Формирование культурно — гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей первой младшей группы ( из опыта работы)
Работая с детьми в младшей группе детского сада, я заметила, что у детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Именно поэтому, я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, как физического, так и психического.
Известно, что самые прочные привычки, полезные и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. И насколько хорошо работа по данной теме изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.
Все сведения по гигиене прививаются как на занятиях, которые проходят в игровой форме и представляют собой дидактическую игру, так и в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха. То есть, в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети были активными участниками всего процесса, а не пассивными наблюдателями.
УЧИМ УМЫВАТЬСЯ
Обучение гигиеническим навыкам я начала со знакомства с предметами личной гигиены: полотенца, носового платка, расчески. Также, я использовала в своей работе алгоритм «Моем руки», где в картинках показано, как последовательно выполнять действия в процессе умывания.Первоначально я сама показывала, как правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки насухо. Объясняла детям, что во время мытья рук удаляется не только грязь, но и микробы, которые могут вызвать разные заболевания.
Также мы знакомим детей с правилами умывания: руки надо мыть не только перед едой, но и после прогулки, по мере загрязнения, после контакта с животными. Объяснила целесообразность и важность проведения процедур.
Использование сюрпризных моментов, внесение объектов, игрушек повышает активность детей и побуждает повышение их самостоятельности в выполнении гигиенических процедур.
Навык аккуратного приема пищи.
Необходимо сразу приучать ребенка к активному участию в процессе еды. Например, самостоятельно держать ложку и уметь кушать с ее помощью. Стараться не крошить хлеб, не опрокидывать мимо тарелки и рта кашу, и не разливать на стол суп.
Я слежу чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей. Спина прямой, а не скрюченной. Кроме того, руки перед едой должны быть вымыты. Во время одевания и раздевания мы проговариваем порядок снятия или надевания одежды, порядок складывания ее на стульчик.
Дети постоянно должны видеть опрятность воспитателя в одежде, чтобы быть опрятными самим, поэтому, я подаю детям личный пример и переодеваю их, как только они запачкаются.
Конечно, в семье, где родителями прививаются культурно-гигиенические навыки, ребенок чувствует себя намного увереннее, ведь они уже знакомы со многими предметами обихода. Педагогический опыт показывает, что если требования по выполнению культурно-гигиенических навыков в саду и дома одинаковые, то ребенку не составляет труда запомнить и закрепить полезную привычку.
Ежедневно я ставлю перед собой задачу на закрепление умения брать свой стул перед едой, например, садиться за обеденный стол строго на свое место. Правильно держать чашку и ложку. Аккуратно есть и пить. Затем предлагаю детям воспользоваться салфеткой после еды, (если ребенок еще совсем мал, то с моей помощью, а для детей постарше задача – пользоваться салфеткой самостоятельно).
Собираясь на прогулку, показываю детям, в какой последовательности надо одеваться. Дети сами берут из шкафа носки, штанишки, ботинки и садятся на лавочки. Я учу их натягивать колготки и носки, затем кофту. А по возвращению с прогулки напоминаю, что надо подойти к своему шкафчику, открыть его, снять шапку, пальто и повесить в шкаф.
Считаю необходимым похвалу за очередное достижение, как показывает опыт, дети стараются преумножить свои навыки после того, как их похвалят.