Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития


Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Я Хвасько Елена Витальевна педагогический стаж 25 лет работаю в группе детей 6 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (спецкласс).
В группе 5 человек. Все дети инвалиды. Двое детей не говорящих.
Нужно отметить, что в первый класс дети пришли с не сформированными культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.
Работая с этими детьми в течение первого года я, обратила внимание на то, что все они имеют моторную недостаточность и проявляется она у них по-разному. При умственной отсталости тормозного типа двигательное недоразвитие обнаруживается в бедности, однообразии движений, резкой медленности их темпа, вялости, неловкости (таких детей 2ое). У детей с преобладанием процесса возбуждения, наоборот, отмечается повышенная подвижность, но их движения не целенаправленны и беспорядочны, они затрудняются производить последовательные действия. Вследствие, этого дети не могут себя обслуживать.
Основной целью своей работы, считаю, максимально адаптировать детей в процесс социальной интеграции и личностной самореализации воспитанников.
Работа с детьми в образовательных учреждениях строится по специальным программам, которые включают разделы, соответствующие определённым целям воспитания: сенсорное развитие, социальная тренировка самообслуживание и т.д. Применительно к каждому разделу программа, какие знания и практические умения должны быть усвоены.
Так, типовой « Программой обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ дефектологии АПН» выделены значимые и важные культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Навык приема пищи.
Задачи: Учить различать и называть предметы, необходимые для приёма пеши (ложка, вилка, тарелка, стакан, кружка, блюдце, солонка, салфетка и т.д.).Закрепить навыки.
Мыть руки перед едой, сервировать стол, во время приема пищи сформулировать навык пользоваться ложкой вилкой, учить есть аккуратно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережёвывать пищу, есть последовательно.
Гигиенические навыки.
Задачи: учить называть и различать части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, плечи и т.д.).Сформулировать у детей представления о том, что быть чистыми-красиво и полезно для здоровья.
Навык одевания и раздевания.
Задачи: сформулировать умение различать и называть предметы одежды и обуви. Закрепить навык обувания и одевания при участии педагога, научить складывать смятую одежду и обувь, научить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застёгивать крупные и мелкие пуговицы, научить правильно и последовательно одеваться.
4)Навык опрятности.
Задачи: учить во время еды аккуратно есть, пользоваться салфеткой и полоскать полость рта, убирать и мыть посуду после еды, уметь заправлять постель, расстелить одеяло, поправить подушку. В туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки после туалета с мылом, вытирать руки насухо полотенцем, уметь самостоятельно расчёсываться. После занятия убирать с парты школьные принадлежности.
5)Навык адекватного поведения.
Задачи: учить здороваться и прощаться с детьми. Научить детей взаимопомощи и выручки друг другу при выполнении тех или иных навыков самообслуживания.
При формировании у детей с ограниченными возможностями выше указанных навыковосновную роль играет игра.
Игра для них учёба, игра для них труд, игра для них серьёзная форма воспитания. С целью воспитания навыков самообслуживания в процессе игровой деятельности, учитывая психологические особенности, я подобрала дидактические игры к каждому разделу. У детей, пришедших в первый класс навыки самообслуживания и личной гигиены, были сформулированы на низком уровне, поэтому я провела стартовую диагностику и с учётом качественного состава контингента группы разработала перспективный план нарастания объёма и усложнения содержания навыков по годам.
Нужно отметить, что одного учебного года недостаточно для формирования всех необходимых навыков самообслуживания у детей с множественными поражениями развития. Поэтому работа по формированию этих навыков ведется ежедневно. А затем отслеживается динамика.
Считаю работу по этому вопросу интересной и перспективной .Она даёт мне возможность направить свою деятельность на целенаправленную коррекционную воспитательскую работу с детьми страдающими интеллектуальной недостаточностью.