Звук и буква С. Особенности артикуляции и звучания. Выделение и различение звука [c].


Урок чтения 1 класс.Тема: Звук и буква С. Особенности артикуляции и звучания. Выделение и различение звука [c].
Задачи:
Коррекционно – образовательные: знакомство с буквой и звуком С с, закрепить изученные буквы;
Коррекционно-развивающие; развивать фонематический слух, речь, память; расширение знаний об окружающей действительности;
Коррекционно – воспитывающие: воспитание наблюдательности, любви к природе, воспитание умение видеть красоту осенней природы.
Оборудование: полоски для графического анализа, кассы букв, осенние листья, проволока, клей, кисточки, салфетки.
Ход урока
N
п/пЭтапы урокаВремя Деятельность учителяДеятельность учащихся
1Организационный момент.
Психологический настрой.1 мин.Здравствуй, друг!
Как ты тут?
Улыбнись-ка мне, а я тебе.
Упр-е.
Понюхать цветок на счёт раз- два –вдох; на счёт три-четыре- выдох.
Упр-е.
Подражание индюку: бл — бл- бл.Здороваются за руку.
Кладут на плечо друг другу правую руку.
Обнимают друг друга.
2Повторение.
Беседа.3
мин.Какое время года сейчас?
Назовите признаки осени.
Не зря про осень говорят: «Осень – перемен восемь»
Посмотрите на доску.
Где же солнце? Что случилось?
Целый день течёт вода.
На дворе такая сырость.
Что не выйдешь никуда.
Михалков
- Посмотрите на картинку. Тучи закрыли солнце. Давайте их разгоним. Для этого надо прочитать букву на тучке и рассказать всё, что вы знаете о ней. (М О У А). Назовите лишнюю букву. Почему она лишняя?
Посветлело? Это одна из примет осени. Но капают ещё дождинки. – это ещё одна из при мет осени. На этих капельках дождя слоги. Соберите дождинки и прочитайте слоги. (ам, ма, ум, му, ом, мо)
Итог повторения пройденного.
Читают стихи о буквах.
Называют лишнюю букву. Доказывают, почему она лишняя.
Читают слоги на дождинках.
3Физминутка2 мин.Вы устали, наверное? Давайте отдохнём.
Букой А расставить ноги.
Словно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу.
А теперь вперёд, назад.
- Молодцы!Дети выполняют движения.
4Введение в тему. 3 мин.- Посмотрите на доку. Что вы видите? (снежинки)
Это тоже одна из примет осени.
На каждой картинке предметы. Назовите предметы на них..
- Какой звук слышится в названиях, изображённых на них предметах. ( слива, собака, мясорубка, колос, доска, коса).
Произнесите этот звук. Какой это звук? Смотрят на доску. Картина поздней осени.
Смотрят на доску. Называют слова, выделяют звук с и определяют местонахождение звука в слове.
5Задание на пространственную ориентацию2 мин.Назовите предметы в классе, в названии, которых есть звук С.Называют слова (стол, стул, доска, стена, стекло, подставка)
6Составление предложение со словом снежинка.3 мин.С какого звука начинается слово снежинка? Составьте предложение с о словом снежинка. ( Летят снежинки)Называют первый звук в слове снежинка.
Составляют предложение со словом снежинка.
7Графический разбор предложения.3 мин.Выполняют графический разбор предложения.
8Физминутка3 мин.Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю серебряные звёзды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, подожди немножко.Выполняют движения.
9Отгадывание загадок.3 мин.Посмотрите на доску. Что вы видите? Отгадайте загадки, записанные на осенних листочках
1).Гладишь – ласкается.
Дразнишь – кусается.
( собака)
2. В воде родится.
А воды боится. ( соль)
3. Трав копытами касаясь.
Ходит по лесу красавец. (лось)
Определить местонахождение звука в отгадках
10Знакомство с буквой С с3 мин.Посмотрите на доску. Среди знакомых букв найдите новую букву. На что она похожа? (на полумесяц).
Ощупывание буквы С, изготовленной из наждачной бумаги.Смотрят и находят букву С с.
Ощупывают букву.
11Обводка рукой по контуру буквы С с.2 минОбведите рукой по контуру букву С с.Обводят рукой по контуру букву из наждачной бумаги.
12Работа с проволокой.3 мин.Сделайте из проволоки букву С сДелают из проволоки букву С с.
13 Работа с листочками у доски..2 мин.Осенью часто дует ветер. Он разбрасывает листья. А на наших листьях написаны буквы. Составьте слоги с этими буквами. Составляют из букв слоги ас, ос, ус, записанных на листочках.
14Работа с кассой.5 мин.Составьте новые слоги, переставив буквы в слогах.Составляют слоги путём перестановки.

15Рефлексия.1 мин.С какой буквой мы познакомились? Какой звук с ?