Внеклассное занятие по программе внеурочной деятельности «И В МИРУ, И В ЛАДУ» Тема: «Живет повсюду доброта!» Цели и задачи: 1. Сформировать в сознании детей понятие “доброта” 2. Расширить знание школьников о доброте и о её роли в жизни каждого челове


Внеклассное занятие
по программе внеурочной деятельности
«И В МИРУ, И В ЛАДУ»
Тема: «Живет повсюду доброта!»
Цели и задачи:
Сформировать в сознании детей понятие “доброта”;
Расширить знание школьников о доброте и о её роли в жизни каждого человека;
Воспитать стремление совершать добрые дела;
Пробудить интерес к чтению книг о доброте и дружбе.
На примерах, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло»;
Воспитывать у детей положительные качества характера;
Способствовать сплочению коллектива;
Мотивировать детей на совершение добрых поступков;
Воспитывать способность к совершению добрых дел во благо других людей;
Формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД;
Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
Способствовать эмоционально-эстетическому, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
Оформление, оборудование, реквизит:
Картинки сердечек к уроку, интерактивная доска, мягкая игрушка, музыкальное сопровождение
Технические средства:
Мультимедийный проектор;
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Регулятивные универсальные учебные действия направлены на планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действия, операций, действий по плану; контролю процесса и результатов деятельности детей.
К коммуникативным универсальным учебным действиям относятся: вступление в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участие в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; умение задавать вопросы, слушать и отвечать на них, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания.
Основным средством формирования УУД в данном занятии являются вариативные по формулировке задания (объясни, оцени, сравни, верно ли утверждение, догадайся, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обсуждения содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию у учащихся положительного отношения к школе (к процессу познания).
Вариативные учебные задания целенаправленно формируют у детей весь комплекс УУД, который следует рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, что и составляет сущность понятия «умение учиться».
ХОД УРОКА
1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
Звучит начало песни «Барбарики». Слад№3
– О чем эта песня, ребята?– Сегодня мы поговорим о доброте.
Давайте поклоняться доброте!Давайте с думой жить о доброте!Вся в голубой и звездной красоте Земля ДОБРА!Она дарит нас хлебом, живой водой и деревом в цвету!Под этим часто неспокойным небомДавайте воевать за доброту!
2. Актуализация знаний
– Доброта! Какое древнее слово! Уже много лет люди спорят о том, нужна она или нет? Полезна она или вредна? Люди спорят, люди страдают, от того, что доброты в их жизни не хватает!left000– Ребята, представим, что к нам на урок пришел ДОКТОР добрых наук. Он делает злых людей добрыми, а добрых еще добрее! Вот он хочет и вас сделать добрыми. А можете ли вы ответить что такое доброта? (Ответы детей.)– А как вы думаете, где живет доброта? (Ответы детей)– Сейчас послушаем Марка. Может он нам об этом расскажет? (Ученик читает стихотворение наизусть)
В доме добрыми делами занятаТихо ходит по квартире Доброта.Утро доброе у нас,Добрый день и добрый час,Добрый вечер, ночь добра,Было доброе вчера.И откуда, – спросишь, ты, – В доме столько доброты?
– Так где же мы найдем доброту? (Ответы детей)– Прежде всего в наших сердцах, наших словах и наших делах, поступках!
Добрые сердца – это сады,Добрые слова – это корни,Добрые мысли – это цветы,Добрые дела – плоды.– Давайте будем заботится о своем саде, не позволять ему зарастать сорняками, а будем наполнять его солнечным светом, добавим словами и делами. Сегодня мы будем сажать сад доброты.
(Слайд «Сад доброты»)
3. Построение проекта (тема, способ, план, средства)
И нам с вами, чтобы посадить первое дерево, нужно будет определить, какие слова с корнем добро характеризуют добрых людей (на доске появляются по одному слова):
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙДОБРОСЕРДЕЧНЫЙДОБРОСОВЕСТНЫЙДОБРОДЕТЕЛЬДОБРОДУШНЫЙДОБРЫЙ ДЕНЬДОБРОГО ЗДОРОВЬЯ
(Дети при помощи учителя объясняют смысл каждого слова, при этом после каждого объяснения необходимо спросить у детей, в каких ситуациях они это могли наблюдать?)
– А как вы думаете, трудно быть по- настоящему добрым?– Да, ребята, трудно, ведь у каждого человека свой путь к доброте, на котором его ожидают и взлеты и падения, и добро, и зло. Мы продолжим с вами и дальше «сажать деревья», чтобы помочь ДОКТОРУ добрых наук найти как можно больше людей, которых он сделает еще добрее.– Дерево второе «Улыбка доброты». Для этого мы споем одну замечательную песню о крепкой дружбе. (Дети встают в кружок, берутся за руки и поют, танцуя)– Ребята, кто же такой настоящий друг?  (Ответы детей)– Молодцы, ребята! Вы правильно отвечали, хорошо спели!
