Программа дополнительного образования «Инфознайка»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 83» г.Перми
Утверждаю
директор МАОУ «СОШ № 83»
г. Перми
_________________ О.В. Пономарев
«__»___________________2013 год
Программа дополнительного образования
« Инфознайка»
Авторы-составители
учитель начальных классов
Н. В. Филиппова- руководитель
Ю.Н. Маркова
Р.Х. Мустафина

г. Пермь
2013г.
Пояснительная записка
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении. Раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего изучения школьных предметов и в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая дальнейшую социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество.
Компьютерные технологии в учебном процессе способствуют формированию познавательных и творческих способностей ребенка.
Развивающая сторона занятий по приобщению к информационным технологиям направлена на формирование приемов учебной деятельности в
условиях информатизации. Изучение информатики и информационных технологий является неотъемлемой частью современного общего образования.
Программа «Инфознайка» предназначена для учащихся первого класса и рассчитана на полгода. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут, всего- 18 часов.
Программа не предполагает использование компьютеров детьми.
Цели программы:
Формирование первоначальных представлений о свойствах информации.
Способах работы с ней.
Развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее
распространенных в информатике (с применением формальной логики).
Алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход).
Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой.
Развитие у учащихся первоначальных умений и навыков решения логических задач.

Задачи программы, связанные с
1)обучением:
развитие познавательного интереса к предметной области « Информатика»;
знакомство школьников с основными свойствами информации;
научение их приемам организации информации;
формирование общеучебных умений и навыков;
приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией;
формирование умения применять теоретические знания на
практике;
приобретение школьников первоначального представления о компьютере и сферах его применения;
2) развитием:
памяти, внимания, наблюдательности;
абстрактного и логического мышления;
творческого и рационального подхода к решению задач;
3) воспитанием:
настойчивости, собранности, организованности, аккуратности;
умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения
диалога;
бережного отношения к школьному имуществу;
навыков здорового образа жизни.
Содержание курса построено на следующих принципах:
отбор и адаптация к начальной школе;
предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями школьников,
уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией;
формирование логического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
индивидуально-личностный подход к обучению школьников;
овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на занятиях, дополнительная мотивация через игру;
соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.
Знания, умения и навыки, полученные учащимися на занятиях по данной программе, необходимы им для продолжения образования и последующего освоения базового курса информатики.
Наличие дополнительного задания на каждом занятии позволяет
осуществить индивидуально -личностный подход к обучению учащихся, а
также позволяет учителю более гибко планировать учебный материал.
В ходе проведения занятий планируется работа по воспитанию настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, умения работать в минигруппе, бережного отношения к школьному имуществу, навыков здорового образа жизни; развития культуры общения, ведения диалога, памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач.
Результаты освоения содержания программы
Личностные результаты:
1) формирование уважительного отношения к иному мнению;
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
3) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
4) развитие самостоятельности в информационной деятельности;
5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
7) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты включают освоенные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Познавательные
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
• использование различных способов обработки, анализа и организации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Регулятивные
• принимать и сохранять учебные цели и задачи;
• умение планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• использовать речь для регуляции своего действия, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
• активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки
• умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• использовать речь для регуляции своего действия, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
• активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки
• адекватно воспринимать предложения учителей и товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Коммуникативные
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение ставить вопросы, формулировать свои затруднения;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
• готовность обращаться за помощью и предлагать помощь;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты.
• использовать полученные знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
• владеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
• уметь действовать в соответствии с алгоритмом, строить простейшие алгоритмы;
• уметь работать с таблицами, схемами, цепочками, совокупностями;
• иметь первоначальные представления о компьютерной грамотности.
Формы и методы организации учебной деятельности учащихся
• традиционные методы обучения (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и пр.),
• игровые формы обучения (специальные информационные игры для младших школьников),
• методы коллективного обсуждения (дискуссия, диспут, беседа и пр.).

Содержание курса (18 ч.)
Компьютер (1 ч.)
Правила техники безопасности.
Компьютер и его основные устройства
Предметы и их свойства (8 ч.)
Признаки предметов. Цвет предметов. Форма предметов. Размеры предметов. Общие свойства предметов. Часть и целое. Расположение предметов. Наименование предметов.
Сравнение предметов (4 ч.)
Сравнение предметов по размерам. Сравнение деталей предметов. Сравнение предметов по их свойствам. Сравнение предметов по назначению.
Действия с предметами (3 ч.)
Изменение предметов по образцу. Объединение предметов по их свойствам. Порядок действий. Алгоритм.
