Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, в словах и предложениях.


Тема:
Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, в словах и предложениях.
Цель:
Научить ребенка различать звуки Ж и Ш. Выделять их в словах и предложениях.
Задачи:
Формировать артикуляционную, общую и мелкую моторику.
Формировать фонематическое восприятие на основе чёткого различия звуков по признакам: глухие — звонкие.
Развивать чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание, память.
Уметь дифференцировать звуки в словах.
Развивать связную речь.
Оборудование
Мяч, игрушки: жук, змея; схематические картинки, компьютерная игра « Разложи картинки»,
ОргмоментСегодня мы отправимся в лес, чтобы познакомиться со сказочными героями. Смотрите, кто к нам летит! Жук! Внимательно послушай, что тебе скажет жук. Логопед берет игрушку жука и произносит: « Здравствуйте, я ШУК , я так торопился на встречу с вами, что потерял свою ЖАПКУ!»

Логопед обращается к ребенку: «Кто это? Что потерял? Какие звуки перепутал жук? Какой звук слышится в слове жук? Какой звук слышится в слове шапка? Будем учить жука не путать звуки Ш-Ж.
Основная часть

Подойди к зеркалу и покажи жуку упражнения, которые необходимо выполнять, чтобы правильно произносить звуки.
1. Артикуляционные упражнения
1. — «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» — «Фокус» — «Теплый ветер» [1] – змея шипит — Ш-Ш-Ш.2. — «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» — «Фокус» — «Теплый ветер» [1] - жук жужжит — Ж-Ж-Ж.2. Речевая дыхательная гимнастика.
Пропевание слогов на одном выдохе. Развитие фонационного «речевого» дыхания.
жа жожа жо жужа жо жу жижа жо жу жи жеша шоша шо шу
ша шо шу ши
ша шо шу ши ше
3. Дифференциация звуков в слогах.
Подготовить к звуковому анализу. Продолжать работу над формированием слоговой структуры. Развивать мелкую моторику.
Логопед предлагает ребенку отгадать по описанию, кто прячется в лесу за елкой. По описанию ребёнок узнает змею. Появляется Змея.
Какой звук произносит змея, когда шипит Ш или Ж?
Игра «Жук -рогач». Логоритмическое упражнение. Развивать слуховое восприятие, мелкую моторику, память, голос, интонационную выразительность. Закрепить умение выполнять движения в соответствии с музыкой и песенным текстом.
Ребенок по мелодии отгадывает песню. Поет её, выполняя соответствующие тексту движения:

Вот летит жук-рогач -
Самый первый силач,
Руки расположены на уровне груди. Пальцы сжаты в кулачки. Выбрасывание рук вперёд, одновременно разжимая пальцы рук.
У него, у жука
На головушке – рога.
Руки расположены на уровне груди. Ребёнок шевелит «рогами», подняв вверх второй и третий пальцы рук. На слово рога, меняет положение пальцев, выставляя второй и четвёртый пальцы.
Игра «Хлопни – топни» На слог ЖА – хлопнуть в ладоши, на слог ША – топнуть ногой. Произнесение слогов поочередно, затем усложняется количеством и сменой слогов, соблюдая ритмический рисунок. (Например: ЖА-ЖА, 2 раза хлопнуть, ША-ША-ША, 3 раза топнуть, затем наоборот). Данное упражнение развивает чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание.
4. Выделение звуков Ж -Ш из слов.
Учить дифференцировать звуки в словах.
Логопед просит ребенка научить жука правильно произносить звуки Ш — Ж в словах. Компьютерная игра «Разложи картинки». Картинки со звуком Ш надо переместить в одну корзинку, а со звуком Ж – в другую.

5. Разучивание и проговаривание чистоговорок.

Жили-были на сосне
Две большие шишки.
Жили-были под сосной
Две смешные мышки.
И шипели мышки:
- Эй, вы там на вышке,
Вниз спускайтесь, шишки!
Удивились шишки:
- Подождите, мышки!
Вас на вышку позовем
И, как в сказке, заживем.

6. Изменение слов. Игра с мячом. Логопед бросает мяч о пол, называя, при этом слово со звуком Ш, ребенок ловит и бросает мяч обратно, называет тоже слово, заменив звук Ш на Ж:
Шить – жить Житье – шитье
Шаль – жаль Жито — шито
Шалить – жалить Лежа — Леша
Шутка – жутко Мажут — машут
Уши – ужи Наживка – нашивка
7. Физкультминутка. « Ветер»
Ветер дует нам в лицо!
(Подули и помахали руками перед собой)
Закачалось деревцо
(Подняли руки над головой и покачались)
Деревцо все выше, выше.
(Потянулись руками вверх, приподнимаясь, на цыпочки.)
Ветерок все тише, тише.
( Медленно опустить руки и присесть)
8 Составить предложения про ежа, жука, мышку и произнести их с разной интонацией.
9. Рассказы цепной структуры.
Развивать связную речь. Логопед читает рассказ, ребенок пересказывает его с помощью схематических картинок.
1) Около леса раскинулась лужайка.
На лужайке гулял Женя.
Женя увидел жука.
Жук сидел на ежевике.
Ежевику Женя положил в жбан.
В жбане у Жени жалобно жужжал жук.
Жука пожалел Женя.
Женя посадил жука на ежевику.
2) Шура пошел в цирк Шапито.
В Шапито шутил и смешил людей шут.
Шут рассказывал смешные шутки.
Шутки шута рассмешили Шуру.
10. Подведение итогов занятия.