Разработки программы по курсу Школа этикета
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 – МНОГОПРОФИЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ПО КУРСУ «ШКОЛА ЭТИКЕТА»
Составитель:
Педагог-психолог первой
квалификационной категории
Якимчук Н.А.
2015-2016 учебный год
Изменения, происходящие в социально-экономической жизни России, оказывают существенное влияние на дальнейшее развитие системы образования. Они требуют повышения эффективности воспитания.
В “Конвенции о правах ребёнка” статья 29 сказано, что воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных, духовных и физических способностей в их полном объеме, т.е. на всестороннее развитие личности ребенка.
В настоящее время перед педагогами стоит цель, как помочь личности в разностороннем развитии. Это отражено в Законе РФ “Об образовании”.
Образование служит решению задач формирования общей культуры личности, её адаптация к жизни в обществе(статья 9, пункт 2).
Одной из основных особенностей современного периода развития системы образования в России является замена ценностей обучения ребенка на ценности его развития.
Образование, согласно Закону РФ “Об образовании” должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для её самореализации, формирование, картины мира, адекватной современному знанию, формирование гражданина, интегрированного в обществе и направленного на его совершенствование (статья 14, пункт 1.2.). Учреждение, работающее на будущее, должно быть ориентировано на развитие личности ребенка.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233 (Типовое положение к программам дополнительного образования) создаются условия для реализации в воспитательном процессе общечеловеческих, гуманистических ценностей с учётом требований конкретной жизненной ситуации. Решаются задачи – формирование представлений общественных отношений на уровне ближайшей микросреды и принятие её основных норм поведения.
Программа разработана в соответствии:
Конвенция о правах ребёнка.
Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ” № 124-ФЗ от 24.07.98 г.
Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” 120 – ФЗ от 24.06.99 г.
Федеральный закон “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” № 159 – ФЗ от 21.12.96 г.
Пояснительная записка
Жизнь ребенка в школе связана с включением его в различные социальные группы (сверстники, педагоги), где каждый наделён своими индивидуальными особенностями, а все вместе образуют социальную общность, в которой каждому ребёнку предстоит наладить взаимоотношения. Помочь подросткам почувствовать свою принадлежность к роду человеческому, формировать у детей представление мира в его развитии, расширить границы внутреннего мира – задача педагога.
Проводя анализ вопросов социально-личностного развития, можно выделить наиболее существенные проблемы:
у наших детей ярко выражена проблема с общением (замкнутость, пассивность).
проблема, связанная с различными отклонениями в поведении, это касается и гиперактивных детей.
проблема – здоровье. Обе эти проблемы тесно связаны между собой – это отрицательная наследственность.
чувствуют себя не такими как все, сравнивают себя с другими детьми; манера говорить, одеваться, общаться.
На основе этих проблем скоординировала следующие задачи, как помочь ребёнку лучше адаптироваться в обществе, расширить границы внутреннего мира подростка:
понимание детей своего места в жизни, формировать уверенность в своих возможностях.
раскрытие общечеловеческих норм морали, доброты, сочувствия, милосердия, взаимопонимания.
помочь освоить элементарные правила этикета.
развитие способности к самооценке, саморегуляции поведения и деятельности.
формирование представлений о здоровом образе жизни, через познание своего организма.
Решение этих задач даёт возможность положить фундамент, основ духовной личности, обеспечить чувство психологической защищённости, радости существования, чтобы каждый ребёнок стал: Человеком. Гражданином. Личностью.
На сегодняшний день проблема нравственного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, за столом, получаемых в детстве, впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так. В результате теряется естественность в поведении. Человеку кажется, что все взоры устремлены именно на него. Потерявший уверенность делает одну ошибку за другой, невпопад отвечает на вопросы, замыкается в себе.
Множество мелких ошибок свидетельствуют о дурном воспитании, неумении вести себя в обществе со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Решить эту проблему можно – научив ребёнка правилам поведения в обществе. Чтобы подготовить ребёнка к взрослой жизни, научить нормам морали, понимать логику определённых правил и взаимоотношений, адекватному поведению в общении с различными людьми, привить знания и навыки, необходимые на протяжении всей жизни. На основе этого я определила направление в работе: этические нормы жизни как регулятор поведения детей школьного возраста, и разработала программу: “Школа этикета”.
Поставила перед собой цель: способствовать созданию условий для самореализации детей, развитию их культурного уровня при специально организованной деятельности.
Для достижения цели поставила следующие задачи:
Формировать способы социального поведения подростков в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к окружающим.
Воспитывать положительные качества: вежливость, тактичность, милосердие, доброту.
Совершенствовать умение регулировать своё поведение.
Обучать детей правильному поведению в социуме.
Данная программа разработана для детей с 8 до 12лет.
Программа рассчитана на один учебный год, в количестве 140 часов. Состоит из 4 разделов: теоретической части – 62 часа; практической – 78часов. Занятия по два часа, два раза в неделю.
Работа над усвоением норм и правил этикета напоминает спираль: на каждом новом витке рассматриваются те же самые вопросы, но на более высоком уровне сложности, что необходимо учитывать при планировании тем.
Опираясь на методику обучения и развития навыков культурного общения детей, я включила в своей работе следующие разделы.
Раздел: “Из истории этикета”. Этот раздел предполагает изучение с детьми понятия “этикет”. Значение этикета в прошлом веке, этикет в настоящее время, и формах приветствия людей друг другу.
Раздел: “Общение и взаимоотношения людей”. Изучив этот раздел, дети учатся умению вести беседу, общению друг с другом, написанию писем и телефонному этикету.
Раздел: “Поведение в общественных местах”. После изучения данного раздела дети овладевают знаниями правильного поведения в общественных местах (на улице, в школе, в общественном транспорте, дома).
Раздел: “Гостеприимство”. Изучив данный раздел, дети обучаются знаниям и умениям приёма гостей, правилам сервировки, умению пользоваться столовыми приборами, умению вести беседу.
В работе с детьми особое внимание уделяю развитию умения понимать людей, проявлять доброжелательное отношение, развиваю эмоциональную отзывчивость, формирую правила и нормы культуры поведения в обществе.
При планировании воспитательного процесса включаю следующие формы работы:
1. Организационная форма.
а) познавательные занятия; б) занятия-беседы; в) игры-занятия; г) викторины, тесты, конкурсы.
2. Совместная деятельность учителя с детьми.
а) дидактические игры; б) упражнения подражательного характера на имитацию выразительных жестов, мимики, движений.
3. Самостоятельная деятельность.
а) сюжетно-ролевые игры; б) рассматривание иллюстраций, фотографий; в) детская продуктивная деятельность (свободное рисование, лепка, аппликация).
Благодаря специально разработанным занятиям, играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, к сверстникам и взрослым.
Принцип обучения соответствует возрастным особенностям детей. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе.
Ожидаемые результаты.
Умение формулировать понятие “этикет”.
Сформированное значение роли этикета в жизни людей.
Доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам.
Сформированные навыки в общественных местах.
Следование правилам поведения в различных ситуациях.
Сформированный навык сервировки стола.
Умение пользоваться столовыми приборами.
Тематический план программы
№ п/п
Название разделов и тем
Кол-во часов
Теория
Практи-
ка
1.
Из истории этикета
14
1.1
Ваш друг этикет.
4
2
1.2
Приветствуем друг друга
2
2
1.3
Давайте познакомимся
2
2
2.
Общение и взаимоотношения людей
2.1
Правила хорошего тона.
44
2
2
2.2
В мире вежливости.
2
2
2.3
Речевой этикет
4
8
2.4
Комплименты
2
2
2.5
Манеры
2
2
2.6
Сетевой этикет (e-mail)
2
2
2.7
Пишем письма.
2
2
2.8
Беседа по телефону.
2
2
2.9
Чаще улыбайтесь
2
2
3.
Поведение в общественных местах
3.1
По улице мостовой
28
2
2
3.2
Ох уж эти пассажиры.
2
2
3.3
Школьные годы чудесные.
2
2
3.4
Делу – время
2
2
3.5
Повседневный этикет
2
2
3.6
Театр, кинотеатр, вернисажи
2
6
4.
Гостеприимство
54
4.1
Милости просим
2
4
4.2
Искусство делать подарки
2
2
4.3
Красота на столе.
4
10
4.4
Семь бед – один обед.
2
2
4.5
Традиции гостеприимства.
2
2
4.6
Национальный этикет
2
2
4.7
Торжества семейные
2
2
4.8
Идем в гости
2
4
4.9
Внешность, одежда
4
4
Итого:
140
6
·2
78
Содержание программы
№ п/п
Название темы, мероприятия
Форма проведения
Средства работы
Цель
1.
“Из истории этикета”
1.1.
“Ваш друг этикет”.
Происхождение понятия “этикет”. Виды этикета. Аспекты этикета. Значение этикета в прошлом столетии. Роль этикета в настоящее время. Назначение этикетных норм этикета.
