Прект Волонтерский проект. Высота


Высоковская основная общеобразовательная школа
- филиал МБОУ «Подвязьевская средняя школа»
Рязанского района Рязанской области
Проект
волонтерского движения «Высота».

Автор проекта:
Волонтерская команда «Высота»: (Акимова Валентина, Туева ЕвгенияУченицы 8 класса)Руководитель проекта:
Щурина Т.А.
Учитель физкультуры
Участники проекта: учащиеся 5-9 классов
Волонтёрский проект «Высота»,
обеспечивающий повышение двигательной активности обучающихся в условиях образовательной школы.
Волонтерская команда «Высота», Высоковской школы Рязанского
района.
Цели программы
•         Оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
•         Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
•         Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
Задачи
•         Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.
•         Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)
Повышать двигательную активность учащихся.
•         Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
•         Возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения.
•         Создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения, ПАВ в подростковой среде. Предоставлять подросткам информации о здоровом образе жизни;
•          Сформировать у педагогов школы мотивацию к работе по профилактическим  программам.
•         Снизить количество учащихся, состоящих на внутри школьном учете.
•         Создать механизм работы школы с окружающим социумом, через  создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей “группы риска”.
 
Актуальность проекта:
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. В Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
“ Стратегия модернизации содержания общего образования ” определят основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года указывается, что “ Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования. Первую группу и составляют политические и социальные компетенции. Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. Компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Социальные компетенции подразумевают овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.  Как и всякая иная компетенция, социальная компетенция базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания.    В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, на мой взгляд, может стать одной из таких форм работы. 
Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.  В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.  Миссия нашего волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.
Цель:
- оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.
Первые волонтеры отряда, те, которые начнут все с нуля, им необходимо пропустить идею волонтерства через себя и тогда узнают, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. Благо, что волонтеры просто вынуждены применять все свои умения на практике. По принципу “равный-равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами.  Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром:
 -во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение;
 -во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соцопросов, анкетирования)- в-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для младших, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности. Наша школа решает проблему пропаганды ЗОЖ, профилактики возникновения вредных зависимостей всеми доступными способами:
Информационный модуль
•         Беседы со специалистами.
•         Групповые занятия волонтеров для учащихся.
•         Изготовление плакатов, видео.
•         Выпуск газеты.
•         Оформление информационного стенда.
•         Акции волонтеров.
•         Листовки.
•         Игры.
•         Викторины.
Тренинговый модуль
•         Обучающие занятия с волонтерам.
•         Мини-тренинги для учащихся.
•         Интерактивные игры.
Альтернативный модуль
•         КВНы.
•         Игры, конкурсы.
•         Встречи со спортсменами.
•         Неделя “Только здоровые привычки”.
•         Спортивные мероприятия.
•         Фотоконкурс.
Ожидаемые результаты:
Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
Владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму:
•         увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение    альтернативных мероприятий;
•         привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете.
•         создание модели детского и родительского волонтерского движения внутри школы и вне ее; уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.
Участвовать в акциях по здоровому образу жизни организуемых школой, районом.
Волонтёр-это доброволец, разговаривающий на языке юной аудитории, вызывающий доверие и интерес к себе.
Волонтёрство (по пропаганде ЗОЖ) - это доступный, массовый способ профилактики вредных привычек и асоциального поведения в обществе.
Условия для организации волонтерского движения
•         Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
•         Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления).
•         Информационное обеспечение опыта работы (школьная газета, фотоальбом, и т.п.). В дальнейшем находит место методическое обеспечение: организация выставок, выпуск методических пособий. И, конечно исходя из направлений деятельности, участие в диспутах, праздниках, встречах, соревнованиях.
Заповеди волонтеров школы
•         Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
•         Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
•         Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
•         Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Правила деятельности волонтера:
•         Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
•         Будь генератором идей!
•         Уважай мнение других!
•         Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
•         Обещаешь – сделай!
•         Не умеешь – научись!
•         Будь настойчив в достижении целей!
•         Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Кодекс волонтеров:
•         Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
•         Знаем сами и малышей научим, Как сделать свое здоровье лучше! (Дни профилактики в начальной школе)
•         Акции – нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим до каждого: Глупо - самим причинять себе вред! (Акции против табакокурения алкоголизма, наркотиков и СПИДа)
•         Кто тренируется и обучается, У того всегда и все получается. Тренинг лидерства, тренинг творчества. Приятно общаться, действовать хочется! (Два в одном – обучение и общение. Тренинги “Я - лидер”, “Уверенность в себе”, “Успешное общение”, “Твоя цель – твой успех”, “Ты и команда”, “Я – творческая личность”)•         Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! ( Участие в районных конкурсах по пропаганде ЗОЖ)
•         Снова и снова скажем народу: “Зависимость может украсть свободу!” (Пропаганда ЗОЖ в школе и не только.)
•         Проблема. Цели. Ресурсы и срок. В работе первое дело – планирование! Волонтеры освоили новый подход – Социальное проектирование! (Пишем социальный проект “Будущее - это мы! ”)
•         День волонтера имел успех. Желающих много – берем не всех! Ждет новичков перевоплощение – Испытание, клятва и посвящение! (После творческих испытаний – посвящение в волонтеры.•         Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь “нет” и “да” И помни, что выбор есть Наш Девиз
« Лучшая в жизни ВЫСОТА-та, которая пока не взята!!!»
Высоковская основная общеобразовательная школа
- филиал МБОУ «Подвязьевская средняя школа»
Рязанского района Рязанской области
Проект
волонтерского движения «Высота».

