Система оценки планируемых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС
Система оценки достижения предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы НОО и ООО
«Главные противоречия и недостатки существующей системы контроля и оценки учебной работы у учащихся показывают, что эта система, унаследованная нами от старых времен, давно устарела и требует замены» (Л.М. Фридман, доктор педагогических наук, профессор психологии, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО)
ФГОС Предметные Метапредметные ЛичностныеТребования к результатам освоения образовательной программыФГОСКакова система оценки в соответствии с ФГОС ? Метапредметные Личностные Предметные
Уровни оценки качества образованияВнешние процедуры оценкиВнутренние процедуры оценкигосударственная итоговая аттестация;независимая оценка КО;мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней;стартовая диагностика;текущуая и тематическая оценка;портфолио;внутришкольный мониторинг образовательных достижений;промежуточная и итоговая аттестация обучающихся;
Оценка и отметка…?
Объект оценки личностных результатов Уровень развития социальных компетенций, включая: 1)ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений;2)сформированность основ гражданской идентичности личности;3) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;4) сформированность отношений, правосознание.
Объект оценки метапредметных результатов
Предметные результаты содержат:систему основополагающих элементов научного знания, систему формируемых действий
Оценка предметных результатовСодержание оценкиОбъект оценкиПроцедуры оценкисистема предметных знаний и система предметных действийспособность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метаредметных действийа) внутренняя накопленная оценкаб) итоговая оценка (внутренняя или внешняя)
Уровневый подходБазовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующем уровне образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
задания базового уровня сложности проверяют сформированность знаний, умений и способов учебных действий по данному предмету, которые необходимы для успешного продолжения обучения на следующем уровне. Это стандартные учебно-познавательные или учебно-практические задания, в которых очевиден способ учебных действий
Уровни выше базовогоповышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Пониженный уровеньсвидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено
Низкий уровеньсвидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни
Правило 1. Что оцениваем?Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные.Правило 2. Кто оценивает?Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
Описание системы оценки результатов 1-е правило. Что оцениваем?Оцениваем результаты предметные, метапредметные и личностные. Результаты ученика это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
Правило 3. Сколько ставить отметок?По числу решённых задач.Правило 4. Где накапливать оценки и отметки?В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных , личностных) и в «Портфеле достижений» («Портфолио»)
Правило 5. Когда ставить оценки?Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.
Правило 6. По каким критериям оценивать?По признакам уровневой успешности:1) необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи (умение действовать в привычной ситуации);2) повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи (умение действовать в нестандартной ситуации, требующей применения имеющихся знаний);3) максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи» (умение действовать совершенно самостоятельно в незнакомой ситуации, требующей новых, неизучавшихся знаний).
Правило 7. Как определять итоговые оценки/отметки?Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов
Итоговая оценка – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
Перевод оценки по уровням успешности в предметную отметку{69C7853C-536D-4A76-A0AE-DD22124D55A5}Качественная оценка5-балльная отметкаНе достигнут даженеобходимый уровень. Не решена типовая, много раз отработанная задача«2» (или 0) ниже нормы,неудовлетворительноНеобходимый (базовый) уровень.Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания«3» норма, зачёт, удовлетворительно. Возможностьисправить! Частичноуспешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) 4 (хорошо).Право изменить! Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)
{69C7853C-536D-4A76-A0AE-DD22124D55A5}Качественная оценка5-балльная отметкаПовышенный (программный) уровень. Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации4+ (почти отлично).Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)5 (отлично) Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)Максимальный (необязательный) уровень.Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения5+ Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) 5 (превосходно) Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)
Максимальный уровень«Превосходно»Решена новая, совершенно незнакомая задачаПрограммный уровень«Отлично» Решена необычная, в чём-то новая задачаНеобходимыйуровень«Хорошо» Знакомая задача решена полностью самостоятельно«Нормально»Знакомая задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью