Технологическая карта урока Где живут белые медведи УМК Школа России


Тема: Где живут белые медведи?
Предмет: окружающий мир
УМК «Школа России»
Класс: 1
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование:
презентация к уроку;
карта мира;
раздаточный материал : рисунки с животными;
раздаточный материал: листы с изображением Северного Ледовитого океана и Антарктиды;
раздаточный материал: рисунки Муравьишки Вопросика и Мудрой Черепахи;
глобусы;
цветик-семицветик;
музыка;
фигурки животных;
набор снежинок (голубые, синие).
Место урока в образовательном процессе
Урок по теме «Где живут белые медведи?» проводится для учащихся 1 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Часть 2. - М.: Просвещение, 2011.
Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Где и когда?»
Подготовка к уроку:
За несколько дней до урока отдельные ученики готовили сообщения о животных Северного и Южного полюсов.
Класс разбит на группы. Для каждой группы перед уроком приготовлен глобус.
Технологическая карта изучения темы
Тема: Где живут белые медведи?
Тип урока по целеполаганию: Урок «открытия» новых знаний
Цель урока: Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о холодных районах земли и о животных, обитающих на этих территориях.
Основные термины и понятия темы: Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный полюс, Южный полюс.
Личностные результаты: -Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Предметные результаты: - Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;
- рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;
- приводить примеры животных холодных районов;
- устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Метапредметные результаты: -процесс овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-процесс освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-процесс освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-формирование умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
-формирование умения слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-формирование умения определять общую цель и пути её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
-процесс овладения начальными сведениями о сущности и особенностях природных объектов действительности .Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы
Русский язык (развитие речи, а именно составление рассказа о животном). Фронтальная, индивидуальная,
групповая.
1 этап: Самоопределение к деятельности.
Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.
Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.Деятельность учителя Деятельность учащихся
Учитель: Сегодня мы отправляемся в дальнее путешествие. На чем можем отправиться? Но, нам надо успеть за урок, поэтому воспользуемся волшебством. Возьмем с собой Муравьишку Вопросика и Мудрую Черепаху, думаю, она нам очень поможет в путешествии. Ученики настраиваются на работу.
II этап. Актуализация знаний
(беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока)
Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.
Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий.
Учитель: Муравьишка Вопросик интересуется, как Вы запомнили тему прошлого урока и хочет задать вам несколько вопросов.
- Какие времена года вы знаете?
- Какое сейчас время года?
- Какие признаки зимы можете назвать?
- Какой основной цвет имеет зима?
- В нашей местности происходит смена времён года?
- А меняется ли у нас погода с переходом одного времени года к другому?
- Тут вдруг Муравьишка Вопросик задумался, а потом и спрашивает: есть ли на нашей планете Земля такие места, где всегда холодно? А вы, ребята, как думаете?
- Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Будь по-моему вели. (2 раза)
– Вели оказаться там, где всегда холодно. - Зима, весна, лето, осень.
- Зима.
Называют признаки зимы
- Белый цвет.
- Да, происходит.
- При переходе от одного времени года к другому погода меняется.
Ученики высказывают свои мнения.
III этап. Постановка учебной задачи
(практическая работа с использованием глобуса)
Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока. 
Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий; нахождение на глобусе Северного Ледовитого океана, Антарктиды, Северного и Южного полюсов.
( Звучат звуки метели. У учителя на столе демонстрационный глобус).
Учитель: Определить место куда мы попали поможет глобус. Вспомните, что такое глобус?
- Рассмотрите глобус и попробуйте догадаться, где же постоянно холодно? Что вам помогло?
- Правильно. Давайте прочитаем, что написано на этих участках. Сначала на верхнем участке.
- Скажите, каким цветом на глобусе обозначают океаны?
-Почему же тогда Северный Ледовитый океан окрашен в белый цвет?
- Правильно. Большая часть Северного Ледовитого океана постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе земли расположен Северный полюс.
(Учитель показывает на демонстрационном глобусе указкой Северный полюс).
- Теперь давайте прочитаем, что написано на нижнем белом участке глобуса.
- Вы уже, наверное, догадались, почему Антарктида тоже окрашена в белый цвет?
- Антарктида – это огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда. Здесь тоже располагается полюс. Прочтите, пожалуйста, какой это полюс. Как это «южный»? Разве на юге может быть холодно?
(Учитель показывает на демонстрационном глобусе указкой Южный полюс).
- Итак, Северный и Южный полюсы расположены на противоположных частях глобуса, то есть нашей планеты Земля.
- Теперь сравним: что общего между Северным Ледовитым океаном и Антарктидой?
- А какое отличие между ними?
- Постарайтесь определить каждый для себя цель своего путешествия.
- Каждый из вас высказал правильную цель, и все они будут являться ступеньками к достижению главной цели нашего урока. Как вы думаете, какой?
- Верно, ребята. Мудрая Черепаха согласна с вами. (У каждой группы - глобус).

- Глобус – это модель Земли.
- Если основной цвет зимы белый, значит, предполагаем, что холодно там, где участки окрашены в белый цвет.
- Северный Ледовитый океан.
- Океаны обозначают голубым цветом.
- Потому что он покрыт снегом и льдом.
(Дети показывают Северный полюс на глобусах обратной стороной карандаша).
- Антарктида.
- Да, догадались, потому что Антарктида тоже покрыта снегом и льдом.
Учащиеся высказывают свои предположения.
(Дети показывают Южный полюс на глобусах обратной стороной карандаша).
- Везде есть лёд, снег.
- На Северном полюсе океан покрыт льдом, а на Южном полюсе суша покрыта слоем льда.
(Важно выслушать цели каждого ученика, учитель при необходимости корректирует высказанную цель. Предполагаемые цели:
я хотел бы узнать, почему эти участки Земли окрашены в белый цвет, какие там природные условия, можно ли встретить животных, и как они приспособились к суровым условиям жизни).
Можно ли встретить животных в холодных районах нашей Земли.
IVэтап. Изучение новой темы (Решение учебной задачи)
(фронтальная беседа на основе презентации)
Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения.
Формируемые УУД: овладение начальными сведениями о холодных районах Земли и их животном мире, а также базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; установление причинно - следственных связей между строением, образом жизни животных и природными условиями и на основе этого построение рассуждения; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
Слайд 2
- Мы оказались в царстве холода, снега и льда – Антарктике, на Северном полюсе. Перед вами раскрываются обширные пространства, где гуляют холодные ветры по безмолвным снежным просторам.
- В Северном Ледовитом океане встречаются и куски отколовшегося льда.
- Одной из красивых и величественных картин Северного Ледовитого океана является ледяная гора. Кто знает, как называется это уникальное творение природы?
- Правильно, это - айсберг, который представляет собой огромный отколовшийся кусок льда, плавающий в воде. Большая часть айсберга погружена в воду.
- Здесь солнца полгода не видно – так долго длится полярная ночь, а затем солнышко так же долго не сходит с неба, это полярный день. Лучи скользят по поверхности Земли и совсем не греют.
- Дети, а полгода - это сколько? Кто может ответить?
- Правильно.
- В эти места отправляются в экспедиции исследователи – учёные, которые занимаются изучением природных условий этого района. Живут они на специальных станциях, где устанавливают флаги своей страны.
- Что же мы ответим Муравьишке, есть ли на нашей планете Земля такие места, где всегда холодно?
- Кажется невероятным, и, тем не менее, даже самые холодные и неприветливые части Земли обитаемы. Животные, которых можно здесь встретить, хорошо приспособились к жизни в холодных районах. Послушайте загадку и скажите, о каком звере идёт речь.
В белой шубе меховой,
По льдинам ходит зверь большой,
Страшно может он реветь.
Кто это?
- Ребята, а что вы знаете о белом медведе?
Слайд 3
- Самый большой из медведей – это белый полярный медведь, который обитает только здесь. Всю жизнь он проводят на снегу, во льдах и в воде. Скажите, а как он приспособился к жизни в холодных условиях?
