Урок для работы на интерактивной доске математика 5 класс по теме Десятичные дроби

Урок математики по теме
«Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей»

Цели урока:
Обучающие: закрепить знания и умения по сравнения, сложению и вычитанию десятичных дробей, повторить основные правила для решения уравнений , выработка умений выбрать нужный рациональный способ решения
Развивающие: развивать грамотную математическую речь при ответе с места и у доски; развивать мышление посредством сравнения уравнения ( нахождение общего и различного), анализа и синтеза при работе над постановкой и решением проблемы ( логические умозаключения при возникновении проблемной ситуации и ее разрешении); развивать аналогию при решении уравнений
Воспитывающие: воспитание трудолюбия, взаимопомощи, математической культуры, воспитание чувства ответственности, умение контролировать свои действия, расширение знаний о Вселенной.
Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал на цветной основе, листы самоконтроля.
Тип урока: Урок систематизации изученного материала.
План урока:
Постановка цели урока.
Проверка домашнего задания.
Слово о космосе.
Устная работа ( теоретическая эстафета)
Совместная работа (решение упражнений)
Групповая работа
Физминутка.
Испытание (Тестирование)
Итог урока
Домашнее задание.
Рефлексия.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Добрый день, ребята. Наш сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения:
В труде применяем сложение,
Сложению – и честь, и почет.
К умению прибавим терпение,
А сумма успех принесет!
Нельзя забывать вычитание.
Чтоб зря не потратился день,
Из суммы старания и знания
Мы вычтем безделье и лень!
Поможет любое из действий-
Они нам удачу несут.
И в жизни поэтому вместе
Шагают наука и труд.

-Прослушав стихотворение, как вы думаете. Чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
-Правильно сравнением, сложением ,и вычитанием десятичных дробей.
У каждого из вас на парте лежат листы самоконтроля. Посмотрите на них. По ходу урока вы должны будете сами себя оценить по следующим пунктам:
устная работа т.е знание основных правил необходимых для решения примеров , уравнений.
умение решать примеры и задачи по этой теме
тестовое задание
за каждый пункт вы можете поставить себе максимум 5 баллов, а в конце урока вы оцените всю свою деятельность по таблице соответствия.

Сегодня я приглашаю вас на необычный урок. Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по планетам Солнечной системы. На дом я задавала вам творческое задание, придумать задачу на космическую тематику, используя десятичные дроби.
Кто желает зачитать задачку?
- Хорошо. А теперь сдайте карточки с задачами по рядам.
{Слайд 1. Демонстрация Солнечной системы.}
{Звучит легкая космическая музыка} (Приложение 2)
Звездное небо. Что может быть необычнее и притягательнее? Россыпь звезд, яркий свет далеких галактик.
Человек давно начал постигать межпланетное пространство. Но, к сожалению, человеческие возможности ограничены, и здесь на помощь ученым приходит наука математика.
Во время нашего виртуального путешествия мы обобщим, закрепим и проверим свои знания и умения по сравнению, сложению и вычитанию десятичных дробей, а также повторим решение уравнений. Откройте тетради, запишите 06.03.12, классная работа и отложите ручки.
{Оформление тетрадей}
II. Актуализация знаний .
Для успешной работы нам необходимо с вами повторить полученные знания, которые мы будем использовать сегодня на уроке.
На экране вы видите человечка с другой планеты. ОН приготовил вам вопросы, которые спрятал в шариках. Я первая задаю вопрос одному из вас, а дальше тот кто ответил определяет следующего отвечающего и т. д.
Вопросы для эстафеты:
Какое свойство дроби вы знаете?
Как сравнить десятичные дроби?
Как сложить(вычесть) десятичные дроби?
Для успешного полета вам необходимо пройти еще одно испытание: Наш новый знакомый пока добрался до земли растерял запятые в примерах. Расставьте в следующих забавных равенствах запятые:
3,2 + 1,8 = 5;
3 + 1,08 = 4,08;
4,2 + 17 = 21,2;
7,36 – 3,36 = 4;
63 – 2,7 = 60,3;
5,7 – 4 = 1,7
( интерактивная доска)
Выставьте себе в листах самоконтроля оценки за устную работу.
III. Коллективная работа
Я вижу, мы хорошо готовы к нашему путешествию.
Заправлены в планшеты космические карты. Отправимся в дорогу мы прямо из-за парты. Первый на пути – Меркурий. Он первый от Солнца, с него и начнем, Нет атмосферы и жизни на нем.
{Слайд 2. Демонстрация Меркурия}
На Меркурии мы повторим решение уравнений.
Задание: решите уравнение и в каждой из троек предложенных чисел выберите правильный ответ. Запишите букву, соответствующую выбранному числу.
{Демонстрация слайдов 3–9}
b + 3,5 = 6,7