Цифры и числа (2ч.)
Цифры и числа. Количество
V Календарно – тематический план
№ Наименование разделов и тем Всего часов теория практика тетрадь
1 Проведение ТБ компьютер и его основные устройства. 1 1 №2
Предметы и их свойства 8 4 4 2 Признаки предметов 1 0,5 0,5 №2
3 Цвет предметов 1 0,5 0,5 №1
4 Форма предметов 1 0,5 0,5 №1
5 Размер предметов 1 0,5 0,5 №1
6 Общие свойства предметов 1 0,5 0,5 №1
7 Часть и целое 1 0,5 0,5 №1
8 Расположение предметов 1 0,5 0,5 №1
9 Наименование предметов 1 0,5 0,5 №1
Сравнение предметов 4 2 2 10 Сравнение предметов по размерам 1 0,5 0.5 №1
11 Сравнение деталей предметов 1 0,5 0.5 №1
12 Сравнение предметов по их свойствам 1 0.5 0.5 №1
13 Сравнение предметов по назначению 1 0.5 0.5 №1
Действия с предметами 3 1.5 1.5 №1
14 Изменение предмета по образцу. 1 0,5 0.5 №1
15 Объединение предметов по их свойствам 1 0,5 0,5 №1
16 Порядок действий. Алгоритм. 1 0.5 0.5 №1
Цифры и числа 2 1 1 №1
17 Цифры и числа 1 0.5 0,5 18 Количества 1 0.5 0,5 Итого 18 9 9 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Перечень оборудования
1. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, колонки).
2. Рабочее место ученика
3. Проектор.

Методические рекомендации
Особенности методики работы с детьми.
Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций, использования учебных и ролевых игр, разноуровневого и развивающего обучения, индивидуальных и групповых способов обучения.
Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды
практической деятельности в программе направлены на освоение различных
технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации. На каждом этапе обучения выбирается объект или тема работы для обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитываются возрастные особенности обучающихся (см. приложение 1). Личностно-ориентированный характер обеспечивается посредством предоставления учащимся в процессе освоения программы возможности выбора объектов труда. При этом обучение осуществляется на объектах различной сложности и трудоёмкости, согласуя их с возрастными особенностями обучающихся и возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья детей.
Данная программа предусматривает использование следующих форм работы:
• фронтальной – подача учебного материала всему коллективу учеников,
• индивидуальной – самостоятельная работа обучающихся с оказанием помощи учителем при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработке навыков самостоятельной работы.
• групповой – когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания.
Рекомендуется придерживаться следующей структуры проведения занятий:
1. этап: вводная часть – разминка в виде эвристической беседы по теме (3-5
мин);
2. этап: работа с теоретическим материалом с использованием электронной
презентации к занятию (10-12 мин);
3. этап: выполнение физкультурной минутки (1-2 мин);
4. этап: работа учащихся с карточкой, освоение запланированных действий с информацией ( 5- 10 мин 0);
5. этап: выполнение комплекса упражнений гимнастики для глаз (1-2 мин);
6. этап: получение и закрепление практических навыков работы (10-15 мин);
7. этап: выполнение физкультурной минутки (1-2 мин);
8. этап: устное подведение итогов по пройденной теме (3-5 мин).
Используемая литература
Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2000 год
Информатика. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. Москва, «Бином. Лаборатория знаний», 2004 год
«Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2003 год
Сборник «Задачи для развития логики».
Приложения
Приложение 1
Основные возрастные особенности младших школьников
В этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной
деятельности как ведущей. Ее организация, обеспечивающая овладение
обобщенными способами действий, несет в себе большие возможности для
развития таких оснований самооценки, как ориентация на предмет
деятельности и способы его преобразования. Сформированная ориентация на способы действия создает новый уровень отношения учащегося к самому себе как субъекту деятельности, способствует становлению самооценки как достаточно надежного механизма саморегуляции. Учащимся, ориентирующимся на способ действия, присущи исследовательский тип самооценки, осторожность, рефлексивность в оценке своих возможностей.
Мотивация младших школьников с разной успеваемостью. В этом
возрасте большое значение имеют широкие социальные мотивы — долга,
ответственности и др. Такая социальная установка очень важна для успешного начала учения. Однако, многие из этих мотивов могут быть реализованы только в будущем, что снижает их побудительную силу.
