Разговор о правильном питании. Витамины- эликсиры жизни
Заявка на участие в конкурсе «Лучший педагог 2016 года»
Данные для диплома
Номинация и название конкурсной работы
E-mail, с которого отправляется письмо
Размер оплаченного оргвзноса
Ф.И.О.
Должность, категория, звание
Сокращённое название организации
Кукуева
Лариса
Ивановна
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МОУ «СОШ №60» г.Саратова
Внеклассное мероприятие и досуг «Витамины- эликсиры жизни»
lora-sova@list.ru
250 руб
Общешкольное внеклассное мероприятие для начальной школы
«Витамины-эликсиры жизни»
Цель: формирование сознательной установки на здоровый образ жизни.
Задачи:
- познакомить с историей открытия и изучения витаминов;
- раскрыть значение витаминов для здоровья и полноценной жизни;
- расширить и систематизировать знания об овощах и фруктах.
Оборудование:
- презентация, выполненная в PowerPoint;
- фонограммы;
- стенд с рисунками фруктов, овощей;
- плакаты с пословицами и поговорками.
Ход мероприятия
Ведущий.
Правильное питание является важнейшим фактором здоровья человека. Благодаря программе «Разговор о правильном питании», разработанной специалистами Института возрастной физиологии РАО, учащиеся знакомятся с правилами питания, как залоге здоровья.
Забота о своём здоровье – это забота о будущем.Здоровый, активный человек может добиться в жизни больших успехов.
В нашей стране есть люди, чей возраст превысил 100 лет.
Долгожители считают, что есть секреты долголетия:
1 секрет – закалённое тело;
2 секрет – хороший характер:
3 секрет – правильное питание, режим дня;
4 секрет – ежедневный физический труд;
5 секрет- отказ от вредных привычек.
Сегодня мы вновь будем разгадывать третий секрет, продолжим разговор о правильном питании.
О чём именно пойдёт речь- догадайтесь сами.
В овощах и фруктах есть.
Детям нужно много есть.
Есть ещё таблетки
Вкусом как конфетки.
Принимают для здоровья
Их холодною порою.
Для Никиты и Полины
Что полезно? - .. Витамины
Правильное питание- важнейший фактор здоровья человека
Мы ведём наш разговор
О полезной пище.
И напомним вам совет,
Он не будет лишним:
Прежде, чем за стол вам сесть,
Призадумайтесь, что съесть!
Что должно быть в качественных продуктах?
Белки жиры углеводы
А еще нужны витамины!
Витамины- это органические биологически активные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма, действующие в ничтожно малых количествах.
В настоящее время витамины широко используются человеком и мы уже не представляем, что каких-то 130 лет назад общество страдало от страшных заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме, и что самое страшное, не знало, как бороться с этими заболеваниями.
Познакомимся с историей открытия витаминов, для чего они нужны в организме. (сообщения делают ученики)
В 1747 году шотландский врач Джеймс Линд, пребывая в длительном плавании, провел своего рода эксперимент на больных матросах. Вводя в рацион различные кислые продукты, он открыл свойство цитрусовых предотвращать цингу.
В 1880 г. русский биолог Н.И.Лунин исследовал две группы мышей. Первую группу он кормил натуральным молоком, а вторая получала в нужных количествах жиры, белки, углеводы. Через некоторое время обнаружилось, что мыши, получавшие молоко, чувствуют себя нормально, а вторая группа мышей погибла. Таким образом, возник вопрос: “Какие же вещества есть в продуктах питания, так необходимые для нормальной жизнедеятельности?” Но открытие учёного осталось без внимания.
Через 16 лет после работы Н.И.Лунина, голландский врач Христиан Эйкман исследовал заболевание у кур, напоминающее болезнь бери-бери. Он обнаружил, что в оболочках риса содержится какое-то вещество, необходимое для жизни. Когда добавляли эти оболочки риса в пищу – куры выздоравливали. Нобелевская премия
В 1911 г. польский ученый Каземир Функ получил из отрубей риса кристаллы, раствор которых при введении больному бери-бери приводил к его быстрому выздоровлению. Функ назвал это вещество “Витамин”, от латинского слова “Вита” - жизнь.