3,4
3,2
10,2

Б
П
Т

 

23,5 + а = 30,4

8,4
6,9
7,5

А
У
Я

 
у – 13,5 = 20,7

34,2
7,2
35,2

С
З
В

 
150 – а = 8,3

63,7
141,7
147,9

В
Т
Ж

 
16,9 + (8,7 + n) = 30,3.


1,5
13,1
4,7

О
Е
Ы

 
248 – (у + 12,3) = 2,74;


54,96
191,76
232,96

П
М
Н

 
(у + 26,3) – 0,97 = 53,8;


28,47
20,8
1,65

Я
Ю
В

Проверим правильно ли вы записали буквы. Какое слово вы получили?
Пустыня.
{Слайд 10. Демонстрация ответа}
Ответ: ПУСТЫНЯ
Слово “пустыня”, казалось бы, земное, появилось здесь не случайно. Меркурий – первая от Солнца планета, Солнце здесь светит в 7 раз сильнее, чем на Земле. Меркурий – царство пустынь. Одна половина его – горячая каменная пустыня, другая – ледяная пустыня.
IV. Групповая работа.
Летим дальше. Следующая на нашем пути планета, четвертая от Солнца, похожа на Землю, но меньше ее по величине и холоднее. Единственный, кроме Луны, космический объект, который уже можно достичь при помощи современных ракет.
Какая это планета? Марс.
{Слайд 11. Демонстрация Марса}
В космос, как правило, летают командой.
И у вас сейчас будет шанс почувствовать себя командой. Каждому из вас я предлагаю выполнить пример№2. Можно совещаться с соседями. А одного представителя экипажа я приглашаю к доске.
(25,243
·+ 17,77) – (2,239+ 5,7)+(6,83-5,77)
{Слайд 12. Демонстрация задания}
{Работа в тетрадях и у доски}
Теперь возьмите желтую карточку . Закрасьте те клетки в нижней таблице, в которых записаны полученные ответы каждого действия. Время выполнения задания – 1 мин. Готовность – поднятая рука.
7,939
43,013
46,889

1,06
54,1
67,765

35,074
36,134
42,12

Какую букву русского алфавита образовали все закрашенные клетки?
{Слайд 13. Демонстрация правильного ответа}
С – “Солнце”. Солнце – это огромный шар из плазмы, состоящий, в основном, из водорода и гелия, звезда-карлик, вокруг которой обращаются все планеты Солнечной системы.
{Слайд 14. Демонстрация Солнца}


V. Задание на сравнение десятичных дробей.
№1Расставьте десятичные дроби в порядке возрастания и в порядке убывания и узнаете самую большую и самую маленькую планеты по массе.
А) в порядке возрастания
3,02
2,23
3,2
2,3
2,03
3,205

т
п
е
и
ю
р

Б) в порядке убывания
7,0707
7,777
7,707
7,7707
7,077
7,77

н
П
т
Л
о
У


№2 Сравнить десятичные дроби:
5,688 и 5,641
71,09 и 71,091
9,157 и 9,499
0,705 и 0,725
Выставьте себе оценки в лист самоконтроля за выполнение упражнений.
VII. Физминутка
{Звучит легкая космическая музыка}(Приложение 3)
Снова отправляемся в открытый космос.
Закройте глаза и представьте перед собой картину. Тишина. Темное небо. Маленькая точка. Точка приближается и превращается в шар. Мы уже можем различить на точке синий цвет – это океаны. Желтый и коричневый – пески. Зеленый цвет – леса. И вот на небе появляется еще одна маленькая точка – это Вы. Вы летите над планетой Земля. Вам легко, спокойно. Перед Вами открываются бескрайние картины звездного неба. Через несколько секунд по моей просьбе Вы откроете глаза и окажетесь на Земле отдохнувшими и полными свежих сил и энергии.
{Слайд 18. Демонстрация Земли}
VIII Индивидуальная работа.
Теперь откройте глаза и приготовьтесь выполнить тестовую работу. На партах у вас лежат карточки с тестом. На карточке напишите свою фамилию. При выполнении работы вам нужно выбрать правильный ответ и обвести его кружком. Время выполнения 7 минут.

