Программа внеаудиторного курса Хомус


Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кырыкыйская основная общеобразовательная школа
678235 Верхневилюйский улус, село Кырыкый, ул. Советская4.тел: 8-41133-24126
Рассмотрена на заседании
МО___________________
Протокол №___
«___»______________2015 г.
Согласовано:
Заместитель директора по УР
_________________/Егорова Ж.А./
«___»____________________2015 г.
Утверждено:
Директор МБОУ КООШ
_______________/Николаев В.П./
Приказ №___
от «___»______________2015
Рабочая программа
по внеаудиторной деятельности:
«Хомус»
1 год обучения
2015 – 2016 учебный год

Составитель:
Николаева В.П., учитель начальных классов
МБОУ КООШ,
Первая квалификационная категория


Кырыкый2015
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Хомус» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта на основе авторского курса Шишигина С.С. «Обучение и воспитание детей через искусство игры на хомусе» - Покровск, 2003.
Цели и задачи курса: Введение дополнительного этнокультурного образования во внеурочную деятельность по ФГОС.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
Обучающие: - расширение знаний в области истории развития хомуса;
- приобщение детей к национальному музыкальному инструменту хомусу как этнокультурное наследие народа;
- приобретение знаний, умений и навыков искусства игры на хомусе;
Воспитательные: - воспитать самоконтроль в поведении на занятиях;
- формирование у детей чувства патриотизма и национальной гордости;
- воспитание личности на этнокультурных традициях;
Развивающие:
- создание условий для личностного роста ребенка;
- формирование этнокультурной компетенции;
- развитие навыков общения и коммуникации;
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
ФЗ №273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании РФ»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. №373
С учетом пожеланий родителей и учеников
Место и роль учебного курса в овладении учащимися требований к уровню подготовки выпускников в соответствии с ФГОС:
Данная программа разработана как курс для обучения этномузыкальному инструменту (хомусу) в условиях внеурочной деятельности ФГОС.
Система дополнительного образования Республики Саха (Якутия) как составляющая единого образовательного пространства региона на современном этапе призвана выполнять одну из главных функций образования - формирование личности, способной успешно адаптироваться и развиваться в мировом сообществе.
Этнокультурное образование способствует формированию национального самосознания и этнокультурной идентичности, воспитанию межкультурной толерантности через освоение ценностей этно- и поликультур, направленных на развитие и нахождения себя «в себе».
Национальный музыкальный инструмент хомус как этнокультурное наследие народа Саха играет существенную роль в духовно-нравственном воспитании детей.
Формы проведения занятий
Учебное занятие с необходимостью строятся в диалогической форме, в состоянии групповой, индивидуальной и коллективной форм организации творческой деятельности;
Общая характеристика учебного курса
Данная программа разработана как курс для обучения этномузыкальному инструменту (хомусу) в условиях внеурочной деятельности ФГОС .Цель: Введение дополнительного этнокультурного образования во внеурочную деятельность по ФГОС.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
Обучающие: - расширение знаний в области истории развития хомуса;
- приобщение детей к национальному музыкальному инструменту хомусу как этнокультурное наследие народа;
- приобретение знаний, умений и навыков искусства игры на хомусе;
Воспитательные: - воспитать самоконтроль в поведении на занятиях;
- формирование у детей чувства патриотизма и национальной гордости;
- воспитание личности на этнокультурных традициях;
Развивающие:
- создание условий для личностного роста ребенка;
- формирование этнокультурной компетенции;
- развитие навыков общения и коммуникации;
Для решения поставленных задач используются следующие методы обучения:
- общепедагогические методы (репродуктивный, креативный);
- методы музыкального воспитания: индивидуальный, групповой, ансамблевый;
- практические методы обучения.
Деятельность педагога строится на следующих принципах:
-личностно-ориентированный подход в обучении;
- преемственность;
- самовыражение, сотворчество, содружество, самореализация;
- поддержка детских инициатив;
- соблюдение прав ребенка;
- позитивное решение конфликтных ситуаций.
Отличительные особенности:
- модульный курс по национально музыкальному искусству «Хомус-воспитанник-этнокультурное образование» рассчитан на 3 года обучения и воспитания для учащихся общеобразовательных учреждений;
- выбрано традиционное хомусное искусство, чтобы задеть тончайшие струнки детской любознательности и увлечь, зарядить их чарующей музыкой своих предков;
- данная программа вариативна.
1. Используются различные виды образовательных технологий:
Структурно-логические технологии:
Педагог в максимально возможной мере должен избегать чисто информационного способа передачи знаний;
все сценарии занятий обязательно выстраиваются по логике: «прочувствовать» - «осознать» - «выявить своё отношение»;
Диалоговые технологии:
учебное занятие с необходимостью строятся в диалогической форме, в состоянии групповой, индивидуальной и коллективной форм организации творческой деятельности;
в процессе обучения необходимо расширение пространства сотрудничества на уровне «педагог-воспитанник», «воспитанник-воспитанник», «педагог - автор», «воспитанник-автор».
Игровые технологии:
Игровая форма взаимодействия педагога и воспитанника через реализацию определенного репертуара, игры, делового общения.
Методика техники игры на хомусе.
Чтобы научится играть на хомусе, необходимо приобрести пять основных навыков: научиться правильно держать хомус, овладеть приёмами ударов пальцами о язычок, правильно дышать, уметь слушать основной звук хомуса и его обертоны, научится видоизменять звук. Занятия по технике игры на хомусе ведётся по авторской программе «Обучение и воспитание детей через искусство игры на хомусе», основываясь на проекте программы хомусиста – импровизатора, виртуоза мира С. С. Шишигина.
Режим занятий по уровням обучения
№ Внеурочная деятельность Классы и количество часов в неделю (в год) Всего за 1 год обучения
1 2 3 4 1 Модульный курс по национально музыкальному искусству «Хомус» 1 - 1 - 2
34 - 34 - 68
2 В том числе: репетиционный час - - - - -
Подготовительный уровень (1-й год обучения) выявляет интерес и склонность к национальному музыкальному инструменту хомусу, ознакомление с историей хомуса, формирование первоначальных навыков игры.
Начальный уровень (2-3-й год обучения) воспроизведение мелодий народных песен на хомусе, ознакомление с традиционными приемами, приемами 70-х годов, развитие навыков игры по разновидности ударов.
Программа модульного курса является вариативной, комплексной, разно уровневой, т.е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала и.т.д.
Программа предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, при решении образовательных, воспитательных и развивающих задач. Срок реализации программы – 3 года.
Ожидаемые результаты:
- приобщение детей к национальному музыкальному инструменту хомусу как этнокультурное наследие своего народа;
- приобретение знаний, умений и навыков искусства игры на хомусе;
- пробуждение у детей интерес и уважение к своим истокам - к родной земле, ее истории, к исконным занятиям предков;
- умение общаться со сверстниками;
- формирование исполнительских навыков, психологическая адаптация к выступлению на сцене;
- этномузыкально образование способствует формированию этнокультурной компетенции.
Формы подведения итогов реализации программы модульного курса:
- по итогам 1 года обучения – анкетирование по выявлению уровня заинтересованности детей; концертные выступления перед родителями;
- по итогам 2 года обучения - анкетирование по выявлению удовлетворенности занятием игры на хомусе; участие в конкурсах;
- по итогам 3 года обучения - отчетный концерт школы, участие в республиканских конкурсах и фестивалях;
- взаимодействие школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде.
Необходимые условия для успешной реализации программы:
- отдельный кабинет для занятий на хомусе;
- наличие индивидуального хомуса у каждого ребенка;
- магнитофон, фонотека;
- приобретение национальных костюмов для выступлений;
- показ видеослайдов;
- методическая и специальная литература.