4. Реализация построенного проекта
– Сажаем третье дерево .Оно называется « Скажи доброе слово» Вспомните, какие вы знаете пословицы о доброте? (Ответы детей)– Итак, сажаем «волшебные слова» в нашем необычном саду ДОБРОТЫ. Сейчас мы проверим, кто у нас самый внимательный? Я буду читать текст, а вы мне помогайте подбирать вежливые слова!
Ехал мальчик Вова в автобусе. Увидел он знакомую бабушку из пятого дома и сказал: «Добрый день» Бабушка была с маленькой девочкой. Вова встал с места и сказал: « Будьте добры присаживайтесь»... Бабушка поблагодарила и ответила «Спасибо добрый человек»… Вдруг автобус резко затормозил, все пассажиры наклонились вперед.Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину, но тут же сказал «Извините пожалуйста»…
– Молодцы, ребята! ДОКТОР добрых наук вам очень благодарен за помощь! А теперь предлагаю игру « Скажи доброе слово соседу».
– А теперь продолжим сажать наш сад. Следующее дерево « Добрые сказки и рассказы» Послушайте загадку. Определите, добро или зло произошло в одном из рассказов
В. Сухомлинского.
Чтение рассказа учителем:
Маленькая Зоя гуляла в саду. она подошла к акации. На акации росли вот такие цветы и острые-острые колючки. А над акацией летает яркая бабочка.


– Ой, как ей страшно летать! Налетит на колючку, что же тогда будет?Зоя подошла к акации и сломала одну колючку, затем еще одну, и еще одну. Мама увидела и спрашивает: «Что же ты делаешь, Зоя? Зачем ты колючки ломаешь?»– А чтобы бабочка не укололась, – ответила Зоя.
– Как вы оцениваете поступок Зои?– Подумайте, добро или зло принесла Зоя акации? Бабочке?– Как бы вы поступили в таком случае?– Какие добрые дела может сделать человек? Совершив добро наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно Научитесь от всего сердца дарить добро, не ожидая выгоды или ответа взамен.. Если вы научитесь дарить добро -вы богатый человек! Добро и зло можно увидеть в художественных произведениях, в устном народном творчестве – притчах.
- Возьмите карточку №3. Прочитайте притчу. Посовещайтесь и ответьте на поставленный вопрос.
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Так почему же бывают плохие люди?
Вот и посадили мы с вами еще одно дерево доброты.
Много сказок есть в нашей литературе о добре. И мы с вами знаем, что в сказках всегда ДОБРО побеждает зло. Посмотрите на экран .Давайте вспомним некоторые рассказы и сказки.
5. Закрепление и практическая работа
– Посмотрите у меня в руках мягкая игрушка. (Это – слоник).  – Здравствуй, дорогой слоник, мы рады снова видеть тебя у нас в гостях.– Ребята, слоник хочет послушать, какие добрые и вежливые слова мы можем сказать и пожелать другу другу? Например, я говорю Саше: «У тебя очень очаровательная улыбка», а Саша отвечает: «Благодарю вас», и передает игрушку Вите, сказав что-то приятное, похвалив его, пожелав доброго здоровья и т. д. – Вот наш слоник снова ко мне вернулся. Молодцы, ребята, чувствуете, как тепло и приятно стало в нашем классе. Как слоник сдружил всех нас. А в нашем саду выросло еще одно дерево: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ» В это время звучит песенка о дружбе «Если с другом вышел в путь».– Спасибо тебе, слоник! Как приятно дарить людям радость и доброту!
6. Включение в систему знаний и повторение
– Сейчас мы с вами повторим что же такое добро ?Доброта есть в каждом из нас !Доброта -это делать друг другу приятное и всем делиться !
Доброта-это внимание и забота!
Доброта- это тогда, когда все друг другу друзья !
– Какие поступки нравятся ДОКТОРУ добрых наук, а какие его огорчают.
(Далее – просмотр презентации с песней «Дорога добра». Ребята встают около своих
рабочих мест и подпевают».)
Вопросы по презентации:
– Что такое доброта? – Как вы проявляете ее? – К кому мы проявляем доброту и заботу? – Что значит быть добрым? 
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
– Ребята, как вы думаете, сделал ДОКТОР добрых наук добрее наши сердца? – Что больше всего запомнилось вам сегодня на уроке? – Чему вы научились сегодня? – А где нам пригодятся эти знания? – Как мы теперь будем поступать в подобных случаях? – Давайте поблагодарим нашего ДОКТОРА добрых наук за прекрасный урок!