Консультация Основные моменты при постановке звуков


Основные моменты при постановке звуков "Р", "Л", "Ш", "С".
Любой специалист на первых этапах обследования ребенка определяет очаг нарушения звукопроизношения. Для правильного выбора направления работы нужно отметить ребенок совсем не произносит звук или заменяет на более простые по артикуляции.
Нарушения звукопроизношения шипящих и свистящих звуков называется сигматизмом. Существует так же понятие парасигматизм - замена шипящих звуков свистящими («С», «З»). Обычно это происходит из-за анатомических недостатков: укороченная подъязычная уздечка или высокое и узкое твердое нёбе.
Нарушение произношения соноров (звуки «Р», «Л») ротацизм и ломбдацизм соответственно.
Итак, постановка звука.
Мы должны показать и объяснить ребенку положение языка, позицию губ и зубов при произношении данного звука. Мы должны отметить звучание голоса, теплая или холодная воздушная струя сопровождает данный звук. Иными словами рассказать механизм образования звука.
После того как звук поставлен, его надо закрепить. Сначала с помощью слогов, затем слов, далее фраз.
Логопедическая работа будет строиться примерно так:
артикуляционная гимнастика (подготовка мышц языка),
работа над силой воздушной струи (подуть на вертушку, задувание горящей свечи и пр., главное следить за тем, чтобы при выдохе щеки не надувались),
постановка звука,
развитие фонематического слуха.
Так же важным является:
научить ребенка отличать правильное произношение от неправильного;
отличать звуки по акустическим признакам, т.е. узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии;
принимать необходимые артикуляционные позы (наверно, все дети, приходя из садика говорили мамам: «А мы сегодня учили с логопедом такие упражнения: «часики», «чашечка», «лопаточка», «заборчик», «вкусное варенье», «лягушка», «хоботок» и пр.». Это и есть артикуляционные позы).Существует несколько способов постановки шипящих звука:
По подражанию (имитация),
С механической помощью (логопедический зонд или же при помощи пальца ребенка или взрослого),
Смешанный (первый способ, дополняющийся вторым).
Вот несколько упражнений, которые следует делать для постановки шипящих звуков:
«Лопаточка» (иногда его называют «блинчик») - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, удерживать 10 счетов.
«Подуем на блинчик» - исходное положение поза «лопаточка», дуть на язык, следить за тем, чтобы при выдохе щеки не надувались.
«Чашечка» - рот широко раскрыт, широкий язык поднять кверху, подтянуть к верхним зубам, но не касаться их, удерживать 10 счетов. Далее, учить высовывать и засовывать в рот язык в таком положении.
«Вкусное варенье» - высунуть язык, облизать верхнюю губу, но не из стороны в сторону, а одним движением вниз языка. Выполнять 10 счетов.
Способы постановки звука «Л»:
По подражанию,
При помощи упражнения «пароход гудит»,
С помощью логопедического зонда.
Звук «Р» очень сложен. Для его постановки необходима подготовительная работа. Она ведется в 2-х направлениях:
Добиться правильного положения языка. Получить фрикативное «Р», при том же положении языка и в том же месте, что и нормальное, но без вибрации (язык «чашечкой»).
Выработать вибрации языка (упражнения «грибок», при этом вдох через нос, выдох через рот, сначала без звука). Так же для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохе звука «Д», при этом рот открыт, передний край языка смыкается не с резцами, а несколько глубже, с деснами верхних резцов или с альвеолами.
Упражнения для постановки соноров:
«Грибок» - язык присосать к небу, продержать 10 счетов, растягивая подъязычную уздечку
«Лошадка» - цоканье языком, щелкать, медленно тянуть подъязычную уздечку.
«Маляр» - языком «красить» твердое нёбо.
«Качели» - высунуть узкий язык, тянуть его попеременно то к носу, то к подбородку, рот не закрывать, выполнять под счет взрослого.
«Пароход гудит» - губы растянуты в улыбке («лягушка»), зубы зажимают кончик языка, ребенок произносит звук «Ы».
Главное в такой работе с ребенком систематичность, не спешить, не настаивать, превращать все в игру, хвалить даже за малейшие успехи. Как правило, дети, в таком возрасте, сами понимают, что достижения налицо и продолжают работу в более усиленном темпе.
Нарушения речи могут возникать либо на почве поражения каких-либо отделов головного мозга т.е. органические (такие как, дизартирия, алалия, афазия), либо при физическом недоразвитие или неправильном развитии органов, участвующих в образовании непосредственно речи (это ринолалия, дислалия и др.)