Автор проекта:
Волонтерская команда «Высота» (Акимова Валентина, Туева ЕвгенияУченицы 8 класса)Руководитель проекта
Щурина Т.А.
Учитель физкультуры
Участники проекта: учащиеся 5-9 классов
Высоковская основная общеобразовательная школа-
Филиал МБОУ « Подвязьевская средняя школа»
Рязанского Района Рязанской области
Волонтёрский проект
«Неделя Здоровья».
Волонтерская команда «Высота».



Авторы: волонтерская команда «Высота» (Акимова Валентина, Туева Евгения, Сучилина ВероникаРуководитель проекта:
Щурина Татьяна Анатольевна –
Учитель физической культуры
2015 год

Направление проекта: содействие в сохранении и укреплении здоровья обучающихся, формирование навыков здорового образа жизни.
Организаторы проекта: волонтёрская команда «Высота»
Руководитель проекта: Щурина Т.А.,
Участники проекта: обучающиеся школы, учителя, родители.
Ресурсы проекта:
Кадровые: Волонтёрская команда «Высота», классные руководители.
Материально-финансовые: грамоты, канцтовары, мультимедиа аппаратура, энциклопедии, справочники по теме, интернет, школьная библиотека.Актуальность проблемы:
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Малоподвижный образ жизни, многочасовое сидение у телевизора и компьютера, учебные перегрузки, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неправильное питание, неблагоприятная экологическая ситуация, и ряд других факторов являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей. В связи с этим в число основных приоритетов современной школы входит – оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся. Для решения данной проблемы, необходимо эффективными, несложными в применении приёмами и методами, обеспечивающими максимально полный охват обучающихся и в то же время не нарушающие учебного процесса в школе проводить мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы с ребенком в школе и дома даст желаемый результат, поможет овладеть не только прочными знаниями, но и осознанными умениями, обеспечит формирования позитивных установок по охране своего здоровья.
Цель проекта:
- реализовать комплекс условий, направленных на формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни и сохранение физического и духовно-психического здоровья школьников.
Задачи проекта:
-активная пропаганда здорового образа жизни;
- профилактика правонарушений, беспризорности и безнадзорности;
-стимулирование и поддержка деятельности школьного самоуправления;
-формирование и развитие социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков;
-повышение двигательной активности обучающихся;
- формирование потребности коллективной работы;
-воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношение к своему здоровью.
Содержание проекта и сроки реализации:
1.Подготовительный этап - включает в себя планирование, оповещение активов классов, разработка планов дел. Подбор информации, сценариев по теме проекта.
2.Реализация проекта 9 февраля (понедельник)
- Торжественное открытие «Недели ЗДОРОВЬЯ»
-первичное анкетирование - выпуск стенгазет от каждого класса;
-оформление стенда о ЗОЖ;
-утренняя зарядка в школе (проводят волонтёры всю неделю);
-выступление волонтерской команды «Высота» для 1-9 классов- 10 февраля (вторник)
- День спорта - каждый класс на перемене проводит мини – соревнование:
Кольцеброс, прыжки со скакалкой, метание в цель и т.д., армреслинг.
-Лыжные гонки (5-9 кл);
-«Зарница» (1-4 кл.) 11 февраля (среда)
- Зимнее ориентирование -12 февраля ( четверг)
- -конкурс плакатов, «Мы и спорт», «Мы за ЗОЖ»;
-конкурс, листовок, буклетов «Мы выбираем спорт» (1-9 классы) -13 февраля (пятница) -конкурс плакатов и рисунков совместно с родителями «Папа, мама, я – спортивная семья»
-конкурс на лучший лозунг, кричалку, стихотворение о ЗОЖ (1-9 классы)
- День правильного питания – каждый класс готовит презентацию своего стола «Вкусная и полезная еда»- 15 февраля (пятница)
-Конкурс на самый полезный рецепт
- День альтернативы - акция «Конфетку за сигаретку» -14 февраля (суббота)
- Рефлексия - Подведение итогов, награждение классов и самых активных участников – 16 февраля.
В течение всей недели работает лекторий, организованный волонтерской командой «Высота» и проводит классные часы на тему:
(1-4 класс – «Здоровье - бесценное богатство»;
5-7 классы - «Алкоголь-враг здоровья»;
8-9 классы - «Наркомания»)Рефлексия:
– выбор обучающимися лучших мероприятий «Недели ЗДОРОВЬЯ» путём голосования.
Ожидаемые результаты:
- систематизация знаний детей о ЗОЖ;
- повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни
- расширение опыта работы в классном и школьном коллективе;
- повышение уровня информированности о проблемах никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости посредством проведения мероприятий, а также распространения буклетов, информационных листов, плакатов, рисунков;
- вовлечение детей в профилактическую работу через активные формы взаимодействия; - расширение методической копилки волонтёрской команды.