Урок по теме Витамины — эликсиры жизни
Урок по теме «Витамины».Цели урока:
Образовательная – обеспечение образовательных потребностей каждого ребенка; дать общее представление о витаминах; познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением; раскрыть важную роль витаминов для здоровья человека.2. Развивающая – развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать.
3. Воспитательная – прививать практические навыки коммуникативного общения; научить
применять теоретические знания на практике.
Урок в технологии критического мышления.Этапы:1.Стадия вызова. Присутствие этой стадии в уроке обязательно с точки зрения данной технологии
и позволяет:
Актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;
Пробудить интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
Пробудить ученика к активной деятельности на уроке.
2. На стадии осмысления задача другая – получение новой информации, ее осмысление и
соотнесение с собственными знаниями.3. Заключительная стадия – стадия размышления (рефлексия).
Ход урока:
Организационное начало. Сообщение темы урока, его целей.
Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье - это самое ценное, что есть у человека. Порой мы часто забываем об этом, потому что когда мы здоровы, кажется, что так будет всегда. Народная мудрость гласит: «Что имеем — не храним, потерявши, плачем» Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!
«Мал золотник, да дорог», так в старину на Руси говорили о незаметном на первый взгляд, но очень важном человеке. Эти слова очень точно отражают суть нашего разговора. А говорить сегодня мы будем о витаминах.
Неслучайно, ведь ни для кого не секрет, что именно весной у нас чаще всего наблюдается утомляемость, недомогание и резко выражены различные формы заболеваний. С каким нетерпением мы ожидаем прихода лета. В это время года на нашем столе появляются овощи: редис, зеленый лук, огурцы, томаты и многие другие. При разнообразном питании овощами и фруктами мы чувствуем себя более бодрыми и работоспособными, так как овощи и фрукты содержат много жизненно необходимых для нашего организма минеральных веществ и витаминов. Витамины нужны всем живым организмам. А нужно то их немного, в сутки лишь несколько сот мг, однако без них мы жить не можем.
Проблема. Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали “Кюрасао”, по-португальски это означает “оздоравливающий”.
Что же спасло моряков от гибели?
Сегодня на уроке вы узнаете, что на качество жизни влияют особые вещества – витамины.
«Действительно ли витамины – чудодейственные вещества?»
Мы будем работать по плану:
История открытия витаминов.
Витамины и их классификация.
Что такое авитаминоз и гипервитаминоз?
Характеристика витаминов (биологическая роль, содержание в продуктах, и заболевания при недостатке витаминов)
Источники поступления витаминов в организм и способы их сохранения.
Изучение нового материала:
История открытия витаминов.
Как же происходило открытие витаминов, мы узнаем, прослушав сообщение.
Ученик: Ушло то время, когда витамины казались таинственными веществами, обладающими особой, «жизненной» силой.
Открыты были эти чудесные вещества в 1881 году русским врачом Николаем Ивановичем Луниным. Он приготовил искусственное «молоко» из смеси белков, жиров, углеводов и солей – всего того, что содержится в молоке натуральном. Но подопытные мыши, которых кормили этой смесью, потихоньку стали гибнуть. Если же добавить в рацион 1 мл молока, мыши остаются здоровыми. Оказывается, пища должна содержать особые компоненты, которые организм вырабатывать не может. Так впервые научно было доказано, что в состав пищи входят жизненно необходимые вещества, позже названные витаминами (“вита” – от латинского означает жизнь).
Блестящим подтверждением правильности вывода Н.И. Лунина стало установление причины болезни бери – бери.
В1890г голландский врач врач Эйкман на о. Ява наблюдал у местных жителей страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, расстраивалась походка, затруднялись движения. Ноги были будто скованы цепями. С этим связано и название болезни «бери-бери», что означает «оковы».
Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение врача Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявлялись признаки «бери-бери»; судороги сводили им шею и ноги, многие гибли. Те куры, которые свободно бродили по двору и ели самую разнообразную пищу были здоровы.
Т. обр., стало ясно, что в оболочке риса (рисовых отрубях) содержится
какое - то неизвестное вещество, предохраняющее от заболевания бери бери. В 1911 году польский биохимик Казимир Функ выделил это вещество в кристаллическом виде и назвал витамином ( «вита» - от латинского означает жизнь.)
Витамины и их классификация.
Учитель: Витамины - это низкомолекулярные органические вещества, которые в минимальных дозах оказывают на организм мощное биологическое действие. Они входят в состав ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ, активно влияют на рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям.
В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей.
Один из основных признаков витаминов – их растворимость. По этому признаку они делятся на водорастворимые и жирорастворимые. Водорастворимые витамины–это витами ны группы В и С. Жирорастворимые – А, Д, Е, К. Для лучшего усвоения продукты, содержащие жирорастворимые витамины следует употреблять с маслом или сметаной.
Недостаток того или иного витамина в организме называется гиповитаминоз. При этом снижается физическая и умственная работоспособность, устойчивость человека к простудным заболеваниям. У подростков, не получающих достаточно витаминов, задерживается процесс полового созревания, рост организма. Они часто болеют простудными заболеваниями, учатся с трудом. Существенный недостаток витамина или его полное отсутствие приводит уже к более тяжелому состоянию – авитаминозу. При авитаминозе возникают глубокие нарушения обмена веществ, ведущие к различным заболеваниям, вплоть до гибели организма.
Учитель: А теперь настало время познакомиться с нашими героями Витаминами.
Витамин В1 –является хорошим средством для укрепления нервной системы. Участвует в углеводном обмене. Позволяет предупредить расстройства памяти.
Содержится в дрожжах, орехах, неполированном рисе, печени, желтке куриного яйца. Суточная доза – 2,5 мг.
Препараты витамина В1 рекомендуются лицам, занятым усиленным трудом, а также детям всех возрастов, больше требуется для лиц с неуравновешенной нервной системой, страдающих диабетом и язвенной болезнью. При недостатке развивается болезнь бери – бери. У заболевших людей расстраивалась деятельность нервной системы, начинались судороги, развивались параличи. Эта болезнь часто кончалась смертью.
Витамин В2 или– рибофлавин. Сохраняет хорошее зрение. При недостатке – катаракта, т. е. помутнение хрусталика, также будете страдать поражением слизистой оболочки рта, губ. У вас появятся трещины, заеды, начнётся шелушение кожи, светобоязнь, слезотечение. Суточная потребность человека в этом витамине 2,5 – 3 мг. Этим витамином более богаты бобовые растения (горох, фасоль), молоко, молочные продукты, гречневая крупа. Эти продукты лучше держать в темноте, т. к. ультрафиолетовые лучи разрушают витамин В2.
Витамин В6 укрепляет иммунную систему. Содержится в дрожжах, мясе, рыбе, зерновых, свежих овощах, фруктах (бананах) и молоке. Недостача ведет к развитию атеросклероза, ожирению печени, поражению селезенки и зобной железы.
Витамин В12 - цианокобаламин: Помогает избежать потери аппетита и усталости. Необходим для жизнедеятельности клеток нервной ткани и клеток костного мозга. При недостатке - анемия (малокровие), судороги. Содержится в мясе, печени, рыбе. Суточная доза 0,2 мг в день. Запомните, если меня будет не хватать, то это приведёт к бессоннице, депрессии, к развитию старческого слабоумия, спутанности мышления.
Витамин С ( аскорбиновая кислота):. Многие дети любят меня за приятный вкус, но не все знают, насколько я важен для здоровья. Когда меня не хватает в организме появляется болезнь цинга. При этом человек слабеет. Его устойчивость к инфекциям и неблагоприятным факторам окружающей среды снижается, десны кровоточат, зубы начинают шататься и выпадают. При длительном лишении витамина С человек погибает. Многие морские экспедиции в свое время оказались неудачными именно потому, что моряки не могли во время плавания добыть свежие овощи и фрукты, в которых этот витамин содержится в большом количестве
Еще в то время, когда обо мне ничего не было известно, врачи замечали, что у больных цингой, открываются старые раны, а новые плохо рубцуются. При недостатке витамина С стенки сосудов становятся хрупкими, что приводит к кровоподтекам.
Витамин С помогает бороться с усталостью, способствует увеличению сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Различным видам стрессов. Им богаты фрукты (особенно цитрусовые) и сырые овощи, но при условии, что они СВЕЖИЕ!
Потребность в витамине С велика. Суточная потребность в витамине С 70 – 100 мг. Для детей и ослабленных болезнью людей её можно увеличить до 150 мг. Больше его требуется и людям пожилого возраста, у которых общее содержание витамина С с возрастом уменьшается.
Учитель: Мы рассмотрели основные водорастворимые витамины и переходим к жирорастворимым.
Витамин А: Этот витамин необходим поддержания зрения, для роста и размножения клеток. Замедляет старение организма и помогает долго сохранять кожу гладкой и упругой. При его недостатке образуются угри, кожа становится сухой, шероховатой, воспаляется. Чувствуется сухость слизистых оболочек. Волосы становятся тусклыми, ногти – ломкими.
В случае продолжительного дефицита витамина А в пище у человека нарушается сумеречное и ночное зрение – отсюда и название– «куриная слепота», вы плохо видите, особенно вечером. Поэтому людям, работа которых требует напряженного зрения, необходимо употреблять дополнительно витамин А.. Длительный недостаток витамина А в пище может привести к отставанию детей в росте. У взрослых возникает предрасположенность к онкологическим заболеваниям пищеварительных органов.
Из животных продуктов по содержанию витамина А первое место занимает рыбий жир. Много его также в печени, сливочном масле, куриных яйцах, сметане, твороге, молоке.
В растительных продуктах – моркови, абрикосах, томатах, содержится каротин – вещество, из которого витамин А может быть синтезирован в нашем организме. Каротин нерастворим в воде, но растворим в жирах, поэтому свое полезное воздействие оказывает только при употреблении с растительным и сливочным маслом, сметаной, майонезом.
Суточная потребность в витамине А около 1 мг.
Витамин D: Этот витамин участвует в процессах обмена кальция и фосфора в организме человека. А эти процессы очень важны при формировании скелета. От них зависит и рост, и осанка, и красота человека. Особенно важную роль витамин D играет в растущем организме. При недостатке в пище витамина D у детей развивается РАХИТ. При рахите содержание солей в костях, оказывается пониженным, поэтому рост ребенка замедляется. Скелет формируется неправильно. У больных рахитом детей искривлены ноги, голова и живот увеличены.
Недостаток его, как правило, наблюдается у детей от 3 месяцев до 3 лет. Они становятся раздражительными, беспокойными, боязливыми, плачут и плохо спят.
Лучшим средством для предупреждения и лечения рахита является употребление пищевых продуктов, содержащих витамин Д, а также пребывание детей на солнце, а также широко применяются и аптечные препараты этого витамина. Потребность в витамине D взрослых людей удовлетворяется за счет образования его в коже человека под влиянием ультрафиолетовых лучей и частично за счет поступления его с пищей (по этой же причине, овощи выращенные на улице, содержат больше витамина D, нежели, выращенные в парниках и теплицах, поскольку стекло не пропускает ультрафиолетовых лучей). Печень взрослого человека способна накапливать заметное количество витамина, достаточное для обеспечения его потребности в течение 1 года.
Ежедневная потребность для взрослого — 1 мкг.
Наибольшее количество его содержится в печени трески, рыбьем жире и других рыбных продуктах, в желтке яиц, молоке, в сливочном масле.
Витамин Е:
Помогает бороться со старением клеток. Необходим для правильного усвоения организмом витаминов всех других групп.
Он важен для поддержания энергетического баланса. Поэтому витамин Е чрезвычайно необходим тем, кто занимается силовыми тренировками.
При недостатке - дистрофия мышечной ткани и развивается бесплодие.
Содержится в оливковом, кукурузном, подсолнечном маслах, капусте, зеленых овощах, шиповнике. Суточная потребность человека во мне 10 – 25 мг.
Учитель: Нам понравились ваши интересные рассказы о витаминах. Мы выяснили, что наш организм, кроме питательных веществ, обязательно должен получать с пищей необходимые витамины. Но есть факторы, которые вызывают недостаточность витаминов даже при их поступлении в организм в необходимом количестве. Об этом нам расскажет:
Ученик: Витаминной недостаточности способствует однообразное питание, использование хорошо очищенных и обработанных – рафинированных – продуктов. А к развитию рахита и других гиповитаминозов у грудных детей приводит отсутствие или недостаток материнского молока.
Это стрессы – при них интенсивно расходуются витамины В1; В2; В3; В6. Это загрязненная окружающая среда, воздействие радиоактивных и химических веществ, ядов. Это длительный прием антибиотиков, поэтому при лечении антибиотиками необходимо принимать витамины.
Это недостаточное пребывание на свежем воздухе.
И, наконец, алкоголь и табакокурение.
Самую большую опасность для витаминного обеспечения организма представляет алкогольное поражение печени. Ядовитые компоненты табачного дыма разрушают витамин С.. У курильщиков потребность в витаминах возрастает в 1,5–2 раза.
