Урок Обособленные члены предложения (9 класс)


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
«ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».
Автор: Халитова Любовь Петровна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ №7 п. Весёлый
Чунского района Иркутской области.
Тип урока: урок – повторение по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности обучающихся.
Цели, ориентированные на развитие личности обучающихся:
- создать условия для развития умений формулировать вопросы, находить непонятные, «тёмные» места, задумываться над выполнением заданий;
- развивать потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самореализации через различные виды работ.
Воспитательные цели:
- содействовать развитию умения общаться друг с другом,
- работа над культурой речи.
УУД: Л- личностные; П- познавательные; Р- регулятивные; К- коммуникативные
Образовательные технологии: технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, технология педагогического общения

Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.(Цель: выработать на личностно значимом уровне внутреннюю готовность к выполнению нормативов учебной деятельности.)
–Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: письменные принадлежности, учебник.
- Готовы к работе?
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
(Цель: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий.)
- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит потрудиться над темой, которая включена в экзаменационные задания. Что же это за тема? Постарайтесь сформулировать её, опираясь на синтаксическую разминку.
Задание: набрать код к предложениям, в которых нужно поставить запятые. Обоснуйте свой выбор.
Запись на доске (знаки препинания не расставлены).
А. Освещённые лучами восходящего солнца море казалось иссиня – белым.Б. Весенний воздух радует нас напоминая о весне.
В. Прохладой лугов освежённый я красного солнышка жду.
Г. Сосна как дерево смолистое с трудом поддаётся горению.
Д. Несмотря на утренние морозы чувствуется приближение весны. ( № кода: БВГД).3. Выявление места и причины затруднения.
( Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.)
- Сделайте вывод, какова же тема нашего урока?
- Сформулируйте свои, важные для вас, цели урока. Используйте опорные слова:
- познакомиться с …
- учиться…
- повторить… и т.д.
(Запись в тетрадях числа и темы урока.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
( Цель: построить способ действия и сформировать умение применять его при решении задачи, которая вызвала затруднение.)
- в каких предложениях вы допустили ошибки?
- какие члены предложения в них обособляются? (определения, дополнения, обстоятельства)
- что надо знать, чтобы предупредить ошибки? (теоретический материал)
Алгоритм
Выяснить, какой член предложения перед вами.
Знать:
Обособляются всегда Не обособляются
- определения, выраженные ПО, распространёнными - определения, выраженные
прилагательными, стоящие после определяемого слова- ПО, распространёнными
существительного прилагательными, стоящие
до определяемого слова –
существительного
- определения, относящиеся к личному местоимению - дополнения
- определения, имеющие обстоятельственный оттенок
- дополнения со словами кроме, помимо, включая, - дополнения без указанных
сверх, наряду с, вместо, за исключением слов- обстоятельства, выраженные ДОЗадание: примените алгоритм при синтаксическом разборе предложения.
Мартовская ночь облачная и туманная окутала всю землю. (Знаки препинания не расставлены)
5.Динамическая пауза (этап физической разрядки).
(Цель: сменить вид деятельности.)
Ребята! Я предлагаю вам отдохнуть. Встаньте.. Закройте глаза. Расслабьтесь. Представьте, что вы находитесь в лесу. Что вы услышали? Почувствовали? Изобразите, как вы вдыхаете свежий воздух, как смотрите на яркое солнце, как удивляетесь лесным пейзажам, как ловите
бурундучка.
6.Реализаия построенного проекта.
Цель: применение знаний на практике.
- Творческая работа: составьте текст из 3 – 5 предложений с обособленными членами предложения на тему «В лесу (по впечатлениям от динамической паузы), - работа в группах.
- Комментированное письмо.
Природа – прекрасная книга, открывающая глаза на окружающий мир.
Грозой оторванный листок, я вырос в сумрачных стенах.
(в это время организуется индивидуальная работа по карточкам:записать предложения (знаки препинания не расставлены), вставить орфограммы и пунктограммы, объяснить).
- Наступил первый день марта возвестивший о начале весны.
- На освещённых солнцем полянах заметно подтаял снег.
7.Закрепление с проговариванием во внешней речи.
(Цель: творческая практическая деятельность.)
Деловая игра «Корректор» (работа над речевыми ошибками).
- Войдя в лес, стало темно.
- Глядя на ослепительно сверкавшее солнце, глазам было больно.
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.)
Выполнить упражнение 303 (2 предложения на выбор).
9. Рефлексия.
(Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.)
Тест – контроль.
- какой вариант ответа показывает правильную расстановку знаков препинания?
Щенок с весёлым лаем выскочил на улицу 1 но 2 увидев нас 3 испугался 4и затих.
1).1234 2).123. 3).24. 4).134.
- Выберите грамматически верное продолжение предложения.
Знакомясь с оглавлением книги…
а) она может показаться слишком сложной.
б) видишь, что это основательный труд.
в) выясняется, что её тема шире, чем заявлено в названии.
г) возникает желание непременно прочитать её.
- Согласны ли вы с утверждением, что определения, имеющие обстоятельственный оттенок , обособляются всегда?
1). Да. 2). Нет.
4. На месте каких цифр должны стоять запятые?
Мы смели веником снег с ботинок 1 и 2 несколько смущённые 3 вошли в дом.
5. Допишите предложение, учитывая тему урока.
Обстоятельство, выраженное ДО, …
Домашнее задание: составить тест по теме урока из 5 заданий или написать мини – сочинение «Первый день весны».