Беседа, занятия, рассказ.
Конспект занятий, учебные видеофильмы, слайды по этикету.
Дать детям понятие о происхождении этикета, его роли в нашей жизни.
1.2.
“Приветствуем друг друга”.
Приветствие – одна из форм вежливости. Роль приветствия в жизни людей. Формы приветствия и прощания. Правила хорошего тона. Интонации при приветствии.
Занятия, беседы, конкурсы, игры.
Карточки с этикетными формулами, слайды, видеозаписи.
Формирование у детей правил хорошего тона.
1.3.
“Давайте познакомимся”.
Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомств. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку.
Занятие, беседа, игры на приветствие, тесты, конкурсы, диспут.
Карточки с этикетными формулами, слайды по этикету.
Развитие умения детей вести себя в соответствии с правилами этикета.
2.
Общение и взаимоотношения людей
2.1.
“Правила хорошего тона”.
Обращение –одна из форм речевого этикета. Зависимость обращения людей друг другу, независимо от возраста, пола, социального положения. Формы обращения.
Занятия, беседы, экскурсии, викторины, анкеты, игры на развитие коммуникативных умений.
Карточки с этикетными формулами, таблицы по этикету, слайды.
Формировать у детей навык культурного обращения друг другу.
2.2.
“В мире вежливости”. Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.
Занятия, беседы, экскурсии, викторины, инсценировки ситуаций по теме.
Карточки с этикетными формулами, видеофильмы, слайды по этикету.
Воспитывать культуру этикета в общении с людьми.
2.3.
Речевой этикет-
правила речевого поведения. Речевой этикет включает:
- устойчивые формы обращения, изложения просьб, выражения признательности;
- способы аргументации с учетом сложившейся ситуации и т.п.
Занятия, беседы,
задания.
Карточки с формулами речевого этикета.
Способствовать повышению речевой культуры детей.
2.4.
Комплименты- это особая форма похвалы, выражение одобрения, восхищения внешним видом человека, его манерами, удачно сказанным словом. Облеченный в вежливую форму, он всегда доставляет удовольствие - в каждом из нас есть хоть немного себялюбия и тщеславия.
Занятия, беседы, инсценировка ситуации по теме.
Карточки с этикетными формулами,
слайды.
Учить детей делать и принимать комплименты.
2.5.
Манеры- это индивидуальный стиль поведения (в т. ч. общения), привычки человека, жестикуляции,
Занятия, беседы, инсценировка ситуации по теме.
Карточки с этикетными формулами,
слайды.
Учить детей правильным манерам
2.6.
Сетевой этикет
Правила этикета при общении по электронной почте (из справочной системы Pegasus Mail)
Занятия, беседы.
Карточки
Формировать навык общения по сети у детей
2.7
«Пишем письма».
Письмо – средство связи и общения между людьми. Культура письма, стиль, тон, внешнее оформление. Традиционное построение писем, аккуратность и разборчивость написания. Ответ на письмо, своевременность ответа.
Занятия, беседы, написание писем. Оформление конвертов.
Конкурс на правильно составленное письмо.
Слайды о значении письма в жизни людей.
Конверт. Иллюстрации по теме.
Учить детей культуре построения письма.
2.8
Беседа по телефону”.
Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Построение разговора по телефону
Занятия, беседы, инсценировка ситуации по теме, викторина, игры по теме, конкурсы.
Видеозаписи, аудиозаписи, слайды по построению разговора по телефону. Карточки с заданьем.
Формирование у детей навыков общения по телефону.
2.9
Чаще улыбайтесь
«Улыбайтесь чаще! Улыбка откроет для Вас дорогу везде!»
Занятия, беседы, игры по теме.
Карточки с эмоциями
Учить детей выражать свои эмоции.
3.
«Поведение в общественных местах»
3.1.
“По улице мостовой”
Улица общественное местонахождение людей. Внешний вид человека перед выходом на улицу. Правила поведения на улице. Умение обратиться с просьбой. Действие в опасных ситуациях. Встреча знакомого на улице.
Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме, викторины, тесты, экскурсии, конкурсы.
Видеоматериалы, слайды по теме, схемы, плакаты.
Карточки с этикетными формулами.
Прививать детям навыки и умения поведения на улице.
3.2.
“Ох уж эти пассажиры”
Правила поведения детей в общественном транспорте. Виды транспорта. Выработка правил поведения. Безопасность на дорогах. Знание правил дорожного движения.
Занятия, игры по предложенной теме. Инсценировка ситуаций, экскурсии, викторины, анкеты, тест.
