Проект «Конвенция о правах ребенка»
Межмуниципальная конференция «Конституция Российской Федерации глазами детей»
Учебно – исследовательская работа
«Конвенция о правах ребенка - глазами детей!»
Авторы : ученики 4 класса
Адаева Мадина, Кимбаева Полина
Ералиев Акбулат, Кадырова НурияРуководитель: учитель начальных классов Айденгалиева
Х.Красный Мелиоратор .
Человечество обязано давать
ребенку лучшее, что оно имеет.
Декларация прав ребенка
Содержание
1.Введение -------------------------------- (1 стр)
2.Основная часть---------------------------- (2 -4)
Глава 1.Тестирование учеников начальных классов о знании документа «Конвенция о правах ребенка»
Глава 2. Практическая работа со статьями Конвенции и художественной литературой (материалы для практического применения)
3.Заключение---------------------------------(5-6)
4.Литература-----------------------------------(6).
5.Приложение.
Введение.
Конвенция о правах ребенка принята в 1989 году. Все дети мира должны знать этот документ. Оно вступает в силу с первым вздохом ребенка. Знает ли свои права ребенок?
Благополучие граждан возможно только в цивилизованном правовом государстве. Правовое воспитание необходимо, а это возможно через сочувствие, сопереживание героям литературных произведений и киногероев, героям сказок. Младшим школьникам ближе сказочные персонажи. Поэтому мы решили поговорить о главном документе детей, Конвенции, глазами детей, понятным для них языком, чтобы они не только смогли запомнить эти права, но и смогли увидеть нарушение этих правил в интересных и близких ему персонажах ,в сказках. Какие права ребенка из Конвенции ООН нашли свое отражение в сказках? И тема нашего проекта звучит так: «Конвенция ООН о правах ребенка - глазами детей».
Вместе со сказками в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине нашего сердца. Не всякая выдумка становится сказкой. Из поколения в поколение передаётся лишь то, что было важно для людей. Сказки выражали мудрость народа, его мечты. Мечты сказочных героев о честности, взаимопомощи, свободе, дружбе нашли свое отражение в реальной жизни, а именно в Конвенции ООН о правах ребенка.
Цели
знакомство с основными правами ребёнка, воспитание нравственно-правовых норм через народные сказки;
На примере сказочных героев показать, как нарушаются права ребенка
Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей и обязанностей без прав.
Задачи:
дать представление об основных правах человека через русские народные сказки
развивать умение анализировать произведения фольклора, делать выводы по теме
формировать правовую культуру человека и убедиться, что право выбора неразрывно связано с ответственностью за свои поступки
Объект исследования
правовое воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования:
одним из средств нравственного и правового воспитания детей младшего школьного возраста является сказка.
Гипотеза: изучив в сказке воспитательные, информационные аспекты, у детей младшего школьного возраста повысится правовое и нравственное воспитание
Основная часть.
Нам кажется, что сегодня в российском обществе очень востребованы правовые знания.
Глава 1. Тестирование учеников начальных классов о знании документа «Конвенция о правах ребенка» Мы провели тестирование о том, какой процент детей начальных классов информирован о главном правовом документе «Конвенции о правах ребенка». (Приложение №4 ) Вывод: Результаты тестирования показали, что ребята начальных классов плохо знают свои права.
Ребята 4 класса познакомили с правами из Конвенции с помощью картинок (Приложение №1)
Глава 2. Практическая работа со статьями Конвенции и художественной литературой (материалы для практического применения) Можно ли дать основы правовой культуры маленьким гражданам? Как донести до малышей столь непростую тему? Ответ простой - посредством сказки! За основу берем статью Конвенции. А затем подбираем художественную литературу, сюжет которой отражает определенные социальные явления. Используем наглядные пособия, иллюстрации к сказкам, схемы.
Основополагающими документами при изучении проблемы является Конвенция о правах ребенка.
Сказка «Морозко»
Ст. 32 все дети имеют право на защиту от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья ребенка или препятствовать получению образования.
Ст.39.все дети имеют право на помощь в случаях оскорблений, отсутствия заботы или грубого обращения. А также могут назвать статьи 5, 18, 9.
Сказка «Приключения Буратино»
Ст.17 право человека владеть и распоряжаться своим имуществом, свобода передвижения, право на семью, заботу
Ст. 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. А также статьи 1,7, 8,9,40.
Сказка «Колобок»
Ст.12 и ст.13. Право свободно выражать свои взгляды и мысли.
Ст. 6 каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.
Сказка «Золушка»
Ст. 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством
право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня
право на имя, т.к. Золушка – не имя, а прозвище. Статьи 1, 8, 9, 12,17 ,32.
Сказка «Дюймовочка»
Ст. 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу
Ст. 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
.Ст. 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Ст. 9. Право на общение с обоими родителями.
Сказка «Маша и медведь»
Ст. 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Ст. 37 Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом
Ст. 9. Право на общение с обоими родителями. Статьи 1, 17.
