Эссе на тему «Миссия педагога»


Эссе на тему «Миссия педагога»
Джон Дьюи, американский философ и педагог, живший на рубеже XIX и XX веков, считал: «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера». Новой школе требуются по-новому подготовленные ученики и учителя. Ученикам должно быть комфортно в высокотехнологичном мире. Никакие технологии не заменят хорошего педагога. Российская школа нуждается в талантливых, открытых всему новому преподавателях, на которых возлагается огромная миссия обучить, воспитать….не обязанность, а именно миссия.
С латинского языка слово missio переводится как посылка, поручение. Но в современном мире слово миссия имеет другое смысловое значение.
В Толковом словаре Ожегова даётся значение слова «миссия» – это ответственное задание, роль, поручение. Педагог – мы все знаем, кто это. И знаем, чем он ежедневно занимается. Но сейчас, все чаще, мы слышим, что педагогическая профессия – это миссия.
Попробуем разобраться, можно ли говорить о том, что Педагог выполняет миссию, и в чем она заключается.
Вы видели, как огромен и прекрасен мир, в котором мы живем. И каждого из нас вводит в этот мир педагог. В настоящее время воспитать успешного человека – это главная цель общества. Жизнь изменяется с невиданной скоростью. Объем информации удваивается ежегодно. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире не только взрослым, но и детям необходимо быть постоянно готовым к изменениям. Если взрослый человек понимает, что такое жизнь, то ребёнку это понять очень сложно, ему необходимы объяснения, наставления. И в этом первые помощники – это родители и, конечно же, педагоги. Ведь педагогический труд – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Педагог обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а напрямую воспитывает ученика своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.
В Древней Греции раб, приставленный к ученику, функциями которого были сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях, назывался педагогом. Педагог – производное от греческих слов "пейда " – ребенок,"гогес" вести, буквально "детоводитель", "детовожатый". Я люблю читать  умные, полезные высказывания. Воспитание детей - наука более древняя, чем может показаться на первый взгляд. Прививанию добродетелей  уделялось особое внимание ещё в древние времена. О воспитании говорили античные философы, создавая афоризмы, которые в ту пору и являлись «педагогическим» пособием и передавались из уст в уста. Изучая историю Древнего мира, мы видим, что уже в древнейших и древних наиболее развитых цивилизациях: Китае, Индии, Египте, Греции – возникла необходимость обобщения опыта воспитания и обучения, когда образование начинает играть важную роль в жизни людей.
Забота о подрастающем поколении всегда занимает ведущее место в политике любого государства. Но, к сожалению, рост социальной агрессии, наркотизация общества, нестабильность семьи, родительская некомпетентность зачастую становятся внешними ограничителями естественного процесса развития ребенка. Государство, как основной гарант защиты прав ребенка, пытается адекватно отвечать на постоянно меняющееся положение в обществе посредством проведения реформ в различных областях жизни. Но часто оно не может защитить интересы конкретного ребенка, оказавшего в трудной жизненной ситуации. Организуя свою работу, педагог направляет усилия на создание здорового, благополучного микроклимата в детском коллективе, педагогическое мастерство помогает ученику преодолевать трудности.
Мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения. Педагог –  мастер своего дела, специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.
Педагогическое мастерство, по мнению А.С.Макаренко, - это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение. Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только педагогическая деятельность, осмысленная и проанализированная.
Перед учителем всегда встает вопрос: Как учить, какие методы и технологии выбрать? Необходимо не только научить, а помочь ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личности, с учетом имеющегося у него опыта познания. Сегодня на смену культу успеваемости и дисциплины приходит ориентация на личность с её притязаниями на своё место в новом мире, поэтому на своих уроках применяю некоторые личностно-ориентированные технологии обучения. Во-первых, это игровая технология, которая позволяет улучшить мотивацию учащихся к усвоению знаний, и поднимает их самооценку. Игры использую и в младших классах, и в старших. В этом и прелесть игры – она не теряет своего очарования для людей разных возрастов. Во-вторых, это проектная технология, которая дает ученикам свободу творчества и самовыражения, опираясь, тем не менее, на освоенный учебный материал. Мои ученики выполняют проектные работы по окончании каждой крупной темы. И поверьте, во время презентаций этих проектов я сама узнаю немало нового. В-третьих, это технология обучения в сотрудничестве, в команде, в паре, которая имеет ярко выраженную коммуникативную направленность.
Также я использую на уроке элементы технологии развивающего обучения, когда новое знание не вводится в готовом виде, а учитель создаёт ситуацию поиска способа решения, где каждая высказанная учеником гипотеза (неважно, верная или нет) рассматривается как важный шаг на пути к результату. Особенно эффективно можно использовать эту технологию при обучении грамматике.
Использование информационных технологий – это еще один неотъемлемый аспект деятельности современного педагога. ИКТ существенно повышают профессиональные возможности учителя, расширяют границы его педагогической культуры, позволяют быть «на одной волне» с учениками. Я широко использую ресурсы интернета, подбираю нужную для урока цифровую информацию: видео- и аудио- материалы, упражнения и презентации.
Разнообразие педагогических технологий, умение выбрать наиболее подходящие приемы и техники на каждом этапе обучения и воспитания являются важной составляющей мастерства педагога.
Педагог должен подвести ребенка к осознанию того, что он сам - кузнец своего счастья. Для этого нужно любить и чувствовать детей, уметь с ними общаться. Педагог в моем понимании - это не столько тот, кто преподает математику или русский язык, сколько тот, кто учит ребенка быть человеком. В своей педагогической деятельности считаю самым важным – это научить детей верить в себя! Это можно объяснить словами древнегреческого философа Сократа, который сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно,  как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя педагогическая миссия – выявить и развить способности каждого ученика, помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант.  Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребёнок – личность. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым  главным  на этом пути, на мой взгляд, является не только вера в себя, вера в свои возможности, но и вера моих учеников, в мои знания. Необходимо быть полезным, нужным обществу, моим ученикам. В этом во всём и заключается миссия педагога.
Своё эссе хочется закончить следующими словами:
Он в каждом есть из нас –
Талант творить добро,Растрачивать себя, потери не считая. Он в каждом есть из нас,
Как важно нам поройЕго не загубить, раскрыться
Детям помогая!