Программа факультатива Занимательная математика
«Занимательная математика»
Программа факультатива "Занимательная математика" имеет общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа внеурочной деятельности направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт начального общего образования, приказ от 26 ноября 2010 г. №1241. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации "Об образовании", Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
Педагогическая целесообразность и актуальность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. В образовательном процессе мало времени уделяется геометрическим заданиям, поэтому возникла необходимость создания этой программы. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках образовательных областей математики и информатики, окружающего мира, технологии. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов начального общего образования и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Отличительной особенностью данной программы является то, что в ней предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность.
Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т. д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.
Цель: Развитие познавательного интереса к математике, интеллектуальных способностей младшего школьника.
Задачи:
Отрабатывать арифметический и геометрический навык.
Развивать интеллектуальные способности ребёнка.
Формировать универсальные учебные действия: планирование, целеполагание, контроль, оценка результатов.
Воспитывать самостоятельность и усидчивость.
Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации - 1 год. Программа рассчитана на 99 часов в год. Периодичность занятий – 3 часа в неделю. Формы организации обучения детей - коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. Занятия проходят 3 раза в неделю. Программа реализуется учителями начальных классов.
Формы работы:
Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры: "Пифагор", "Колумбово яйцо", дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы, эстафеты.
Планируемые результаты:
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:
положительное отношение к учению;
желание приобретать новые знания;
способность оценивать свои действия;
В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся:
решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием;
устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;
строить логическую цепь рассуждений;
выдвигать гипотезы;
составлять задачи-шутки, магические квадраты;
читать графическую информацию;
находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;
анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;
различать существенные и несущественные признаки.
отличать кривые и плоские поверхности;
доказывать способ верного решения.
В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:
уважение к товарищам и их мнению;
понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;
умение слушать друг друга.
В сфере регулятивных УУД ребята научатся:
постановке учебных задач занятия;
оценке своих достижений;
действовать по плану.
Способы проверки результатов: тесты, математические викторины, графические диктанты, дидактические игры.
Формы подведения итогов: выпуск математической газеты, тестирование.
Учебно-тематический план
№ Наименование раздела, темы Кол-во часов Дата
1 Из истории математики. Как люди научились считать. 1 2 Взаимное расположение предметов. 1 3 Понятия "больше -меньше", "за- под", " "выше-ниже". 2 4 Брей- ринг.
Отношения (больше, меньше, столько же). 1 5 Задачи в стихах. 2 6 Задачи-смекалки 3 7 Конкурс "Загадки Весёлого Карандаша". 1 8 Интересные приемы устного счёта. 2 9 Игры с числами. 3 10 В царстве Чисел. Однозначные числа. 1 11 Турнир смекалистых. Задания на смекалку. 1 12 Учимся отгадывать ребусы. 2 13 Математический КВН.
Первый десяток, задачи на логику, смекалку. 1 14 Приключения Немо.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10. 1 15 Числовые головоломки. 2 16 Праздник числа 10. 1 17 Игра-соревнование «Веселый счёт». 1 18 В гости к Волшебнице. Однозначные числа. Счёт. 1 19 Магические квадраты. 2 20 Игра «Живые числа». 2 21 Волшебная линейка. 1 22 Математические задачи, требующие особых приёмов решения. 1 23 Игра "Пифагор". 1 24 Танграм: древняя китайская головоломка. 1 25 Танграм: древняя китайская головоломка. 1 26 Конструирование многоугольников из деталей танграма. 1 27 Игра "Колумбово яйцо". 1 28 Математика в сказке. Точка. Прямая. Кривая. 1 29 Математические шарады. Ребусы. 3 30 Игры с кубиками. 2 31 Уголки. 1 32 Углы. Виды углов. 1 33 Задачи, решаемые без вычислений. 3 34 Математическая эстафета. 1 35 Математика в сказке.Точка. Прямая. Кривая. 1 36 Понятие "Графический диктант". 1 37 Графический диктант. 3 38 Путешествие точки. 1 39 Игра в магазин. Монеты. 2 40 Зимняя страничка. Неравенства. 1 41 Что такое "Геометрия". 1 42 Весёлая геометрия. 3 43 Понятие "поверхность". 1 44 Линия. Точка. 1 45 Симметрия фигур. 1 46 Задачи на разрезание. 2 47 Задачи на склеивание. 2 48 Задачи со спичками. 2 49 Решение ребусов и логических задач. 2 50 Геометрическая викторина. 1 51 Приключения Колобка. Луч. Прямая и кривая линии. Отрезок. 1 52 Загадки – смекалки. 2 53 Что такое "оригами". 1 54 Оригами. Геометрические фигуры. 2 55 Геометрическая мозаика. 2 56 Что такое "круг", "окружность". 1 57 Геометрический человечек. 2 58 Геометрические задачи-шутки. 2 59 Познавательная викторина "Такая занимательная математика". 1 60 Математический конкурс "Умники и умницы". 1 61 Математическая эстафета. 1 62 Математические игры. 3 63 Наглядная алгебра. 1 64 Обратные задачи. 2 65 Практикум «Подумай и реши». 2 66 Обобщение и закрепление изученного. 3 Приемы:
Анализ и синтез;
Сравнение;
Классификация;
Аналогия;
Методы:
Взаимодействие;
Поощрение;
Наблюдение;
Коллективная работа;
Игра.
Дидактический материал: карточки с заданиями, схемы.
Техническое оснащение занятий: интернет.
Литература для учителя.
Перельман Я. И. Занимательные материалы к урокам математики. [Текст], М., АСТ Астрель, 2005
Лазуренко Л. В. Занимательные материалы к урокам математики. [Текст] В., 2005
Нежинская О. Ю. Логика. [Текст] В., 2004
Волина В. М. Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать. [Текст]2002
Волков С. И. Столярова Н. Н., Математические задания. [Текст] М., Просвещение1994
Минскин Е. М. От игры к знаниям. [Текст] М., Просвещение, 1982
Забрамная С. Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми. [Текст] Психолого-педагогическая диагностика и консультирование М., 2006
Литература для учащихся.
Волина В. М. Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать. [Текст] 2002
Волков С. И., Столярова Н. Н. Математические задания. [Текст] М., Просвещение1994
Истомина Н. Б. Наглядная геометрия. Тетрадь по математике для 1кл., [Текст] М., 2004.
Истомина Н. Б. Дидактические карточки - задания по математике. 1кл., [Текст] М., 2004.
Остер Г. Веселые задачки. [Текст] М., 2000.