А час мы проведем небольшое тестирование, которое поможет вам определить, хватает ли у вас витаминов в организме. На вопросы теста надо отвечать словами “да” или “нет”.
ТЕСТ «ЕСТЬ ЛИ У МЕНЯ АВИТАМИНОЗ?»
Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?
А – да Б- нет
2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?
А – да Б – нет
3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?
А – да Б – нет
4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?
А – да Б – нет
5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?
А – да Б – нет
6. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?
А – да Б – нет
7. Каждый день у вас на столе бывает зелень?
А – да Б – нет
8. Вы много времени проводите на свежем воздухе?
А – да Б – нет
ПОДСЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ
За каждый ответ «А» - 1 балл,
за каждый ответ «Б» - 0 баллов
0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.
1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.
3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.
6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни. Вам нужно изм енить свой образ жизни.
Знаете ли вы, что…
Черная смородина – лидер среди ягодных культур по содержанию витамина С. Листья и ягоды всех видов смородины служат для лечения авитаминозов. Свежий сок используют при лечении язвы желудка, гастритах. И конечно же, не стоит забывать, что листья смородины – один из неотъемлемых компонентов домашних заготовок. Смородину иногда называют "аптекой на ветке", поскольку советуют применять ее и при недостатке витаминов, снижении аппетита, болезнях сердца и сосудов, ларингите и бронхите, для улучшения кроветворения, избавления от гнилостных и бродильных процессов в кишечнике. Свежий смородиновый сок полезен при нервных заболеваниях и сильной головной боли.жий сок используют при лечении язвы желудка, гастритах.
Учитель: Нам с вами повезло. Ещё недавно люди страдали, и даже умирали от тяжёлых болезней, связанных с недостатком витаминов. А сейчас, благодаря работе учёных, мы можем прийти в аптеку и купить любые витамины и укрепить своё здоровье, так как существуют фармацевтические промышленности, которые производят витамины.
И в нашей республике имеется «МАРБИОФАРМ» - Йошкар-олинский витаминный завод. Об этом заводе расскажет нам:
Ученик: Началась биография завода в 1942 году с маленького подсобного помещения, в котором главным образом для фронтовых нужд, изготовлялись витаминизированные напитки, порошок из плодов шиповника. После войны завод переориентировался на мирные нужды. В настоящее время основными видами выпускаемой продукции на предприятии являются: витамины и поливитамины лекарственные препараты пищевые и биологически-активные добавки к пище.
Медицинская промышленность выпускает огромное количество витаминов и витаминных препаратов. Это аскорбиновая кислота, сорбит, липоевая кислота, пикамилон. ОАО "Марбиофарм" - единственный в России производитель липоевой и аскорбиновой кислот, сорбита.Витамины и поливитамины: "Ревит", "Гексавит", "Гендевит", "Ундевит", аскорбиновая кислота (витамины С) в разных лекарственных формах, сироп из плодов шиповника.
Высокое качество продукции "Марбиофарма" высоко ценится
в нашей стране и за рубежом.
Учитель: Фармацевтическая промышленность выпускает огромное количество витаминов и витаминных препаратов. Перед вами – только небольшая часть того, что можно встретить в аптеках.
На мой взгляд, лучше всего получать витамины из натуральных продуктов. Натуральные витамины полезнее, они легче усваиваются организмом, никогда не вызывают гипервитаминозов, т.е. ими нельзя перенасытить организм - никогда не вызывают - отравления.
Они обеспечивают нас и витаминами, и минеральными веществами – кальцием, калием, железом, фосфором, магнием. Необходимо больше есть свежих овощей и фруктов. За год вы должны съесть 120 кг овощей. Из них капусты 30 кг, моркови и помидоров по 20 кг, свёклы, огурцов и лука по 10кг.
Но свежие овощи доступны не всегда, да и не все растительные продукты можно употреблять в сыром виде. Как же сохранить витамины при их хранении и при приготовлении блюд? (Сообщения ученика.)
Во время хранения овощей и картофеля, фруктов и ягод мы теряем очень много витаминов. Например, в 1 кг картофеля сразу после уборки разрушается около 300 мг витамина С, а к весне его остается уже не более 50%. Еще быстрее уменьшается количество этого витамина в зелени. . Варка картофеля в кожуре сокращает потери витамина С вдвое по сравнению с варкой очищенного картофеля и варить при закрытой крышке, в эмалированной посуде, так как соприкосновение с металлом ведет к разрушению витамина С.