В организме человека витамины не образуются или образуются в недостаточном количестве. Основным источником витаминов являются растения и продукты животного происхождения (рыбий жир, молоко, яйца).
Отсутствие в пище того или иного витамина вызывает заболевание нарушения обмена веществ – авитаминоз.
Действие витаминов специфично, нельзя заменить один витамин другим.
В природе существует более 20 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита. Каждый витамин участвует в определенных процессах в организме. Ученые выяснили, что их требуется очень мало, их нельзя запасти впрок, они должны поступать в организм постоянно (из продуктов питания, т.к. практически не образуется в организме).
Сегодня мы поговорим о наиболее известных витаминах.
Ученица
Живут витамины В стране Витаминии. И в этой стране Не бывает уныния. Жильцы ее силой и бодростью славятся, С любою болезнью запросто справятся.
– А какие витамины знаете вы, ребята?
(На сцену выходят ученики с табличками А, В, С, Д, Е, К )
Сценка «Какой витамин важнее?»
Ведущий:
Витамины А, В, С примостились на крыльце, И кричат они, и спорят: Кто важнее для здоровья?
Витамин А:
– Я, – промолвил важно А, – Не росли бы без меня.
Витамин С:
– Я, – перебивает С, – без меня болеют все,
Витамин В:
– Нет, – надулся гордо В, – – Я нужнее на земле. Кто меня не уважаетПлохо спит и слаб бывает.
Ведущий:
Так и спорили б ониВ соре проводя все дни,Если б Петя ученикНе сказал им напрямик:
Петя:
– Все вы, братцы, хорошиДля здоровья и души.Если б вас я всех не ел,Все болел бы и болел.С вами всеми я дружу!
Ведущий:
Чтобы быть здоровым и бодрым, человеку необходимо совсем немного этих веществ. Но их нехватка ведет к различным болезням.
Где же находятся витамины?
Чтобы еда была полезной для здоровья необходимо знать, какие витамины содержатся в каждом из продуктов.
Витамин А:
Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен я!
Где же витамин “А” найти,Чтобы видеть и расти?Он и в масле, в жирном сыре.И, конечно, в рыбьем жире.И в печенке, и в желтке.Он бывает в молоке.И морковь, и абрикосыВитамин “А” в себе носят.В фруктах, ягодах он есть.Их нам всех не перечесть.
Витамин В:
Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен я!
Рожь, пшеница и гречиха,Печень, дрожжи и сырок,Вкусный от яиц желток – Витамины “В” имеютИ отдать нам их сумеют.“В” – в наружной части злаков,Хоть он там неодинаков.Это вовсе не беда,Группа “В” там есть всегда.
Витамин С:
Если хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен я!
А вот “С” едим со щами,И с плодами, овощами,Он в капусте и в шпинате,И в шиповнике, в томате,И в салате, в щавеле,Поищите на земле.Лук, редиска, репа, брюква,И укроп, петрушка, клюква,И лимон, и апельсинНу, во всем мы “С” едим!
Витамин Д:
Если вы хотите, чтобы ваши зубы и кости были крепкими- вам нужен я! Недостаток витамина Д вызывает болезнь рахит- искривление костей, слабость мышц.
“Д” находится всегдаВ молоке и в рыбьем жире,В масле сливочном и в сыре.
Витамин К:
Витамин К нужен для нормальной свёртываемости крови. Им богаты капуста, тыква, свёкла, печень.
Витамин Е:
Витамин Е влияет на эндокринную систему, замедляет процесс старения. Он содержится в кукурузном и подсолнечном масле.