Содержание изучаемого модульного курса
1 год обучения
История развития хомуса: Хомус - музыкальный инструмент народа саха. Известные мастера изготовители хомуса. Основные части хомуса. Первоначальные навыки игры: Способы фиксирования, извлечения и изменения основного звука. Простейшие приемы дыхания.
Наигрыши народных мотивов: Разучивание хрестоматийных мелодий: «Уруннуурэ дьиэлэрбэр», «Сайын», «О5о-о5о эрдэххэ», «Саас буола5а», народные напевы, «Оhуохай». Групповая игра народных мелодий на хомусе.
Традиционные приемы: Основные понятия: сыыйа тардыы (умеренная игра), куорэгэйдэтии (пение жаворонка), хаастатыы (гусиный клекот). Представитель старшего поколения: Л.Н. Турнин, его вклад в развитии музыкального фольклора. Навыки традиционного приема.
Развитие навыков игры по разновидности ударов: основные разновидности ударов (показ и обучение), групповые упражнения для пальцев, кисти руки. Оттачивание игры народных мелодий с применением разновидности ударов.
Обобщение 1-го года обучения: повторение пройденных тем по теории и практике, репетиционные часы по разучиванию репертуара, коллективное выступление перед родителями на отчетном концерте.
2 год обучения
История развития хомуса: Чарующие звуки хомуса – беседа, прослушивание импровизационной игры мастеров – исполнителей. С.И. Гоголев – Амынньыкы – признанный кузнец по изготовлению хомуса, информация детей «Мой хомус - мой кузнец». Детство И.Е. Алексеева – пропагандиста и президента Международного центра хомусной музыки. Импровизаторы хомусисты – виртуозы мира: Спиридон Шишигин, Петр Оготоев, Федора Гоголева, Альбина Дегтярева, Ким Борисов, Юлиана Кривошапкина. Традиционные приемы: Основные понятия: сыыйа тардыы (умеренная игра), куорэгэйдэтии (пение жаворонка), хаастатыы (гусиный клекот). Представитель старшего поколения: Л.Н. Турнин, его вклад в развитии музыкального фольклора. Навыки традиционного приема.
Воспроизведение народных мелодий: разучивание и игра на хомусе народной мелодии «Кымыс ырыата», ознакомление с содержанием текста из книги Марии Эверстовой - Обутовой, «Дьуруйаан Бэргэн», «hыт-тыа, hыт-тыа…», воспроизведение тойук Матрены Ильиной «Хомус барахсан» на хомусе как народный напев «Оhуохай».
Развитие навыков игры по разновидности ударов: основные разновидности ударов (показ и обучение), групповые упражнения для пальцев, кисти руки. Оттачивание игры народных мелодий с применением разновидности ударов.
Концертно-исполнительская деятельность: составление репертуара групповых выступлений, репетиционные часы над исполнительским мастерством: единовременное начало, слаженная и уровновешанная игра, участие в городском фестивале и этно-культурных мероприятиях, подготовка к открытому занятию для родителей «Радость - родителям!».
Обобщение второго года обучения: повторение по пройденным темам, истории развития хомуса и по практике, проведение открытого занятия «Радость - родителям!», выступление воспитанников перед родителями.
3 год обучения
История развития хомуса: знаменитые кузнецы по изготовлению хомуса. В республике более 50 мастеров изготовителей хомуса, из них 10 мастера изготовители международного уровня. Реворий Чемчоев – Чомчоо Уус, Роман Готовцев, Петр Осипов – Толон Уус, Михаил Мальцев – лучшие мастера изготовители древнейшего музыкального инструмента в мире. Известные ансамбли: ансамбль хомусистов (рук. Л.Н. Турнин, Таттинский улус), «Алгыс» (рук. И.Е. Алексеев, народный ансамбль «Дьурул» (Намский улус), этногруппа «Айархаан» (рук. А.М. Дегтярева) и др. Хомус - любимый образ в произведениях якутских писателей с самого зарождения якутской художественной литературы. Экскурсия в музей хомуса народов мира. В итоге сочинении детей «Мой волшебный мир».