Вариант 1.
Решить уравнение и обвести правильные ответы:
6,7 – х=2,8
А) 3,9 б) 9,5 в) 3,8
У-2,7=3,4
А) 6,8 б) 6,1 в) 2,7
Х+0,83=1,1
А) 1,6 б) 0,37 в) 0,27
(х+3,5)-4,8=2,4
А) 3,7 б) 2,7 в) 3,9
(7,1-х)+3,9=4,5
А) 6,7 б) 6,5 в) 5,4
Вариант 2.
Решить уравнение:
х- 5,2=4,9
А) 10,1 б) 11,1 в) 9,1
2) 2,9 +х =3,5
А) 0,7 б) 0,6 в) 0,8

3) 8,2 –х =3,54
А) 5,6 б) 3,66 в) 4,66
4) 12,1-(х+5,8) = 1,7
А) 4,6 б) 3,6 в) 4,8
5) (х-3,48) +2,15 =3,9
А) 4,23 б) 4,75 в) 2,65
Ребята, время закончилось. Теперь поменяйтесь карточками со своим соседом, возьмите в руки красную ручку и проверьте правильность выполнения задания. Неправильный ответ нужно зачеркнуть. Время выполнения 1 минута.
{Слайд 19. Демонстрация правильного ответа}
Теперь снова поменяйтесь карточками. Каждый выставляет полученные оценки в лист самоконтроля.
VIII. Итог урока.
Итак , ребята , давайте подведем итоги урока. На сегодняшнем уроке мы повторили сравнение, сложения и вычитание десятичных дробей, а также расширили знания о Вселенной. Космические полеты хотя и стали привычным явлением, но пока еще рано переводить их в разряд будничных дел. По-прежнему каждый полет- это познание новых загадок Вселенной , испытание космической техники, которая постоянно совершенствуется. И каждый полет вписывает новую строку в историю мировой космонавтики.
По итогам урока выставим отметки всем, кто принял непосредственное участие в работе. Заполните, пожалуйста лист самоконтроля. Поднимите пожалуйста руки кто оценил себя на «5» ? Молодцы! А на «4» - Молодцы! , ну а остальным нужно еще дома тщательно поработать над этой темой.
IХ. Домашнее задание.

Чтобы закрепить знания вам надо поработать дома. Каждый из вас получает карточки и из предложенных уравнений индивидуально выбирает 6 уравнений и решает их , это обязательно, но если вы выполните больше , сделаете творческие задания №2 и 3, я буду очень рада и конечно за это будет дополнительная оценка. Открыли дневники и пишем: Повторить п. 30-32(правила) ; карточка.
Карточка :
№1 Решить уравнения:
А) х+3,8=8
Б)у-6,5=12
В) 13,5-х =1,8
Г) 15,4 +х =15,4
Д) 2,8 + у +3,7 =12,5
Е) (5,6-х)+3,8=4,4
№2 В пустые клетки квадрата вписать так дроби, чтобы по тлюбой горизонтали, вертикали и диагонали сумма чисел была равна 3

1,3

1,1

0,8
1







№3 Решить ребус:
СУМК,А
+СУМК,А
БАГАЖ,


Х. Рефлексия.
Сегодня мы побывали только на четырех планетах Солнечной системы. Всего же планет в нашей системе 9.
{Слайд 21. Демонстрация Солнечной системы}
Если мы будем удаляться от Солнца, то увидим планеты в таком порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Наше путешествие и вместе с ним наш урок подошли к концу. Перед вами на экране три цветочка: один улыбается, ему все нравится, у другого были проблемы, но он справился, а третий чем –то недоволен.
С помощью аплодисментов выберите ту картинку, которая соответствует вашим ощущениям на уроке.
Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за урок!
{Слайд 22}

Заголовок 115