Витамины В1, В2, и С растворяются в воде, окисляются на воздухе и быстро разрушаются при нагревании. Поэтому при варке овощей их лучше класть не в холодную, а в уже закипевшую воду, закрывать крышкой и не кипятить долго.
Учитель: Зеленый мир, окружающий нас, представляет собой своеобразную аптеку. Уже в древности с лечебной целью использовалось свыше 21 тысячи видов растений. Многие века наши предки использовали для лечения разные травы, лесные ягоды. А сейчас мы вас познакомим с удивительным растением, которое представляет собой целый витаминный комплекс.
Черная смородина – лидер среди ягодных культур по содержанию витамина С. Листья и ягоды всех видов смородины служат для лечения авитаминозов. Свежий сок используют при лечении язвы желудка, гастритах. И конечно же, не стоит забывать, что листья смородины – один из неотъемлемых компонентов домашних заготовок. Смородину иногда называют "аптекой на ветке", поскольку советуют применять ее и при недостатке витаминов, снижении аппетита, болезнях сердца и сосудов, ларингите и бронхите, для улучшения кроветворения, избавления от гнилостных и бродильных процессов в кишечнике. Свежий смородиновый сок полезен при нервных заболеваниях и сильной головной боли. 1 стакан сока черной смородины суточную потребность витамина С.
Учитель: Вот какое ценное растение произрастает рядом с нами.
Ребята некоторых из вас я просила найти стихи про витамины и их значение. Давайте послушаем вас.
Ешьте овощи и фрукты! Это вкусные продукты. Витамины принимайте И здоровье укрепляйте!
Кушать овощи и фрукты, Нужно людям каждый день. И проблемы со здоровьем Обойдут тебя как тень.
Эй, дружок, кидай в салат:Сельдерей, щавель, шпинат. И петрушку, и салат В них для нас – здоровья клад.
Все, и взрослые, и дети,Помните вы наш совет:Круглый год - зимой и летом -Без витаминов жизни нет!
Закрепление. Ребята, давайте – ка проверим
Какого витамина много в рыбьем жире? (Д)
При отсутствии какого витамина возникает цинга? (С.)
Недостаток какого витамина вызывает куриную слепоту? (А.)
Недостаток какого витамина вызывает сухость кожи? (Е.)
Недостаток какого витамина вызывает заболевание бери-бери? (В.)
Какой авитаминоз чаще других возникал у мореплавателей? (С)
При недостатке какого витамина развивается рахит? (Д)
Какой витамин разрушает табачный дым? (С)
Томаты, морковь, апельсины и петрушка содержат витамин ... (А.)
Если вы хотите, чтобы у вас были хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте побольше овощей, фруктов и ягод.
А теперь угадайте, что за фрукт находится у меня в черном ящике. Игра «Черный ящик». Нужно отгадать загадки.
С виду он как рыжий мяч,Только вот не мчится вскачь.В нём полезный витамин-Это спелый ...(апельсин) Я полезен для больных простудой
Во мне есть много витамина С,
А чай со мною просто чудо.
Меня за это уважают все. (лимон)
Знают этот фрукт
детишки,Любят есть его
мартышки.Родом он изжарких странВ тропиках
растёт...(банан)
Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла. Ты подсоли ее немножко, ведь, правда, вкусная ……. . (картошка). Она богата витамином С.
А теперь, небольшая тестовая работа. Выберите правильный ответ. (Взаимоконтроль)
Учитель: Вот и подходит к завершению наш урок. Мы с вами сегодня доказали, что действительно витамины - это чудодейственные вещества, обязательный компонент нашей пищи.
Рефлексия (подведение итогов). -Сегодня на уроке я узнал… - Какие моменты урока вам запомнились больше всего? -Оцените свою деятельность, достигли мы цели или нет? -Какие вы выводы сделали для себя?
Я хочу пожелать вам здоровья, чтобы вы бережно относились к своему организму, а знания нашей сегодняшней темы урока позволили правильно питаться, применяя витамины. Результатом нашего сегодняшнего урока является мини – проект « Витамины - эликсир жизни».
Д/з.$ 37 .Выучить определения. Заполнить опорный конспект - схему по теме «Витамины». *Составить кроссворд из 10 слов.
На этом наш урок закончен. Спасибо всем.