Приемы, внесенные с 70 – х годов: приемы игры на хомусе по системе И.Е. Алексеева, прием «Кэ5элэтии» - автор А.А. Пахомов, прием «Табыгыр» - автор И.Е. Алексеев, разновидности ударов: односторонний, двусторонний, переменный, боковые удары с помощью пальцев, на кончике пальцев с помощью ладони и пальцев и другие.
Оттачивание мастерства овладения техникой игры на хомусе: составление репертуара коллективного выступления, повторение и закрепление ансамблевой игры. Групповые занятия по видам ударов, на извлечение, изменение звуков, дыхания.
Концертно-исполнительская деятельность: участие в городских и республиканских фестивалях – конкурсах, репетиционные часы над исполнительским мастерством. Работа над сольными и ансамблевыми выступлениями. Сотрудничество с международным центром и МХНМ. Участие на республиканских и международных проектах.
Обобщение модульного курса: зачетные занятия: повторение по теории истории развития хомуса, по видам игры на хомусе, групповое выступление своего репертуара. Участие на национальном празднике «Ыhыах».
Ожидаемые результаты:
Результаты 1 года обучения:
К концу первого года обучения воспитанники будут:
Знать правила по ТБ и эксплуатации;
Проявлять заинтересованность;
Усвоение теорий и практических основ игры на хомусе;
Владеть культурой общения со сверстниками;
Приобрести навыки сценического общения с зрительским залом;
Результаты 2 года обучения:
Более углубленно знать теорий и практических основ игры на хомусе;
Проявлять удовлетворенность;
Приобрести навыки сценического общения с зрительским залом;
Принять активное участие на этнокультурных мероприятиях;
Результаты 3 году обучения:
Уметь создать свой репертуар;
Проявлять интерес и активность во внеурочной деятельности;
Успешность овладения образовательной программой модульного курса;
Уметь установить контакты со сверстниками и взрослыми.
Критерии и формы оценки качества знаний:
Способы оценки:
Отсутствие пропусков занятий без уважительных причин;
Участие в концертной деятельности;
Участие во внеурочных мероприятиях.
Критерии оценки:
Выразительность исполнения;
Чистота звучания;
Владение навыками по разновидности ударов;
Ощущение чувства ритма;
Результаты участия в концертной деятельности, фестивалях, конкурсах;
Активное участие в итоговом зачетном занятии модульного курса.
Критерии и формы оценки качества знаний.
Через уровни успешности, которые различаются степенью самостоятельности в решении задач: необходимый уровень - базовый.
программный уровень – сочетание умения и знаний, соответствующие требованиям данной образовательной программы.
максимальный уровень - возможности, превышающие требования данной программы.
Соотношение между баллами успешности и пятибалльными отметками такое:
Качественная оценка Баллы успешности (б.у.) Пятибалльная отметка
Не достигнут даже необходимый уровень. Незачет. 2 (двойка) - не аттестован, возможность исправить.
Необходимый уровень 1 б.у. – частичное освоение программы 3 (тройка), право исправить.
Программный уровень 2 б.у. – полное освоение программы 4 (четверка)
Максимальный уровень 3 б.у. – приближение к максимальному уровню.
4 б.у. – выход на максимальный уровень. 5 (пятерка)
5+ (пятерка с плюсом)
Учебно-тематический план
1 год обучения:
№ Перечень разделов, тема занятий Кол-во часов Теория Практика
1 Вводное занятие: ознакомление с деятельностью курса «Хомус». Инструктаж по ТБ. 1 1 -
3 Раздел 1: история развития хомуса.
7 3 4
1. Хомус-музыкальный инструмент народа саха. Основные части хомуса1 1 -
3. Известные мастера-изготовители хомуса:
С.И.Гоголев-Амынньыкы, Н.П. Бурцев, И.Ф.Захаров-Кылыадьы Уус.
1
1
-
4 Раздел 2. Первоначальные навыки игры.
