Эссе Миссия педагога — новатора
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ»
КОНКУРС ЭССЕ
Номинация «Миссия педагога-новатора»
Волкова Т.И.,педагог-организатор ОБЖ,
учитель истории
и обществознаниятМБОУ Гиманзия»
«Миссия педагога-новатора?» А почему «новатора»? Что плохого в учителе, несущим традиции, так называемой «старой школы»? Вопрос очень сложный и видимо, не имеющий однозначного ответа. Есть какой-то удивительный парадокс в том, что общество всегда недовольно системой образования, всегда подвергает её резкой критике. Кто-то мучается из-за пустых и некачественных знаний, в ком-то остались обида и горькие воспоминания о школьном авторитаризме. Почему же это происходит?
На мой взгляд, школа как социальный институт продолжает оставаться консервативной и не успевает быстро отреагировать на запросы, выдвинутые временем. Как ни парадоксально, но сохраняются некие мифы, заложенные предыдущими эпохами, от которых школа избавляется очень медленно.
Например, одной из сторон мифа о среднем образовании является убеждение в том, что знания можно вколотить насильно, а потом «он сам спасибо скажет». Вколачивается обычно то, что зарекомендовало себя как залог успеха в жизни или является неосуществившейся мечтой родителей. Ребенок может просто не иметь соответствующих способностей, да и ситуация быстро меняется – музыкальная школа, опустошившая жизнь ребенка, сейчас отнюдь не является залогом дальнейшего продвижения в жизни, сейчас символом успеха служат специализированные финансово-экономические классы. Но так будет не всегда, и никто не скажет сегодня, что будет служить залогом успешного завтра.
Невозможно оценить, а значить и проверить, как под влиянием школы и учителя, работающего в ней, в человеке проявляются и воспитываются те или иные качества. Да и о работе учителя, чиновники от образования судят не по тому, какие качества он развивает и воспитывает в своих учениках, а потому, как они сдают экзамены. Ещё одни миф. Миф об учителе, утверждающий, что он специалист своего дела и должен знать всё, что входит, по крайней мере, в программу, и быть всегда готовым ответить на любой вопрос сразу. Это означает, что учитель должен знать все ответы заранее, т.е. совокупность допустимых вопросов уже определена. И таких мифов в обществе много.
Но есть наиболее важный вопрос, на который мы должны ответить, перед тем, как построить «новую» школу, в которой будет работать «новый» учитель». Это вопрос о том, а какую систему ценностей мы заложим в её фундамент.
Мне бы хотелось, чтобы основной ценностью образовательной системы стало свободное развитие личности в соответствии с её способностями, которая даст ребёнку и учителю свободы выбора. Мечтаю о том, что компьютер не будет просто техническим устройством, а станет полноправным средством изучения предмета. Пришедшие в класс ученики вместо того, чтобы заучивать даты и механически решать тесты, смогут с помощью компьютера смоделировать то или иное историческое событие. При такой организации образовательного процесса смыслом и содержанием учебной деятельности станет не тренировка, а творчество. Откроются широкие возможности выйти за строгие рамки стандартов. В образовательное поле войдут история открытий, жизненный путь её творцов, особенности отношения этой науки со смежными дисциплинами на разных этапах исторического развития. Изменится позиция учителя. Он перестанет быть «судьей последней инстанции». Учитель также будет учиться и не сможет претендовать на полное знание, представительствуя от лица вообще всей культуры.
Изменится и психологическая атмосфера школы. В атмосфере доверия и принятия каждого человека таким, каков он есть, мы перестанем настороженно относиться друг к другу, прятаться за свои социальные роли.
Произойдет слом традиционной, привычной для нас системы образования. Уже слышу возражения коллег о том, что и в традиционной системе существуют отношения доверия, любви, уважения. Но давайте будем откровенны. Конечно, были, есть и будут педагоги, нарушающие её неписанные законы и, оказывающие глубокое влияние на своих воспитанников. Но это происходило не благодаря системе, а вопреки ей.
Гуманистическая психология и гуманная педагогика займут своё прочное место в школе. Все участники образовательного взаимодействия, дети и взрослые, будут вести себя естественно, принимать других людей рассчитывать на принятие, согласовывать свои позиции посредством диалога.
Мы понимаем, что образовательную деятельность гуманистического стиля крайне трудно и даже невозможно осуществить, находясь в образовательной среде, имеющей характеристики традиционного типа и предъявляющие к учителю совершенно иные требования. Нужен решительный шаг государства к созданию такой школы. Но ёще наиболее сложным станет процесс расширения педагогического сознания учителя. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Путь этот долгий и трудный. Но он во имя будущего.
А, вступающим на него, полезно помнить:
«Твои дети – это на самом деле вовсе не твои дети.
Они сыновья и дочери жизни, стремящейся продлевать жизнь.
Они приходят в мир через твое посредство, но не благодаря тебе,
И хотя они пока что с тобой, они не принадлежат тебе.
Ты можешь дать им свою любовь, но не свои мысли, потому что у них есть собственные мысли.
С тобой вместе живут их тела, но не их души, потому что их души обитают в доме завтрашнего дня, куда ты не можешь за ними последовать даже в своих мечтах.
Ты можешь стремиться быть похожим на них, но не пытайся добиться, чтобы они были похожи на тебя, потому что жизнь не идет назад и жить во «вчера» невозможно.
Ты – лук, из которого твои дети посланы вперед, в будущее.
Так изогнись в руке Лучника для радости».
(Калиль Джибран)
15