Ведущий:
Витамины – источник здоровья. Каждому человеку нужны витамины, чтобы хорошо расти, хорошо видеть, иметь крепкие зубы, и не огорчаться и не плакать по пустякам, чтобы реже простужаться, быть бодрым, быстрее выздоравливать при болезни.
Вывод: Если хотите быть здоровыми, необходимо ли в пищу употреблять витаминные продукты.
А теперь ребята познакомят вас с интересными фактами об очень знакомых всем нам овощах
Капуста .
Капуста популярна в России. Большие кочаны напоминают голову. «Капут» древнеримское слово означает голова. Плод у капусты кочерыга, а не кочан. В Египте отварную капусту египтяне подавали в конце обеда как сладкое блюдо.
Известный ученый древней Греции Пифагор писал, что капуста представляет из себя овощ, который поддерживает постоянную бодрость и веселое настроение духа. Капусту употребляют как лекарство от многих болезней.
Великий полководец Суворов любил кипящие русские щи из капусты. Царь Петр 1 требовал, чтобы в его обозе всегда были щи из капусты.
Отгадайте загадку:
В суп, в салат, в гарнир кладём И сырой её грызём.Витамином лечит кровьВсем полезная морковь
В средние века считали морковь лакомством гномов сказочных маленьких лесных человечков. Существовало поверье: если вечером отнести в лес миску с пареной морковью, то утром вместо моркови найдешь слиток золота. Ночью гномы съедят морковь и щедро заплатят за любимое кушанье. Морковь бывает длиной 1 м и шириной с крупную свеклу. Такую морковь возделывают в Китае и Японии, для нее обрабатывают почву на глубину в 1,5 м.
Картофель.
Вот соль тебе, вот ложка. Сварилась к ужину И зелен и густ, на грядке вырос куст.Покопай немножко, что под кустом
Еще в 16 веке один адмирал привез якобы из Америки в Англию первый картофель. Хозяин решил угостить заморским овощем своих друзей, но повар по незнанию приготовил не клубни, а поджарил в масле листья и стебли картофеля. Гости нашли новое блюдо отвратительным. Рассерженный адмирал приказал уничтожить посаженные в его имении растения. Кусты картофеля даже сожгли, но в золе были найдены испекшиеся клубни. Печеный картофель всем очень понравился. С тех пор и стали выращивать в Англии картофель. В 17 столетии картофель был у нас самой обычной огородной, местами и полевой культурой. Важен картофель как источник витамина «С».
Красный вкусный, хоть не сладкий.Зреет на обычной грядке,Но, как в сказке, с давних порВсе зовут его: «Синьор»! помидор
«Томат» в переводе означает «перуанское золотое яблоко». У этого растения два названия «помидор» и «томат». Родина томата – Южная Америка, страна Перу. Долгое время это растение использовали только как декоративное. Плоды не употребляли в пищу, т.к. считали ядовитыми. В России впервые стали выращивать томаты в огородах в 1850 г.
Свёкла.
Над землёй- трава, а под землёй-бордовая голова.
В древней Персии свеклу знали за 2 тысячи лет до н.э. Использовали ее как лекарственное растение, иногда как листовой овощ. Как корнеплодный овощ свеклу стали разводить в Персии около 800 г.до н.э. В Древней Греции в пищу употребляли не только корни, но и листья, вымоченные в вине с перцем. О ее лекарственных свойствах писали Теофраст, Гиппократ, Цицерон, Вергилий, Плутарх.
Римский император Тиберий (42г. до н.э. – 37 г н.э) собирал дань с покоренных народов свеклой, что способствовало распространению ее в Европе. Из Византии в X в. свекла перекочевала в Киевскую Русь. Нашим предкам пришлась по вкусу эта культура.
Выступление медицинского работника о пользе витаминов.