6
3
3
1.Способы фиксирования хомуса: на руке, путем прижатия к губам, между зубами. 1 1 -
2. Упражнение для кисти руки. 1 - 1
3. Упражнение для губ. 1 - 1
4. Извлечение основного звука. 1 1 -
5. Изменение основного звука. 1 - 1
6. Простейшие приемы дыхания 1 1 -
5 Раздел 3. Наигрыши народных мотивов.
9
-
9
1. Народный мотив «Уруннуурэ дьиэлэрбэр». 2 - 2
2. Народный мотив «Сайын» игра на хомусе. 2 - 2
3. Народный мотив «О5о-о5о эрдэххэ»,
воспроизведение на хомусе. 2 - 2
4. Народный мотив «Саас буола5а», воспроизведение на хомусе. 2 - 2
5. Народные напевы «ОЬуохай» 2 - 2
Раздел 2. Традиционные приемы. 4 1. «Былыргылыы сыыйа тардыы»-традиционная умеренная игра. 1 1
2. «Куорэгэйдэтии»-подражание жаворонку-распространенный прием. 1 1
3. «Хаастатыы»-подражание гусиному пению-традиционный прием. 1 1
«Ат хаамыыта», «Ат сууруутэ» - подражание конскому топоту копыт 1 1
Раздел 4. Развитие навыков по разновидности ударов. 5
2 3
1. Основной и обратный удары (показ и обучение). 1
1 2. Переменный удар (показ и обучение). 1 1 3. Групповые упражнения для пальцев и кисти рук. 1 1
4.Игра народных мелодий с применением разновидностей ударов. 2 2
6 Раздел 4. Обобщение 1 года обучения.
6
-
6
1. Повторение пройденных тем, занятий. 1 - 1
2. Репетиционный час по разучиванию репертуара. 4 - 4
3. Выступление перед родителями на отчётном концерте 1
-
1
Всего 34 9 25
Календарно- тематическое поурочное планирование
1 год обучения
№ Тема занятия Количество часов Элементы содержания занятия УУД Дата
план Факт.
1 Вводное занятие: ознакомление с деятельностью курса «Хомус». Инструктаж по ТБ. 1 Ознакомление с деятельностью курса «Хомус». Инструктаж по ТБ. Формирование познавательных мотивов- интерес к новому.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
Целепологание, как постановка учебной задачи. Раздел 1: История развития хомуса.
2 2 1. Хомус-музыкальный инструмент народа саха. . Основные части хомуса1 Ознакомление с хомусом, основными частями хомуса. Знать историю возникновения хомуса, названия основных частей хомуса. Формирование познавательных мотивов- интерес к новому.
3 3. Известные мастера-изготовители хомуса:
С.И.Гоголев-Амынньыкы, Н.П. Бурцев, И.Ф.Захаров-Кылыадьы Уус.
1
Ознакомление с мастерами-изготовителями хомуса. Знать известных мастеров-изготовителей хомуса.
Формирование познавательных мотивов- интерес к новому. Раздел 2. Первоначальные навыки игры.
6
4 1.Способы фиксирования хомуса: на руке, путем прижатия к губам, между зубами. 1 Ознакомление со способами фиксирования хомусаВолевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения. 5 2. Упражнение для кисти руки. 1 Выполнение упражнений для кисти Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения. 6 3. Упражнение для губ. 1 Выполнение упражнений для губ Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения. 7 4. Извлечение основного звука. 1 Прослушивание и извлечение основного звука. Уметь извлекать основной звук. Стремление к самоизменению и приобретению новых знаний и умений.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения. 8 5. Изменение основного звука. 1 Упражнение к изменению основного звука. Стремление к самоизменению и приобретению новых знаний и умений.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения. 9 6. Простейшие приемы дыхания 1 Ознакомление с приемами дыхания. Стремление к самоизменению и приобретению новых знаний и умений.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения. Раздел 3. Наигрыши народных мотивов.