Для того, чтобы специалисту (в данном случае я веду речь о логопедах), определить речевое нарушение или другими словами сделать заключение, необходимо провести логопедическое обследование, поговорить с мамой для сбора информации о ребенке (анамнез) и отправить к невропатологу, который либо подтвердит, либо опровергнет логопедическое заключения. Логопед не имеет права ставить диагнозы, потому как это должен делать именно врач, а логопед это все же, в первую очередь, педагог.
Теперь об обследовании логопедическом. Как правило, его специалисты проводят с большим количеством игрушек, картинок и, конечно же, в виде игры. Мама может и не понять что идет обследование, ей будет казаться, что логопед просто мило беседует с ее малышом, предлагает ему поиграть для налаживания контакта. обследование очень важная и необходимая часть работы специалиста, т.к. благодаря ему он должен будет выстроить план работы с ребенком учитывая его возможности, интересы и, конечно же, результат. во время обследования мама может находится в одной комнате с ребенком и специалистом. В этом случае не торопите ребенка, не помогайте ему, не одергивайте по поводу внешнего вида или поведения. Пусть малыш выполнит сам только то, что ему по силам, а опытный и толковый логопед ему в этом только поможет. И помните, обследование это не экзамен, который необходимо сдать на отлично, оно всего лишь должно выявить способности ребенка в нормальной ситуации, а не при экстремальном напряжении сил.
Далее, следует разговор с родителем ребенка, из которого логопед сможет почерпнуть остаток информации необходимый для логопедического заключения. К нему надо подготовиться мамочке. Вспомнить (а если вы записывали, вели документацию, делали выписки и копии из мед карт вообще замечательно) все важные моменты в жизни малыша начиная с его зачатия по настоящее время, включая заболевания, травмы, лекарства принимаемые ребенком и мамой во время беременности, процесс родов, речевое развитие в младенчестве и т.д.
После всего этого, логопед сделает логопедическое заключение.
Например: задержка речевого развития, обусловленная корковой дизартрией III степени легкой формой. Ну, и обязательным пунктом, логопед должен разъяснить родителю по какой причине могло возникнуть такое нарушение, что оно собой представляет и, конечно же, его прогноз.
Как научить ребенка произносить звук "р"
Подготовительный этап подготовки звука "р" включает комплекс артикуляционной гимнастики.
Постановка звука по подражанию не проводится.
Если ребенок до 5 лет не научился произносить звук «р», значит есть причины, которые необходимо выяснить и устранить.
При постановке обратить внимание на то, что бы:
- язык был распластанным;
- кончик языка сильно упирался в альвеолы.
1. От артикуляционного уклада.
- «Грибок». Предложите ребенку при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, сильно подуть на него. В момент отрыва языка от неба под напором выдыхаемой струи воздуха возникает короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка. И далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи.
- «Болтушка». Попросите ребенка поболтать широким языком сначала между губами, потом между зубами и далее, у альвеол. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает». И слышится раскатистый звук «р».
2. Смешанный.
Подготовительный этап.
Выработка «р» проторного (без вибрации кончика языка). Для правильного произношения звука «р» нужно, чтобы передний край языка стал широким. Если язык сужается. То в игровой форме можно попросить ребенка «наказать непослушный язычок». Когда ребенок научится распластывать язык, делать его мягким, напряженным, предложите ему поднять язык к верхней губе.
Далее попросите широкий язык поднять вверх, перевести к альвеолам «бугоркам». Удерживая язык в таком положении, попросите подуть на его кончик. Когда ребенок привык к данной артикуляции, можно приступить к постановке звука «р».
Постановка звука.
Ребенок произносит с указанной выше артикуляцией звука «ж». это напоминает звук «р», но без вибрации кончика языка. Если вместо «р» будет слышаться звук «ж». надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к резцам. Слегка усиливая воздушную струю, присоединяя звук «а», будет слышен слог «ра». Такая подготовка постепенно и прочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кончика языка.
Полученный звук «р» называется проторным.
Логопедическое обследование
В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.
Для каждого речевого нарушения характерен свой комплекс симптомов, причем некоторые из них оказываются основными первичными для каждого нарушения, стержневыми, другие же только дополнительными и лишь вытекающими из основного дефекта, т. е. вторичными.
Методика и приемы проведения обследования должны быть подчинены специфике его содержания.
Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития - как общего, так и речевого - начиная с раннего возраста.