Урок математики в 6-м классе по теме Взаимно обратные числа Цель: 1. Ввести понятие взаимно обратных чисел. 2. Научиться определять пары взаимно обратных чисел. 3. Повторить умножение и сокращение дробей. 4. Развивать логическое мышление учащихся. Тип у


Урок математики в 6-м классе по теме "Взаимно обратные числа"
Цель:
Ввести понятие взаимно обратных чисел.
Научиться определять пары взаимно обратных чисел.
Повторить умножение и сокращение дробей.
Развивать логическое мышление учащихся.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Оборудование:
медиапроектор, экран;
сигнальные карточки;
тетради, учебник;
чертежные принадлежности;
Индивидуальное задание: сообщение о единице.
Ход урока
1. Организационный момент. (3 минуты)
Здравствуйте, ребята, садитесь! Начнем наш урок! Сегодня от вас потребуется внимание, сосредоточенность и, конечно, дисциплина.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Алексея Николаевича Крылова – советского кораблестроителя и академика наук.
А на помощь ко мне спешат веселые человечки: Карандаш и Самоделкин. Они то мне и помогут провести этот урок.
Первое задание от карандаша - разгадать анаграммы.
- Давайте вместе вспомним, что такое анаграмма?
Молодцы! Тема сегодняшнего урока: «Взаимно обратные числа».
Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока.
- Ребята, скажите, пожалуйста, чему вы должны сегодня научиться на уроке?
(Дети называют цель урока.)
Цель нашего урока:
Узнать, какие числа называются взаимно обратными.
Научиться находить пары взаимно обратных чисел.
Повторить правило умножения и сокращения дробей.
Развивать логическое мышление учащихся.
2. Работаем устно. (3 минуты)
Повторим правило умножения дробей.
Задание от Самоделкина (дети читают примеры и выполняют умножение):
- Каким правилом мы пользовались?
Карандаш приготовил задание посложнее:
- Чему равно такое произведение?
Ребята, мы повторили действия умножения и сокращения дробей, без которых не обойтись при изучении новой темы.
3. Объяснение нового материала [ 4], [ 1], [ 2]. (15 минут)
1. Возьмем дробь 8/17, поставим вместо числителя – знаменатель и наоборот. Получится дробь 17/8.
Пишем: дробь 17/8 называется обратной к дроби 8/17.
Внимание! Обратной к дроби а/в называется дробь в/а.
- Ребята, как же все-таки получить из данной дроби обратную к ней?(Дети отвечают.)
2. Задание от Самоделкина:
- Назовите дробь, обратную данной. (Дети называют.)
Про такие дроби говорят, что они обратные друг к другу!
- Что же тогда можно сказать про дроби 8/17 и 17/8?
Ответ: обратные друг к другу (записываем).
3. Что получится, если перемножить две дроби, обратные друг к другу?
(Работа со слайдами. Ребята! Посмотрите и скажите, чему не могут быть равны m и n?
Еще раз повторяю, что произведение любых, обратных друг к другу дробей равно 1
4. Получается, что единица – волшебное число!
- А что мы знаем о единице?
Интересные суждения о мире чисел дошли до нас через века от пифагорейской школы, о которых нам расскажет Копанева Надя (небольшое сообщение).
5. Мы остановились на том, что произведение любых обратных друг к другу чисел равно 1.
- Как же называются такие числа? (Определение.)
Давайте проверим, являются ли взаимно обратными числами дроби: 1,25 и 0,8.
Можно проверить и другим способом, являются ли числа взаимно обратными (2 способ).
Давайте, ребята, сделаем вывод:
- Как проверить являются ли числа взаимно обратными? (Дети отвечают.)
6. Теперь рассмотрим несколько примеров на нахождение взаимно обратных чисел (рассматриваем два примера).
4. Закрепление. (10 минут)
1. Работа с сигнальными карточками. У вас на столе лежат сигнальные карточки.
Красная – нет.
Зеленая – да.
(Последний пример 0,2 и 5.)
Молодцы! Умеете определять пары взаимно обратных чисел.
2. Внимание на экран! – работаем устно. - Найдите неизвестное число (решаем уравнения, последнее 1/3 х =1).
Внимание вопрос: Когда же два числа в произведении дают 1? (Дети отвечают.)
5. Физкультурная минутка. (2 минуты)
А сейчас отвлекитесь от экрана – немного отдохнем!
Закройте глаза, очень сильно зажмурьтесь, резко откройте глаза. Проделайте это 4 раза.
Голову держим прямо, глаза подняли вверх, опустили вниз, посмотрели влево, посмотрели вправо (4 раза).
Голову откиньте назад, опустите вперед так, чтобы подбородок уперся в грудь (2 раза).
5. Продолжаем закрепление нового материала [ 3], [ 4]. (5 минут)
Отдохнули, а теперь закрепление нового материала.
1) Открываем Р.Т. стр 51 №1 коментирование с места. (Слайд 17)
- Что мы делали, чтобы записать обратные данным числа?
2) Р.Т. стр.50 №2коментируем 1,2,3,4,5, а остальные у доски.
- Что мы делали, чтобы найти обратные числа смешанному числу и десятичной дроби?
3) Р.Т. стр. 50 №3 – коментирование с места.
4) Р.Т. стр.49 №1.
- Как проверить, является ли пара чисел взаимнообратной? Сколькими способами? Какой легче?
5) В учебнике № 580 а, б, д, е – устно, в, г – у доски.6. Логическое задание [ 3]. (1 минута)
Внимание на экран – перед вами группа детей с воспитателем. Помогите воспитателю определить, у кого из мальчиков рогатка. Если ... (читаю со слайда задание). (Слайд 18)
- Ребята, а как вы определили, что это Петя? (Дети объясняют.)
7. Задание на повторение [ 3]. (3 минуты)
Давайте, ребята, повторим, какие фигуры называются пирамидами. (Слайд 19)
Мы с вами склеивали модели пирамиды - треугольной и четырехугольной и вот перед вами в Р.Т. стр.48 №9 две недостроенные пирамиды- наша задача их достроить и провести видимые и невидимые линии.
Первый шаг – обозначим все вершины пирамиды.
- Какие вершины нам надо соединить, чтобы получилась пирамида?
(Строим.)
8. Итог урока, домашнее задание. (3 минуты)
Наш урок подходит к концу. Скажите, ребята, что нового мы сегодня на уроке узнали?
Как получить обратные друг к другу числа?
Какие числа называются взаимно обратными?
Как найти обратное число к смешанному числу, к десятичной дроби?
- Выполнили ли мы цель урока?
Откроем дневники, запишем домашнее задание: №591(а),592(а,в), 595(а), п.16.
А теперь, я прошу разгадать вас этот ребус.
Спасибо за урок! (Слайд 20)
Литература:
Математика 5-6: учебник-собеседник. Л.Н. Шеврин, А.Г. Гейн, И.О. Коряков, М.В. Волков, - М.: Просвещение, 1989.
Математика 6 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова. Л.А. Тапилина, Т.Л. Афанасьева. – Волгоград: Учитель, 2006.
Математика 6 класс: Рабочая тетрадь. В.Н. Рудницкая. – М.: Мнемозина, 2005.
Математика: Учебник 6 класс. Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.- М.: Мнемозина, 1997.
Путешествие Карандаша и Самоделкина. Ю. Дружков. – М.: Стрекоза пресс, 2003.