Конспект урока литературного чтения на тему Марк Твен. Приключения Тома Сойера


Конспект урока литературного чтения
4 класс (УМК «Начальная школа 21 века»)
Тема: Марк Твен «Приключения Тома Сойера. Предисловие»
Цели: познакомить учащихся со знаменитым автором и с отрывком из книги «Приключение Тома Сойера», привлечь детей к чтению литературных произведений, расширять кругозор учащихся, развивать речь.
Задачи урока:
1.образовательная – формировать основу правильного типа читательской деятельности;
2.развивающая – развивать монологическую и диалогическую формы устной речи учащихся; умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
3. воспитывающая – воспитывать читательский интерес к произведениям зарубежной литературы.
Планируемы результаты:
Регулятивные:
- принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
- работать со словарём и материалом предварительного чтения.
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их.
Познавательные:
- читать тексты, понимать их содержание, выделять и сравнивать основные части текста;
- работать с текстом произведения: пользоваться поисковым и просмотровым чтением для создания образов героев
- понимать вопросы к тексту;
- анализировать доступные по содержанию художественные тексты.
Коммуникативные:
- участвовать в выразительном чтении
- реализовывать потребность в общении со сверстниками;
- действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией;
- воспринимать мнение собеседников.
Личностные:
- положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение»;
- начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в литературных текстах.
Оборудование: учебник «Литературное чтение», 4 класс (автор Л.А. Ефросинина), презентация, карточки со словами.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный момент (1мин).
Речевая разминка (2мин)
Проверка домашнего задания
(10мин)
-Прозвенел звонок.Мы начинаем наш урок.Добрым утром начнём день.Первым делом гоним лень.На уроках не скучать,А работать и читать!
-Поработаем над дикцией, прочитайте скороговорку, сначала медленно, потом наращивая темп.
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
-Посоревнуемся, кто быстрее всех прочитает скороговорку три раза.
-Повторяем текст домашнего чтения. (Элина, Серёжа отвечают у доски).
-К сегодняшнему уроку вы должны были подготовить выразительное чтение 5 главы
«Малютка одна»
Приветствуют учителя.
Читают медленно, затем быстро и очень быстро. Соревнуются между собой.
Пересказывают тексты.
Дети выразительно читают.
2.Актуализация знаний (3мин)
- На уроках мы знакомились с произведениями писателей о детях.
-Назовите несколько произведений, которые вам запомнились.
-«Детство Тёмы»
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, «Козетта» Виктор Гюго.
3.Сообщение темы урока. (2мин)
Краткие сведения об авторе (3мин)
-Сегодня мы начнём знакомство с ещё одним зарубежным писателем и его произведением «Приключения Тома Сойера»
-Уточните, какого писателя мы называем зарубежным?
-Верно.
-Сообщение биографии М. Твена (показ презентации)
Слайд 4
-Когда его отец умер, он оставил школу и стал работать наборщиком в местных газетах.
С 18 до 22 лет скитался по стране, затем стал лоцманом на Миссисипи. В 1861 г. Твен уехал на Дальний Запад, где был старателем на серебряных рудниках Невады и золотоискателем в Калифорнии. В это же время он попробовать себя в роли репортера газеты в Виргиния-Сити, где опубликовал ряд юмористических очерков и рассказов. В 1865 г. он отправился на пароходе в Европу и Палестину, посылая с дороги юмористические репортажи.
-Назовите автора.
-Это его настоящее имя?
-А настоящее? -Писатель, который живёт за рубежом, за границей.
Дети слушают рассказ учителя
-Марк Твен
-Псевдоним
-Сэмюэл Клеменс.
4.Чтение учителем предисловия (2мин) -Послушайте предисловие и скажите – большинство приключений, описанных в книге это выдумка или нет?
Слушают и отвечают.
-большинство приключений происходило взаправду.
Работа с незнакомыми словами (3мин)
- Какие слова для вас в тексте непонятные?
(на доску прикрепляю карточки со словами и карточки с их значением)
-Я предлагаю вам соотнести карточки с незнакомыми словами с их предполагаемым значением.
«его образ - архитектурная конструкция» -образ, который имеет сложное строение
-«диковинные» -необычные
-«суеверие» - вера во что – то сверхъестественное.
-«бытовали» -имели место, были
-«чураться» -бояться, сторониться
Архитектурная конструкция, диковинные, бытовали, чураться.
Дети выполняют учебную задачу

6.Физминутка (1мин) Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем. Выполнение движений вслед за учителем.
7.Повторное чтение предисловия по частям с его анализом. (10 мин) -Продолжим работу
-Прочитаем первый абзац предисловия.
- Скажите, кто главные герои книги?
- Что вы можете сказать о Томе Сойере?
-Прочитаем второй абзац.
-Скажите в какую пору происходили действия в рассказе?
- Прочитаем третий абзац предисловия.
- Для кого в основном предназначена книга Марка Твена?
-Что писатель хотел донести взрослым своим произведением?
Ученик читает вслух, остальные слушают
-Гек Финн и Том Сойер-Том Сойер существовал на самом деле. В нём объединялись черты трёх знакомых мальчишек писателя, его образ сложная архитектурная конструкция.
Ученик читает вслух, остальные слушают
-в ту пору, к которой относится данный рассказ, т.е лет так тридцать или сорок назад.
Ученик читает вслух, остальные слушают
Для детей.
Писатель хотел донести взрослым то, что они тоже были детьми и иногда бывали в необычайных переделках.
9. Рефлексия (3мин)
Домашнее задание. -С каким новым писателем мы познакомились на уроке?
-Что вы можете о нем сказать?
-Что интересного узнали?
-Ребята, у вас на столах лежат смайлики. Оцените свою работу на уроке, если вы работали отлично – покажите улыбающийся смайлик. Если вы работали плохо – то покажите грустный смайлик.
Сегодня на уроке вы хорошо поработали, молодцы.
-Марк Твен
Оценивают свою работу на уроке.
Принимают учебную задачу.