- У белых медведей толстый слой подкожного жира и белая густая шерсть, а шкура их непромокаемая.
- Догадайтесь, почему природа его наделила белым цветом шерсти?
- Благодаря белому цвету, он с легкостью находит убежище среди белизны окружающих его льдов.
- Скажите, а где может добывать себе пищу белый медведь?
- Медведь – это хищник, он питается другими животными, которых может ловить не только на льдинах, но и в воде. Его добычей становятся различные животные, обитающие здесь. Кроме этого он может питаться морскими водорослями. Белый медведь – отличный ныряльщик и пловец.
Просмотр видеофильма о белом медведе.
- Кто же еще живет на Северном полюсе?
Слайд 4
- Спутать моржа с каким-либо другим животным практически невозможно благодаря двум массивным бивням, которые торчат вниз изо рта. На самом деле это не совсем бивни, а просто большие верхние клыки.
- Ребята, подумайте и скажите, какую роль выполняют клыки в жизни моржа?
- Длинные клыки не заменимы в жизни моржа: он пользуется ими, защищаясь от врагов, с помощью клыков морж вскарабкивается на берег и передвигается по льдине или снегу.
- Ребята, а может вы знаете, с помощью чего он плавает?
- Конечности моржа представляют собой ласты, с помощью которых он плавает и передвигается по льду.
- У моржа массивное морщинистое тело, покрытое редкой щетиной.
- Послушайте, какой звук издаёт морж.
Слайд 5
- Перед вами тюлень. Большую часть времени эти животные проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют.
- Ребята, скажите, а чем внешне похожи тюлень и морж?
- Конечности тюленя представляют собой ласты. Причем передние ласты у них действуют как вёсла, а задние — как руль. Шерсть тюленя состоит из коротких, жестких и редких волос и не может предохранять тело от охлаждения.
- Ребята, вы, наверное, уже догадались, что же помогает тюленю не замёрзнуть в холодной воде?
- Правильно, эту роль выполняет толстый слой подкожного жира.
- Тюлени – хищники, и питаются они моллюсками, ракообразными, рыбами.
- Итак, мы познакомились с самыми распространёнными хищниками Северного Ледовитого океана. Вспомните, о чём мы говорили и скажите, что общего у белого медведя, тюленя, моржа, как они приспособились к холодным условиям?
Слайд 6
- Во льдах Северного Ледовитого океана можно встретить поморника. Пища поморников очень разнообразна, начиная от птичьих яиц и заканчивая мелкими грызунами. Но основной рацион составляют рыбы. Также нередко поморники промышляют грабежом: отбирают добычу у других птиц.
- Ребята, подумайте, почему поморник может жить в холодных районах?
- Правильно. Поморник – это хищник, и в этих холодных районах он находит для себя много корма.
- Поморники издают звуки, похожие на карканье вороны, послушайте.
Слайд 7
- Треска – это большая морская рыба, является хищником. Ведет стайный образ жизни, постоянно перемещаясь в поисках еды.
Для трески тоже достаточно корма в водах Северного Ледовитого океана, поэтому чувствует она себя здесь хорошо.
- Ребята, это далеко не все представители животного мира, обитающие во льдах Северного Ледовитого океана. Мы познакомились лишь с самыми распространёнными его обитателями.
- А сейчас немного отдохнём.
Физминутка(Все дети встают около своих парт. Учитель произносит текст стихотворения, показывая движения).В самолёт все дружно сели
И на север полетели.
Ниже, ниже, опустились
И на льдину приземлились.
А кругом зима, мороз
Нам пощипывает нос.
Мы похлопаем в ладошки
И согреемся немножко.
А теперь попляшут ножки
По заснеженной дорожке.
Нам уже пора обратно,
Здесь гостить было приятно.
В самолёт все дружно сели
И домой мы полетели.
Учитель: Ребята, пора отправиться на другой край Земли- Южный полис или Антарктиду.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Будь по-моему вели. (2 раза)
– Вели оказаться нам в Антарктиде.
Слайд 8
Посмотрите ещё раз на глобусы и покажите Антарктиду.
