания заданий повторить правила поведения в определённых ситуациях; развивать умение работать в парах и группах.
На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, урок построила в форме ролевой игры: «работы журналистов в газете»
На стадии вызова урок начался с создания благоприятного психологического настроя, а именно с создания коллаборативной среды, используя прием «Глаголы под музыку». Цель приема - создать атмосферу сотрудничества,и определение темы урока. Постановка целей очень важна для понимания того, чему будет посвящен урок.
На следующем этапе урока использовала прием «Верю – не верю». Данный вид работы позволяет определить, на каком уровне знаний находятся дети, т. е их «отправную точку», для того, чтобы строить дальнейшее обучение.
Прием «Составление кластера» - учит принимать различные точки зрения на вопрос, договариваться, находить общее решение.
В течение всего урока формировались регулятивные универсальные учебные действия
•прогнозирование темы урока
•целеполагание урока
•волевая саморегуляция при самостоятельной работе
•осознание качества и уровня усвоения учебного материала
Постаралась, чтобы задания, которые предлагаются детям, давать в игровой форме, они быстро сменяют друг друга, яркие, запоминающиеся. Элемент занимательности, связь с жизнью (работа с пословицей, цитатой) заставляли учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки. На протяжении всего урока использовала разные виды заданий для формирования интереса к предмету.
Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми:
•фронтальная(во время проверки раннее изученного материала)
•групповая (во время систематизации имеющихся знаний)
•работа в парах (для развития сотрудничества среди учащихся).
•Работа в группах
Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся
Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся и корректного контроля за само- и взаимоконтролем учащихся со стороны учителя.
. Урок цели достиг. В перспективе буду вырабатывать навык составления вопросов высокого порядка, развивать мыслительную деятельность, развивать партнёрские отношения.
Идеи Программы, использованные на данном уроке, позволили улучшить обучение… Являясь активными участниками учебного процесса, они увидели возможность самообучения и взаимообучения. В течение урока у детей сохранялась работоспособность, т.к. менялись формы работы, ставились перед учащимися проблемы, которые они с увлечением решали. Каждый почувствовал свою важность на уроке. Менее стеснялись отвечать и высказывать свои мысли в рамках тематики урока, чувствовали себя менее скованно.
Думаю, что и в дальнейшей своей работе буду применять идеи программы на своих уроках, так как они помогают улучшить процесс обучения, и по моему мнению существенно его облегчают и практика доказала их эффективность. Я хочу, чтобы мои ученики активно участвовали в обучении, а не пассивно воспринимали информацию, чтобы могли свободно формулировать собственные гипотезы и вопросы, слушать и слышать друг друга.