Сказка «Три поросенка»
Ст.9. Право на общение с обоими родителями. А родители несут ответственность и обязаны воспитывать и оберегать детей. Если родителей у них нет, то органы опеки должны о них позаботиться. Статьи 1, 6, 19, 14.
Рефлексия: после ознакомления и анализа всех этих сказок было предложено Дерево обобщения – сказочный мудрый дуб.( Приложение №2) На котором ребята обобщили основные права детей, которые помогли вспомнить им сказочные герои.
А также ребята с удовольствием отвечали на вопросы викторины. (Приложение №3)
Заключение.
Проанализировав все эти сказки мы видим , что ущемленными оказываются в основном дети (персонажи играющие роль детей). Три поросенка, Красная Шапочка, Дюймовочка и т.д. Эти герои наиболее уязвимы, и в сказках это хорошо отражено. К сожалению, в современном мире есть дети, живущие исключительно в трудных условиях, и такие дети нуждаются в особом внимании. Это:
– Дети-инвалиды
– Безнадзорные и бездомные дети
– Дети, оставшиеся без попечения родителей
– Дети, оказывающиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они преодолеть самостоятельно не могут. Им всем нужна помощь.
Право на жизнь, право на образование, право на справедливое вознаграждение за труд, свобода волеизъявления – являются наиболее часто нарушаемой статьей. Но все равно рано или поздно обидчики будут наказаны, а добро восторжествует. И этим сказка отличается от реальности.
К сожалению, права ребёнка соблюдаются не везде и не всегда. Очень часто негодуем, узнав, как часто дети подвергаются мучениям и гибели, а окружающие остаются в стороне. Но, вопреки всему и всем, Конвенция о правах ребёнка имеет очень большое значение и остаётся важной для детей. Она призвана защищать детей от произвола и обид со стороны взрослых. Такова её цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Начнём в нашем окружении: в семье, в школе, на нашей улице. Мы должны объединить свои усилия для более крупных шагов.
Папа и мама – это главные гаранты любви и заботы. В современном обществе у каждого человека с рождения много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Личные права есть у каждого человека. Иногда они нарушаются, но они у нас есть! За их исполнение и нужно бороться – обращаться за помощью к гражданам, общественным организациям, государственным властям и даже ко всему человечеству.
Результаты нашей работы могут быть использованы на классных часах, на уроках обществознания. Правовая грамотность – это правовая культура взрослых, а значит, общества. Правовое государство, опирающееся на юридически грамотное население, имеет прекрасные перспективы развития .Список литературы.
1. Конвенция о правах ребёнка.
2. «Фестиваль педагогических идей» / http://festival.1september.ru/articles/502414/3. Маньшина Н. А. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка. Волгоград: Учитель, 2007.
4. Детские книги «Дюймовочка», «Золушка», «Маша и медведь» и др.
приложение № 1
Приложение №2
Дерево обобщения – сказочный мудрый дуб. Напишите, пожалуйста, на дубовых листьях: какие права человека вам помогли узнать сказочные герои? ( листья вырезаны из цветной бумаги)
Право на жизнь;
Право на свободу и неприкосновенность;
Право на честь и достоинство;
Право на защиту собственности;
Право на образование;
Право на свободу собраний
Ребята с помощью магнитов прикрепляют листья, на которых написаны права, к кроне сказочного дуба. Помните!!! Существуют не только права, но и обязанности! Назовите, пожалуйста, вашу главную обязанность и важное право? (право на образование).
Приложение №3
Сказочная викторина
Твои права и сказочная страна
Кто спас Красную Шапочку от смерти и тем самым защитил её право на жизнь?
а. Бабушка
б. Охотники
в. Ей не угрожала никакая опасностьКто придумал такое необычное имя Чебурашке?
а.Кот Матроскинб. Он получил это имя при рождениив. Крокодил ГенаОбитатели птичьего двора обижали гадкого утёнка,не позволяли ему пользоваться своими правами наравне со всеми. Почему?
а. Он был самый умныйб. Он был самый красивыйв. Он был не похож на других
Почему жаба похитила Дюймовочкуу её матери?
а.Она хотела сама её воспитывать
б.Она решила женить на ней
своего сына
в. Она хотела похвастаться ею перед подругами
В кого превращала царевна Лебедь князя Гвидона, чтобы он смог повидаться с отцом?
а. Комара, муху, шмеля
б.Комара, пчелу, осу
в.Муху, пчелу, шмеля
Кто посоветовал Буратино воспользоваться его правом на бесплатное получение образования?
а. Говорящий сверчок
б. Папа Карло
в. Мальвина
Как Женя помогла своему новому другу Вите в полной мере воспользоваться своим правом на игру?
а.Она подарила ему все свои игрушки
б.Она вылечила его
с помощью цветика-семицветикав.Она пригласила его к себе домой поиграть
Приложение №4
Тест.
1.Что такое конвенция?
2. В каком году принята конвенция о правах ребнка?
3.Самое первое правило закрепленное конвенцией – это право…
4.В каком году конвенцию подписала наша страна?
5.Ребенок – человек не достигший …?
6. В конвенции закреплено право на обязательное образование?