- Итак, нас приветствует …
- Бескрайние просторы снега и льда, на которых встречаются огромные горы из снега. Это самый холодный и суровый район Земли. Здесь почти непрерывно, круглые сутки дуют холодные ветры.
- Здесь тоже полгода день и полгода ночь, и солнышко не поднимается выше.
- Антарктида – снежная и ледяная страна, но в некоторых местах её берега без вечных льдов.
- Как вы думаете, а здесь работают учёные – исследователи?
- Правильно, ребята, на Южный полюс тоже отправляются экспедиции с исследователями.
И, конечно же, не только из нашей страны, но и из других стран мира. Посмотрите, сколько на рисунке флагов – символов разных стран.
- А как вы думаете, в таких условиях могут жить животные?
- Конечно. Здесь тоже можно встретить разных представителей животного мира.
- Послушайте загадку и скажите, о ком идёт речь.
Птица он, но не летает,
Белый фартук надевает.
Ходит, бродит среди льдин
Замечательный….
Слайд 9
- Ребята, а вы знакомы с пингвином? Что вы о нём знаете, расскажите.
- Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу: рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы-ласты, которые помогают им плавать. Ростом они небольшие: всего лишь около метра.
- Посмотрите на фотографию. Опишите внешний вид пингвинов.
- Молодцы! Действительно, голова и спинка у них чёрные, а на брюшке перья ослепительно белые. Когда они прогуливаются по берегу, то кажется, что это люди неторопливо гуляют парами и поодиночке в нарядных чёрных фраках. Оперение у пингвинов очень густое, хотя нет пуховых перьев, но как вы думаете, что их спасает от холода?
- Верно. Под кожей у них есть толстый слой жира, который спасает от сильных морозов и ветров.
- В Антарктиде, где живут пингвины, всегда холодно. Но даже в таких суровых условиях пингвины выводят птенцов. Вот какая необычная птица живёт в Антарктиде.
Просмотр видеофильма об Антарктиде и пингвинах.
Слайд 10
- Одним из самых опасных и свирепых хищников Антарктиды является морской леопард. У него пятнистая шкура, благодаря которой этот морской хищник и получил свое кошачье название.
- Охотятся они в основном в воде, где и разделываются со своей добычей.
- Как вы думаете, чем питается морской леопард?
- Морские леопарды питаются тем, что можно встретить в воде. Часто их можно встретить на льдинах мирно посапывающих.
Слайд 11
- Альбатросы - морские птицы; большую часть жизни они проводят над открытым морем, красиво скользя над волнами. У них длинные, узкие крылья. Из всех прочих птиц альбатросы лучше всего умеют парить в воздухе. А вот на суше длинные крылья им только мешают. С ними трудно как взлетать, так и садиться. Поэтому альбатросы устраивают свои гнездовья чаще всего на скалистых островах, круто поднимающихся из моря.
- Как вы думаете, чем питаются альбатросы?
- Питаются альбатросы кальмарами, рыбой, охотясь на поверхности моря или ныряя за добычей с воздуха. Размах крыльев достигает рекордной величины - более трёх метров
Слайд 12
- А это - ледяная рыба, настоящее чудо природы. Она живет и прекрасно себя чувствует в невероятно холодной воде. Секрет такой выносливости прост - в крови ледяной рыбы содержатся специальные вещества, предотвращающие её замерзание. Ещё интересно то, что кровь этих рыб бесцветна, то есть она не окрашена в красный цвет. Так как здесь очень холодно, то рыбы растут довольно долго. За пятнадцать лет своей жизни ледяная рыба способна вырасти лишь до шестидесяти сантиметров в длину.
- Давайте дополним наш ответ Муравьишке, есть ли на нашей планете Земля ещё такие места, где всегда холодно?
- Итак, какие холодные районы Земли вы теперь знаете?
- Правильно, на нашей планете Земля есть два холодных района – это Северный Ледовитый океан и Антарктида. - Это называется айсберг.
- Полгода - это 6 месяцев.
- Да, такие места есть и одно из них – это Северный Ледовитый океан.