Загадки об овощах и фруктах
Закопали в землю в маеИ сто дней не вынимали,А копать под осень сталиНе одну нашли, а десять. (Картошка)
Заставит плакать всех вокруг,Хоть он и не драчун, а (Лук)
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая
На вкус как сахар сладкая (Морковь)
Хоть чернил он не видал,Фиолетовым вдруг стал,И лоснится от похвалОчень важный (Баклажан)
Он бывает, дети, разный –Желтый, травяной и красный.То он жгучий, то он сладкий,Надо знать его повадки.А на кухне – глава специй!Угадали? Это (Перец)
Как надела сто рубах,Захрустела на зубах. (Капуста)
Маленький и горький, луку брат. (Чеснок)
К нам приехали с бахчиПолосатые мячи. (Арбузы)
Само с кулачок, красный бочок,Потрогаешь гладко, откусишь сладко. (Яблоко)
Бусы красные висятИз кустов на нас глядят,Очень любят бусы этиДети, птицы и медведи. (Малина)
На сучках висят шары,Посинели от жары. (Слива)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки,
Родом он из жарких стран,
В тропиках растёт (Банан)
С оранжевой кожей, на мячик похожа,
Но в центре не пусто, а сочно и вкусно (Апельсин)
Жёлтый цитрусовый плод,
В странах солнечных живёт,
Но на вкус кислейший он,
А зовут его (Лимон)
Фрукт похож на неваляшку,
Носит жёлтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала (Груша)
Жарким солнышком согрет,
В шкурку, как в броню одет.
Удивит собою нас толстокожий (Ананас)
Ведущий:
Ставьте ушки на макушки,
Будем петь мы вам частушки.
И развесим их везде: ведь частушки о еде.
То, что вкусно и полезно, будет каждому известно!
Дети исполняют частушки
В школе 60 живём Каши вкусные жуём, С каждым днём мы подрастаем, Сил, здоровья набираем!
Чтобы быть всегда здоровым, Бодрым, стройным и весёлым Надо кушать помидоры, Фрукты, овощи, лимоны.
Лучше лука и морковкиНет на свете овощей. Мы добавили их в гречку,Ешь скорей и не болей.
Молоко, творог, сметанаДля здоровья хороши. Я люблю продукты эти Кушать часто, от души!
Ешь ты кашу, щи, рассольник, Если грамотный ты школьник, А не чипсы, сухари: Ты желудок береги!
Если ты не хочешь супа- Поступаешь очень глупо. И не станешь нипочём Настоящим силачом.
Вы не пейте газировки, Не балуйте с чипсами. Соки, фрукты, каша, хлеб - Вот хороший вам обед.
Мы частушки вам пропели, Вас хотели оградить, Чтоб подряд вы всё не ели Если вы хотите жить!
Ведущий:
Я прошу Вас в заключенье:Оцените всё значеньеПищевого рациона как важнейшего закона.Современный ученик, будь он мал или велик,В пище толк обязан знать,То что ест – всё понимать.Чтобы вырасти здоровым,Энергичным и толковым,Витамины – каждый день!
Литература и источники
Вакуленко В.В.Целительная сила витаминов. Ростов н/Дону: Феникс.2005
Волгин А. Дело о витаминах // Здоровье. – 2008. – № 3. – С. 52–57.
Готлиб Б. Витамин с характером // Будь здоров! – 2008. – № 10. – С. 13–16.
С.М.Мартынов « Овощи +фрукты +ягоды»= Здоровье. Издательство: "Просвещение" (1993)
Путырский И.Н., Прохоров В.Н. Универсальная энциклопедия лекарственных растений. Минск: Книжный дом; М.: Махаон, 2000.
Тавера–Мендоса Л. "Солнечный" витамин : существует ли связь между дефицитом витамина Д и развитием серьезных заболеваний? // В мире науки. – 2008. – № 2. – С. 16–23.
Тихонова Н. Недостаток витаминов укорачивает жизнь // Воспитание школьников. – 2006. – № 3. – С. 67–68.
8.Шварцман А.М. Салаты. Рецепты на каждый день Челябинск, изд. Урал, 2003г
9..[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
P1100825 - копия15