Слайды по теме. Карточки с заданьем.
Учить детей культуре поведения в транспорте.
3.3.
“Школьные годы чудесные”
Школа - общественное местонахождение детей и педагогов. Правила поведения на уроке, перемене, в столовой. Умение соблюдать дисциплину. Неуместные капризы у детей.
Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме, викторины, тесты, экскурсии.
Карточки с заданьем, слайды по теме, видеоматериал.
Формировать у детей культуру поведения в школе.
3.4.
“Делу – время”
Отношения между сверстниками, воспитателями, и другими сотрудниками центра.
Этические нормы поведения, возможный выбор тем для беседы. Формы общения, умение не вмешиваться в разговор. Умение внимательно выслушивать взрослых.
Занятия, инсценировка ситуаций по теме, беседы, экскурсии, викторины, тесты, конкурсы.
Карточки с заданьем, слайды по теме, видеоматериал.
Усвоить основные этические требования, в поведении и общении с людьми.
3.5
Повседневный этикет
Занятия, инсценировка ситуаций по теме, беседы, викторины
Материал по теме
Учить детей быть внимательными к бытовым проблемам
3.6
Театр, кинотеатр, вернисажи
Беседа
Экскурсии
Учить детей вести себя правильно в театре, на вернисажах.
4.
«Гостеприимство»
4.1.
“Милости просим”.
Приглашение в гости, способы приглашения. Подготовка к приёму гостей. Законы гостеприимства. Основные правила поведения в гостях. Встреча гостей. Приглашение за стол. Угощение за столом и умение вести беседу.
Занятия, беседы, викторины, инсценировка ситуаций по теме, конкурсы.
Карточки
с заданьем, видеозаписи, слайды по теме.
Формировать у детей правила поведения и культуру гостеприимства.
4.2.
Искусство делать подарки
Беседа
Материал по занятию
Учить детей правильно и со вкусом выбирать подарки
4.3.
“Красота на столе и за столом”.
Понятие сервировки стола. Эстетика украшения блюд на столе. Правила пользования столовыми приборами во время трапезы. Хорошие манеры за столом.
Занятия, беседы, конкурсы по предложенной теме, инсценировка ситуации по теме.
Слайды по теме, видеозаписи, карточки с заданьем.
Формировать у
детей навыки и умения пользования столовыми приборами.
4.4.
“Семь бед – один обед”
Правила поведения за столом во время принятия пищи. История возникновения столовых приборов. Правила пользования приборами. Как и что есть за столом.
Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме, экскурсии, конкурсы.
Карточки с заданьем, видеозаписи, слайды по теме.
Формирование у детей культуры поведения за столом.
4.5
“Традиции гостеприимства”.
История возникновения народных традиций. Традиции русского гостеприимства. Народные гуляния к различным праздникам. Возникновение примет.
Занятия, беседы, дискуссия.
Видеоматериалы,иллюстрации, слайды по теме.
Воспитание у детей любви к русским традициям
4.6
Национальный этикет
Беседа
Материал по занятию
Формировать у детей культуру поведения
4.7
Торжества семейные
Занятия, беседы
Материал по занятию
Воспитание у детей любви к семейным традициям
4.8
Идем в гости.
Занятия, беседы, дискуссия
Слайды по теме
Формировать у детей правила поведения и культуру гостеприимства.
4.9
Внешность, одежда
Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме,
Видеоматериалы, иллюстрации, слайды по теме.
Формировать у детей навык «хорошего вкуса» во внешнем виде.
Список использованной литературы
Волович А.И. «Основы этикета и искусства общения», Школьная пресса, 2005г.
Бутелёва Б.В. “Поговорим о воспитании”. С.-Пб., 1994 г.
Вендербильт Э.К. “Культура поведения, этикет, мораль”. М., 1998 г.
Волченко Л.Б. “Этикет”. Ростов-на-Дону, 1996 г.
Вольф И.Т. “Современный этикет”. М., 1997 г.
Гольдин В.Е. “Речь и этикет”. М., 1983 г.
Крохина И.М. “Всё об этикете”. М., 1995 г.
Лихачёва Л.С. “Уроки этикета”. Екатеринбург, 1996 г.
Николаева Т.Н. “Этикет и мы”. С.-Пб., 1993 г.
Мудрик А.В. “Введение в социальную педагогику”. М., 1997 г.
Плоткин М.М. “Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате” М., 1982 г.
Титаренко А.И. “Нравственные основы общения”. М., 1997 г.
13 EMBED CorelDRAW.Graphic.13 1415
Root Entry