- Белый медведь
Ученики рассказывают, что они знают о белом медведе.
Чтобы цвет шерсти сливался со снегом.
- В воде и на льдинах.
- Служат защитой.
- У него есть ласты.
- У них есть ласты, голова небольшая и т.д.
- У них толстый слой подкожного жира.
- У всех этих животных имеется толстая шкура, толстый слой подкожного жира и т.д.
- Ему там достаточно пищи.
Ученики повторяют движения вслед за учителем.
(Руки в стороны, наклоны влево, вправо).
(Руки в стороны, наклоны влево, вправо).
(Прикрывают поочерёдно нос то правой, то левой рукой).
(Хлопают в ладоши).
(Топают по очереди то левой, то правой ногой).
(Поднимают руку и машут «до свидания»).
(Руки в стороны, наклоны влево, вправо, сели за парты).
Дети карандашами показывают Антарктиду.
Говорят хором «Антарктида».
Работают.
- Думаем, что могут.
- Пингвин.
Дети рассказывают, что они знают о пингвинах.
Дети описывают внешний вид пингвинов.
- У них есть под кожей толстый слой жира.
- Рыбой, пингвинами.
- Питаются рыбой.
- Есть, это Антарктида.
- Мы знаем два холодных района Земли: Антарктида и Северный Ледовитый океан.
Vэтап. Первичное закрепление (Создание учебной ситуации)
(Групповая работа)
Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.
Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, осуществляя проверку группового задания; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение работать с раздаточным материалом как средством передачи иллюстративной и текстовой информации; умение составлять предложения на основе опорных слов, готовность слушать собеседника.
Учитель: Прежде чем начать работать дальше, давайте вспомним правила поведения в группе.
- Сейчас каждая группа получит набор карточек животных и листы с изображёнными районами Северного Ледовитого океана и Антарктиды.
Учитель раздаёт группам:
карточки: Приложение 1;
листы: Приложение 2.
- Рассмотрите карточки с животными и разложите их на листы в зависимости от того, кто, где живёт. Договоритесь в группе, кто с каким холодным районом будет работать. На это задание вам даётся 2 минуты. Если группа готова – возьмитесь все за руки и поднимите их вверх.
- Для проверки откройте страницы учебника 12 – 13, посмотрите внимательно иллюстрации: верно ли вы выполнили задание?
(Учитель проходит по группам, проводит текущую проверку).
- Если в вашей группе допущена ошибка – поднимите руку. Вы исправили свою ошибку?
Для выполнения следующего задания учитель каждой группе раздаёт одинаковый набор карточек. (Приложение 3)
- Послушайте следующее задание. Каждая группа получила одинаковый набор карточек, вам нужно выбрать только те карточки, которые будут соответствовать вашему животному: 1 группа – пингвин, 2 группа – белый медведь, 3 группа – пингвин, 4 группа – белый медведь.
- Отобрав нужные карточки, постарайтесь составить предложения о своём животном с каждым словом. Если группа готова – возьмитесь все за руки и поднимите их вверх. На эту работу вам даётся 3 минуты. Начинаем.
- Очень интересно послушать, что у вас получилось. Так как несколько групп готовили предложения об одном животном, будем озвучивать их по очереди, но не повторяясь. В итоге у нас должны получиться небольшие рассказы о белом медведе и пингвине.
- Итак, начинаем. Первый рассказ о пингвине.
Учитель при необходимости корректирует составленные детьми предложения о пингвине.
- Теперь давайте послушаем, какие предложения вы составили о белом медведе.
Учитель при необходимости корректирует составленные детьми предложения о белом медведе.
- Замечательные рассказы у вас получились, молодцы! - Выслушивать и уважать мнение товарища; работать дружно, сообща; уметь распределять задания в группе; вежливо обращаться друг к другу, а также вежливо делать замечания; при необходимости оказывать помощь друг другу.
Группы самостоятельно выполняют задание и сигнализируют поднятыми руками.
Дети открывают учебники и осуществляют проверку.
Ученики в группах при необходимости исправляют допущенные ошибки.
