Конспект на тему Внеклассная деятельность учащихся на уроках математики с новыми требованиями ФГОС

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПРОХЛАДНЫЙ КБР »

Учебно-методический кабинет




семинар
учителей по математике
Тема заседания:
«Использование инновационных технологий во внеурочной деятельности школьников в соответствии с требованиями новых стандартов»



Сообщение:
«Внеклассная деятельность учащихся на уроках математики с новыми требованиями ФГОС»




Подготовила:
Савина И.А.
руководитель ШМО
«Естественных и математических наук»
МКОУ «СОШ №11»




Протокол№___
от «12» февраля 2016 г.
Руководитель ГМО
учителей математики: _________/____________/


г.о. Прохладный
2016 год
Внеклассная деятельность учащихся на уроках математики с новыми требованиями ФГОС (слайд 1)

Государственный образовательный стандарт определяет цель современного образования – воспитание компетентного выпускника, т.е. создание условия для оптимального развития способностей ребенка к дальнейшему самообразованию и совершенствованию. Она включает в себя сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально чувственной сферы, социально-личностную адаптацию. Достижение поставленной цели возможно при овладении школьниками специальными приемами учебной деятельности, основой которой является познавательная деятельность учащихся.
Математика признана интеллектообразующим учебным предметом. Знания, умения и навыки, полученные школьниками на уроках математики, развиваются, расширяются, углубляются, находят практическое применение при хорошо организованной внеклассной работе, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

Проблема: недостаточная познавательная активность учащихся в процессе обучения. (слайд 2)
Через внеклассную работу по математике могут быть ликвидированы следующие противоречия:
недостаток времени на уроке для развития общих умений и навыков;
большая наполняемость класса затрудняет учет индивидуальных особенностей и учебных потребностей при организации познавательной деятельности;
отсутствие разнообразных форм проведения внеклассной работы;
не всегда учитываются интересы учащихся;
привлечение собственного опыта или знаний из других областей при решении математических заданий у школьников вызывает трудности;
международные исследования (TIMS, PISA) показывают, что наши школьники не владеют навыками работы со сложно организованными фрагментами информации, представленными в разных формах – текстовых, графических, знаковых;
не разработана система стимулирования участия учащихся во внеклассных мероприятиях.

Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого "среднего" ученика. Однако уже с первых классов начинается резкое расслоение коллектива учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике, на тех, кто добивается при изучении математики лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики дается с большим трудом.
Все это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике, одной из форм которой является внеклассная работа.
Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребёнка. Управлять этим процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам, здесь добытое лично – добыто на всю жизнь.
Под внеклассной работой понимается не обязательные, систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Математические школы, факультативные занятия и кружки призваны углублять математические знания школьников, уже определивших основной круг своих учебных интересов. Учитывая, что потребность в специалистах – математиках сейчас очень велика, необходимо формировать соответствующий интерес еще в школе.
Задачи внеклассной работы по математике (слайд 3)
Повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявивших математические способности;
Способствовать возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей математики»;
Организовать досуг учащихся в свободное от учебы время.
Виды внеклассной работы по математике (слайд 4)
Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала;
Работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный интерес и способности;
Работа с учащимися по развитию интереса в изучении математики
Цели внеклассной работы по математике (слайд 5)
Своевременная ликвидация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики;
Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям;
Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определённых навыков научно - исследовательского характера;
Воспитание высокой культуры математического мышления.
Своевременная ликвидация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики;
Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям;
Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определённых навыков научно - исследовательского характера;
Воспитание высокой культуры математического мышления.
Формы проведения внеклассной работы с учащимися (слайд 6)
Математический кружок;
Школьный математический вечер;
Математическая олимпиада;
Математическая игра;
Школьная математическая печать;
Математические рефераты и сочинения;
Проектная деятельность.
Требования (слайд 7)
Чтобы заинтересовать учащихся предметом и привлечь их к внеклассной работе необходимо проводить ее в необычной форме.
Формы проведения внеклассных занятий должны быть разнообразны.
Формы проведения внеклассных занятий должны быть рассчитаны на различные категории учащихся.
Формы должны выбираться с учетом возрастных особенностей детей, для которых проводиться внеклассное мероприятие.
На уроках математики имеется немало возможностей заинтересовать школьников содержанием этой науки. Вместе с тем основная цель занятий всё же состоит в обучении определённому комплексу процедур математического характера, занимательность изложения подчинена этой цели, развитие способностей учащихся происходит в рамках изучения обязательного материала.
(слайд 8) Нередко участие во внеклассной работе по математике может явиться первым этапом углубленного изучения математики и привести к выбору факультатива, кружка по математике, к поступлению в математическую школу, к самостоятельному изучению заинтересовавшего материала и т.п.
В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного ученика – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, воспитания компетентностной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.
Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы учащихся над учебным материалом, усиление ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы у учащихся.
Необходимость организации со школьниками внеклассной самостоятельной деятельности определяется тем: (слайд 9)
что удается разрешить противоречие между трансляцией знаний и их усвоением,
падением интереса к математике как учебному предмету и повышенному интересу к знаниям по математике на фоне развития малого и среднего бизнеса,
едиными требованиями к ученикам на основе государственного образовательного стандарта и разными уровнями реальных учебных возможностей учащихся.
Внеклассная самостоятельная деятельность выполняет ряд функций, к которым относятся: (слайд 10)
выработка способности работать самостоятельно;
развитие познавательной активности;
стимулирование творческого мышления;
повышение культуры умственного труда, интереса к работе;
осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается");
формирование умения планировать время;
выработка ответственности и инициативности.
Поэтому главным принципом работы преподавателя математики является организация деятельности обучающихся, направленной на формирование не только предметных знаний и умений, но и на развитие самостоятельности и творческой активности учащихся.
Важность разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитию самостоятельности, осознаётся каждым участником образовательного процесса.
Мотивом к выбору данной темы сообщения «Внеклассная деятельность учащихся на уроках математики с новыми требованиями ФГОС» послужили следующие факторы:
мониторинг процесса усвоения учащимися знаний, умений и навыков;
наблюдение за деятельностью учащихся на уроке;
беседы с учащимися и родителями;
результаты анкетирования учащихся.
Данные факторы показали, что:
не все учащиеся могут раскрыть свой потенциал на уроке;
работа идет на усредненного ученика;
не удается вовремя выявить проблемы не усвоения, а, следовательно, их предотвратить и разрешить;
темп урока, задаваемый преподавателем одновременно для разных категорий и групп учащихся неприемлем: в ходе урока учащиеся сами выстраивают свой темп, зачастую «выпадая» из заданного педагогом.
Внеклассная деятельность проводится во внеурочное время. Она направлена на развитие творческих способностей обучающихся; повышение интеллектуального уровня школьников; приобретения ими опыта взаимодействия и сотрудничества. Внеклассная деятельность укрепляет межличностные отношения между учителем и учениками.

Методические рекомендации по активизации внеклассной
работы. (слайд 11)
Активизация внеклассной работы по математике признана не только возбуждать и поддерживать у учеников интерес к математике, но и желание заниматься ею дополнительно. Как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной деятельности по приобретению новых знаний, т.е. путём самообучения.
Конкурсы одна из форм внеурочной работы, обладающей большим эмоциональным воздействием на учащихся.
Конкурс межпредметного содержания.
Математические викторины.
Математическая игра.
Математический утренник.
Математический вечер.
Математическая неделя.
Математический КВН.
Математическая эстафета.
Математический бой.
Математический бой абитуриентов.
Математический хоккей.
Массовые состязания школьников на занятиях математического кружка.
Математические игры с микрокалькулятором.
Математические и логические игры на компьютере.
Конкурс-состязание.
Занятия семинары.
Занятия практикумы.
Хочу остановить свое внимание математическую игру на уроке.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. В широком смысле игра трактуется как любая деятельность, приносящая удовольствие. Несмотря на то, что игра не является ведущим видом деятельности на второй и третьей ступенях обучения, она может значительно повысить эффективность обучения.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А. Шмакову):
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата;
творческий, очень активный характер этой деятельности;
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность и т. п.;
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Игровые элементы использую на различных этапах урока:
актуализации знаний;
изучении нового материала;
закреплении полученных знаний и умений;
контроле знаний.
Уроки в игровой форме хорошо проводит в 5 классе, когда идет адаптация учащихся к средней школе, так же использую деловые игры в более старших классах.








13PAGE \* MERGEFORMAT14515




 
·