10
10
11 1. Народный мотив «Уруннуурэ дьиэлэрбэр». 2 Заучивание народного мотива, игра на хомусе. Формирование познавательных мотивов, эстетических чувств и чувства прекрасного.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
Умение слушать собеседника. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения. 12
13 2. Народный мотив «Сайын» игра на хомусе. 2 Заучивание народного мотива, игра на хомусе. Формирование познавательных и творческипх способностей.
Умение слушать собеседника. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения. 14
15
3. Народный мотив «О5о-о5о эрдэххэ»,
воспроизведение на хомусе. 2 Заучивание народного мотива, игра на хомусе. Формирование познавательных и творческипх способностей.
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения. 16
17 4. Народный мотив «Саас буола5а», воспроизведение на хомусе. 2 Заучивание народного мотива, игра на хомусе. Формирование познавательных и творческипх способностей.
Умение слушать собеседника. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения. 18
19 5. Народные напевы «ОЬуохай» 2 Заучивание народного мотива, игра на хомусе. Формирование познавательных и творческипх способностей.
Умение слушать собеседника
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения. Раздел 2. Традиционные приемы. 20 1. «Былыргылыы сыыйа тардыы»-традиционная умеренная игра. 1 Заучивание приема, игра на хомусе. Стремление к приобретению новых знаний и умений.
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения. 21 2. «Куорэгэйдэтии»-подражание жаворонку-распространенный прием. 1 Заучивание приема, игра на хомусе. Стремление к приобретению новых знаний и умений. 22 3. «Хаастатыы»-подражание гусиному пению-традиционный прием. 1 Заучивание приема, игра на хомусе. Стремление к приобретению новых знаний и умений.
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения. 23 «Ат хаамыыта», «Ат сууруутэ» - подражание конскому топоту копыт 1 Заучивание приема, игра на хомусе. Стремление к приобретению новых знаний и умений.
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения. Раздел 4. Развитие навыков по разновидности ударов. 5
24 1. Основной и обратный удары (показ и обучение). 1
Заучивание приема, игра на хомусе. Стремление к приобретению новых знаний и умений.
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения. 25 2. Переменный удар (показ и обучение). 1 Заучивание приема, игра на хомусе. Стремление к приобретению новых знаний и умений.
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения. 26 3. Групповые упражнения для пальцев и кисти рук. 1 Упражнения для пальцев и кистей Стремление к приобретению новых знаний и умений.
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения. 27
28 4.Игра народных мелодий с применением разновидностей ударов. 2 Игра народных мелодий с применением разновидностей ударов. Стремление к приобретению новых знаний и умений. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. 29 Раздел 4. Обобщение 1 года обучения.
6
29
30 1. Повторение пройденных тем, занятий. 2 Повторение пройденных приемов, мотивов Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. 31
33 2. Репетиционный час по разучиванию репертуара. 3 Разучивание репертуаров Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. 34 3. Выступление перед родителями на отчётном концерте 1
Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Использованная литература:
Алексеев И.Е. Искусство игры на якутском хомусе. Препринт. Якутск, 1988
Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? (практическое пособие) - М., 2005
Габышева Ф.В. О реализации ФГОС общего образования с учетом региональных и этнокультурных особенностей в республике Саха (Якутия). Вестник образования №23, 2011, с 13-18.
Жиркова А.С. Авторская образовательная программа «Обучение и воспитание детей через искусство игры на хомусе»
Хомус как этнокультурное наследие. Методические рекомендации для педагогов и родителей. Якутск 2011г.
Хомус в основной общеобразовательной программе образовательных учреждениях. Методические рекомендации для педагогов и родителей. Якутск 2011г.
Чахов А.И. Саха былыргы музыкальнай инструменнара. Якутскай 1993.
Шишигин С.С. «Методическое пособие игры на хомусе» - Якутск, 1995
Шишигин С.С., Алексеев И.Е. Чарующие звуки хомуса – Якутск, 1999
Шишигин С.С. Играйте на хомусе. Любителям музыки хомуса - Покровск, 2003