Группы самостоятельно выполняют задание и сигнализируют поднятыми руками.
Группы, готовившие задание о пингвине, по очереди озвучивают свои составленные предложения.
Группы, готовившие задание о белом медведе, по очереди озвучивают свои составленные предложения.
VI этап. Обобщение и закрепление. (Контроль).
(игровая ситуация)
Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний на основе игровой ситуации.
Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; решение проблемных вопросов на основе имеющихся знаний; сравнение собственных выводов с выводом в учебнике.
Учитель: А сейчас игра «Может ли такое быть?».
- У каждого есть карточка. Внимательно слушайте стихи, если вы согласны, закрашиваете кружок в зелёный цвет, если не согласны - красный цвет. Будьте внимательны!
1). На Южном полюсе медведь
Любит громко песни петь.
2). Медведь в воде не замерзает,
Ведь шкура у него не промокает.
3). Пингвин зимою не скучает,
Ведь отлично он летает.
4). Пингвины плавают, ныряют,
Им лапы-ласты помогают.
5). Морж огромен и силён
И клыками награждён.
6). В Антарктиде там и тут
Кругом яблони цветут.
7) На льду поморник загорает,
Потому что не летает.
8). Альбатрос – морская птица
Любит рыбой поживиться.
9). В Антарктиде целый день
Ходит по лесу тюлень.
10). У трески есть лапы-ласты
Берегитесь её пасти.
11). На большой плывущей льдине
Встретились медведь с пингвином.
- Молодцы! Вы хорошо усвоили материал сегодняшнего урока. Мудрая Черепаха очень довольна вами, и она хочет у вас спросить: есть ли такое место, где могут встретиться белый медведь и пингвин?
- Итак, подведём итог нашей беседы.
- Какие холодные районы нашей планеты вы знаете?
- Каких животных можно встретить в этих районах?
- Как они приспособились к условиям жизни?
- А сейчас последнее задание группам: прочитайте вопрос в учебнике на с. 12 вверху, обсудите в своей группе ответ на него, покажите карандашиком это место на глобусе и поднимите лист, где изображён этот холодный район.
- Молодцы! Вы верно всё указали, этот район называется Северный Ледовитый океан.
- Сейчас каждая группа получит текст, в котором пропущены слова, вставьте их.
Карточка:
«На Земле есть холодные районы - ______________________________________ и _______________. Там живут разнообразные _____________. Они хорошо приспособились к ____________ условиям».
А теперь прочитайте в учебнике на с. 13 вывод, который сделала Мудрая Черепаха и сравните со своими текстами.
- Могут, например, в зоопарке, в цирке.
- Белые медведи не могут встретиться с пингвинами, так как они живут в разных холодных районах нашей планеты, а в зоопарке или в цирке они встретиться могут.
Дети отвечают на вопросы учителя.
Дети выполняют задание в группе.
Дети в группах вставляют слова в текст.

«На Земле есть холодные районы - Северный Ледовитый океан и Антарктида. Там живут разнообразные животные. Они хорошо приспособились к суровым условиям».
VII этап. Рефлексия.
Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.
Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. 
Учитель: Ребята, вспомните, какую цель вы каждый ставили для себя, на какой вопрос хотели найти ответ. Озвучьте, пожалуйста, свои вопросы и полученные ответы.
(Учитель по необходимости корректирует ответы детей).
- Оценить вам свою работу на уроке помогут снежинки.
Голубая снежинка – мне больше нравится работать в группе.
Синяя снежинка – мне больше нравится работать самостоятельно.
(На доске прикреплён лист ватмана с изображённым зимним пейзажем).
- Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно в группах. Спасибо за урок! Возьмите себе на память фигурки белого медведя и пингвина. Фигурку медведя обклеиваем ватой.
Фигурку пингвина раскрашиваем цветными карандашами. А на следующем уроке поместим их на карту, где они должны быть. В течение 2 минут дать возможность высказаться детям.
У каждого имеется набор снежинок: голубая и синяя.
Ученики выходят к доске и прикрепляют свои выбранные снежинки.