Выступление на родительском собранииОсновные требования по развитию слухового восприятия и формирования произношения детей с нарушением слуха в домашних условиях
Добрый день, уважаемые родители!
Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха должна проводиться в тесном контакте с семьей. Вы все уже знаете, что в школе проводятся специальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения.
Задачей работы по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих в школе является развитие остаточного слуха, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения.
Почему я употребила слова «остаточный слух»? Потому что абсолютно глухих детей почти нет. У каждого глухого ребенка (тем более слабослышащего) есть слуховой резерв, те или иные остатки слуха, на которые мы должны опираться в своей работе.
Сейчас вы посмотрите видео, где будут дети с различными остатками слуха и в зависимости от этого у них различные речевыми возможностями:
Видео Слабослышащие:(1 отделение)
(2 отделение)
Глухие 1- 2 группа
3-4 группа
4 группа
И следующая категория детей – глухие дети с кохлеарным имплантом. Почему глухие, а не слабослышащие? Только глухим детям делают операцию по вживлению кохлеарного импланта.
Видео 1- й год обучения
4-й год обучения после операции.
Задача сурдопедагога состоит в том, чтобы обнаружить эти остатки у каждого ребенка, всемерно их развивать и научить ребенка пользоваться ими. Каким образом это делать?
В школе работа по РСВ осуществляется в таких формах:
Индивидуальные занятия по РСВ и ФП.
Занятия в слуховом кабинете по различным неречевым звучаниям и ритмико-интонационной стороны речи.
Музыкально-ритмические занятия.
5. Все уроки (в том числе и общеобразовательные, на которых тоже осуществляется развитие речи).
Особенностью специального обучение является организация практики речевого общения. С этой целью в школе и дома ребёнку должны обеспечиваться максимальные условие для организации речевого общения в виде создания речевой среды в школе и вне его (в домашних условиях).
А задача ваша, как родителей, поддерживать и продолжать работу сурдопедагога дома.
Каким образом вы, родители, должны поддерживать и продолжать работу по РСВ дома?
Ваш ребёнок находится в школе, основная работа по обучению его произношения происходит там.
Знайте, что эффект усвоения устной речи зависит не только от постановки звуков, которую осуществляет сурдопедагог, но и в большой мере от вашего внимания к произношению ребёнка в процессе общения с ним.
Обязательным условием является создание слухоречевой среды в семье, предполагающей постоянное речевое общение с ребенком всех членов семьи.
Дома с ребенком необходимо проводить систематическое занятия, специальные игры и упражнения по развитию речи, слухового восприятия.
а для этого он должен быть слухопротезирован и носить слуховой аппарат.
Какие требования предъявляются к ношению слухового аппарата расскажет нам учитель –дефектолог
Слуховые аппараты – это маленькие компьютеры и очень важно правильно о них заботиться, чтобы они работали:
Следите за батарейками индивидуального слухового аппарата (наличие, рабочее состояние);
Следите за чистотой ушного вкладыша и звукопровода;
Приучите ребенка самому менять батарейки;
Научите ребенка мыть вкладыш и звукопровод (1 раз в неделю);
Расскажите ребенку в каких случаях можно снимать аппарат (ночной сон, любые водные процедуры);
Покажите место хранения аппарата и батареек;
Приучите ребенка обращаться к вам за помощью, если аппарат вдруг перестал работать;
Если аппарат свистит:
Почистить ушной вкладыш и снова одеть вкладыш и аппарат;
Обратиться к доктору для осмотра уха;
Сделать новый вкладыш;
Уменьшить громкость (это поможет временно).
Если эти рекомендации не помогли решить проблему с индивидуальным слуховым аппаратом обратитесь к специалистам для проверки аппарата по адресу - г. Горно-Алтайск ул. Чорос-Гуркина … «Радуга звуков».
Чтобы правильно общаться вашими детьми Для начало вам необходимо овладеть дактильной речью.
Помните, что умение правильно показать знаки – первое исходное условие. Знаки нужно показывать четко и ясно. Если вы одновременно говорите и дактилируете, следите, чтобы в этом случае Ваше произношение было слегка замедленным, но ни в коем случае не слоговым, иначе это плохо отражается на произношении ребёнка, на чтении с губ.
В домашних условиях ребенок может упражняться в различных звучащих музыкальных инструментах (дудочка, пианино, металофоны др) (различение неречевых звучаний). Можно записать, разговор, голоса женские, мужские, детские, голоса соседей, родственников (различение речевых звучаний)и бытовые шумы: шум льющейся воды, звонок, стук, шум стиральной машины( различение бытовых звучаний) и давать слушать это ребенку и постепенно научить различать их.
Будьте терпеливы при общении с ним. В преодолении глухоты многое зависит от вас самих, вашей воли, упорства.
Когда ребенок приходит со школы или приезжает на каникулы общайтесь с ним , спрашивайте о его успехах.
Помните
с ребенком старайтесь говорить на доступном его слуху расстоянии, членораздельно, и четко произнося обращенные к нему слова.
ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ.
ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко.
Главная задача: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие.
Сначала дайте образец правильного произношения слова. Если ребёнок снова сделает ошибку, начните со слога, затем включайте его в слово, а слово в предложение.
Поддерживайте стремление ребёнка к общению со слышащими.
Хорошо знайте состояние слуха вашего ребёнка:
а) какое ухо слышит лучше;
б) на каком расстоянии от лучше слышащего уха ребёнок воспринимает речь нормальной громкости без звукоусиливающей аппаратуры и с индивидуальным слуховым аппаратом.
Добивайтесь правильного произношения ребёнком слов, фраз.
Ни один дефект произношения не оставляйте неисправленным.
Ошибки в произношении сразу исправляйте.
. Видео
Приучайте ребенка с первых дней обучения в школе контролировать произношение звуков .Видео
Важно:
Держите постоянный контакт с учителями индивидуальных занятий, с учителем класса и воспитателя.Посещайте систематически сурдопедагога, который контролирует развитие ребенка и результаты обучения, может выявить сложные для Вас направления работы, дать конкретные советы по продолжению коррекционно-педагогической работы с ребенком дома.
Берите на выходные и на каникулы конкретные задания по развитию сухового восприятия и закреплению произносительных навыков.
Поддерживайте стремление ребёнка к общению со слышащими.
Вместе читайте детьми сказки, художественную литературу и помогайте понять смысл прочитанного. Смотрите вместе теле передачи, фильмы.
Чем теснее вы поддерживаете связь сурдопедагогами, воспитателями, выполняя их советы, читаете общую и специальную литературу по развитию слухового восприятия и по формированию произношения у ваших детей, тем самым Вы помогаете ему не ощущать свой физический дефект, во всяком случае, не тяготиться им.
Таким образом, наше с вами сотрудничество и взаимосвязь – это эффективность результатов работы по развитию слухового восприятия и успешная адаптация ваших детей в окружающем мире.
Предложение:
Провести родительскую конференцию, на которых папы и мамы делятся с опытом своей работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения, демонстрируют успех своих детей.
Надеемся, что наши советы и предложения помогут и педагогам родителям эффективно проводить работу над развитием слухового восприятия и овладением словесной речью детьми с нарушением слуха.
КОУ РА «СКОШИ для детей с нарушением слуха»
Основные требования по развитию слухового восприятия и формирования произношения детей с нарушением слуха
в домашних условиях
(выступление в рамках мероприятия для родителей«День открытых дверей»)учитель ВКК: Тепукова Б.Б
г.Горно- Алтайск -2016