Умственное развитие в этот период проходит через три стадии:
• первая — усвоение действий с эталонами по выделению искомых свойств
вещей и построение их моделей;
• вторая — устранение развернутых действий с эталонами и формирование
действий в моделях;
• третья — устранение моделей и переход к умственным действиям со
свойствами вещей и их отношениями. Обучение развивает школьников, прежде всего своим содержанием. Однако содержание обучения по-разному усваивается школьниками и влияет на их развитие в зависимости от метода обучения. Методы обучения должны предусматривать построение на каждом этапе обучения и по каждому предмету системы усложняющихся учебных задач, формирование необходимых для их решения действий (мыслительных, речевых, перцептивных и т, д.), превращение этих действий в операции более сложных действий, образование обобщений и их применение к новым конкретным ситуациям. Обучение воздействует на развитие младших школьников и всей своей организацией. Оно является формой их коллективное жизни, общения с учителем и друг с другом. В классном коллективе складываются определенные взаимоотношения, в нем формируется общественное мнение, так или иначе влияющее на развитие младшего школьника. Через классный коллектив он включается в разные виды деятельности.
Ставя перед школьниками новые познавательные и практические задачи,
вооружая их средствами решения этих задач, обучение идет впереди развития. Вместе с тем оно опирается не только на актуальные достижения в развитии, но и на потенциальные его возможности. Обучение тем успешнее ведет за собой развитие, чем более целенаправленно оно побуждает учащихся к анализу их впечатлений от воспринимаемых объектов, осознанию их отдельных свойств и своих действий с ними, выделению существенных признаков объектов, овладению мерами оценки отдельных их параметров, выработке способов классификации объектов, образованию обобщений и их конкретизации, осознанию общего в воих действиях при решении различных видов задач и т. п.
Приложение 2
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая
до 5. Повторить 4—5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль
(считать до 5). Повторить 4—5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы,
за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и
вправо, вверх и вниз. Повторить 4—5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1—4, потом
перенести взор вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3—4 круговых движения глазами в правую
сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, по-
смотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.
6. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева на-
право. Затем справа налево. Повторить 3 раза в каждую сторону.
7. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3
раза.
8. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, на-
метив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки.
Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
9. Сложить ладони так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим тре-
угольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности,
какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но
ладони, неплотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
Рекомендуется использовать различные цветные фигуры В. Ф. Базарного
(овалы, восьмерки, зигзаги, спирали), нарисованные на листе ватмана.
Толщина линии — 1 см.
Приложение 3
Комплекс физкультурных минуток для проведения занятий
1. Декламируя стихотворение, дети должны стоять, широко расставив
ноги.
На каждый счет, руки поочередно:
• на пояс,
• на плечи,
• вверх,
• два хлопка,
• на плечи,
• на пояс,
• вниз,
• два хлопка.
А— начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
Темп постепенно убыстряется.
2. Дети выполняют указанные движения:
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три— нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
3. Дети имитируют дуновение ветра, раскачивая туловище то в одну, то
в другую сторону.
На слова «тише, тише, тише» — дети приседают, на «выше, выше» —
выпрямляются.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
4. Дети стоят, вытянув руки вперед, ладони вниз.
После __________первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем,
продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова
поворачивают руки ладонями вниз.
Приплыли тучи дождевые:
Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
Пей, рожь, пей!
Рожь, склоняясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождик неугомонный
Льет, льет, льет.
5. Дети декламируют и показывают.
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу,
Тихо по ветру качаюсь.
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках -
Пусть лежит в кармашке (дети показывают).
Ой, упал, мой жук (нагибаются),
Нос испачкал пылью.
Улетел, улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях (дети машут руками).
6. Текст сопровождается движениями.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседание 4-6 раз),
Прыгать и скакать (10 прыжков).
7. Дети отталкиваются одной ногой и мягко приземляются на другую.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг — скок, прыг— скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
8. Дети бегают и садятся согласно тексту стихотворения.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер— полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
9. Ученики слегка пружинят в коленях с раскачиванием рук вперед —
назад (качели).
Когда говорят: «Да — да — да!», хлопают,
произнося две последние строчки, прыгают.
Лучшие качели —
Гибкие лианы.
Это с колыбели
Знают обезьяны.
Кто весь век качается,
Да — да — да,
Тот не огорчается
Никогда!
10. Дети выполняют движения, повторяя их за учеником у доски.
Мы цветы в саду сажаем,
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны.
Пусть растут для нашей мамы!
11. Дети наклоняют головы то к одному плечу, то к другому;
раскачиваются «в такт маятнику».
Тик — так, тик— так —
Все часы идут вот так:
Тик — так.
Смотри скорей, который час:
Тик — так, тик— так, тик — так.
Налево — раз, направо — раз,
Мы тоже можем так. Тик- так, тик- так!