Методический материал Игры на невербальное общение
Игра «В стране глухих»
Внук как будто пришел к бабушке, которая уже старенькая и плохо слышит. На вопросы бабушки внуку приходится отвечать языком жестов. По ситуации внук может прийти со двора, из леса, из детского сада, из кино, со дня рождения.
Игра «Я и дедка, я и репка, я и Жучка, я и внучка»
Взрослому надо попросить ребенка, чтобы он рассказал знакомую короткую сказку, например, «Репка» от имени героев: то басом как дед, лаем как Жучка, то пища как мышь. Можно использовать любые короткие сказки. Другой вариант этой игры. Пусть ребенок изобразит пантомимически героев выбранной сказки, стараясь передать их характер. Можно обсудить с малышом характер изображаемых героев.
Игра «Оживи картину»
Для этой игры заранее приготовьте живописную картинку с речкой. Взрослый говорит: «Дотронься, малыш, воображаемой волшебной палочкой до картинки и оживи ее. Почувствуй запахи и расскажи о них, услышь звуки, расскажи о них, дотронься до предметов, деревьев, травы. Расскажи, какие они на ощупь». А потом пусть палочка перенесет ребенка в те места картины, которые не вошли на полотно: влево, за картину, вправо, вверх, вниз. Пусть ребенок пофантазирует что там. Не забудьте после игры выйти из картинки, закрыв ее волшебной палочкой.
Игра «Кому трон, кому пень»
Предложите ребенку изобразить пантомимой характер сидящего и его чувства:
а) царь на троне (властность, грозность, достоинство);
б) золушка на скамеечке (скромность, смирение);
в) разбойник в лесу на пне (злость, свирепость, глаза сверкают, точит нож);
г) бабушка в кресле (усталость, доброта, спокойствие);
д) красавица на стуле (элегантность, уверенность в своей красоте и неотразимости, с улыбкой ловит восхищенные взгляды).
Игра «Кто – кто в коробочке живет, что – что в коробочке лежит?»
Племя «молчунов» сидит у костра. Каждый по очереди достает из коробочки воображаемый объект: то птичку, которая тут же улетает с руки; то ужа, который вырывается; то горячий уголек. В этой игру говорить нельзя. Остальные члены племени должны догадаться – что каждый достал из коробки.
Игра «Превращусь-ка я в утюг»
Ребенку надо превратиться в бытовые приборы и изобразить: раскаленный утюг, старенькую стиральную машину, бодро идущий будильник, разрывающийся от звонка телефон, настольную лампу.
Игра «Кисонька ходила, хвостиком водила»
Подберите 6-7 предметов: кусочек ваты, кусочек меха, кисточку для рисования, кусочек поролона, полоску бумаги, стеклянный флакончик, деревянную палочку, кусочек ткани. До игры дети смотрят на предметы, трогают их. Взрослый называет предметы. Дети закрывают глаза, взрослый прикасается и ласково проводит по руке от кисти до локтя или по ноге от щиколотки до колена, или по щеке ребенка. Ребенок должен узнать и назвать предмет. Эта игра благотворно действует на здоровье ребенка, снимает напряжение, раздражительность, тревожность. Гармонизирует отношения с взрослыми.
Игра «Ох, нелегкая это работа»
Ребенку предлагается взять стульчик и по команде взрослого нести его то как легкий цветок, то как щенка, то как мешок с золотым кладом, то как кастрюлю, полную до краев воды. Необходимо изобразить, как надо двигаться в каждом случае.
Игра «Шепот, шепот, шепоток, кто шептал тебе, дружок?»
В эту игру могут играть сразу несколько человек. Выбирают из играющих водящего. Ему завязывают глаза и ставят к порогу. К нему подходит кто-нибудь из играющих и шепчет что-нибудь на ухо, а водящий должен отгадать, кто ему шепчет. Если не отгадает, то ему шепчут по очереди все остальные, пока он не угадает.
Игра «Обезьянка и зеркало»
Взрослый изображает обезьянку-кривляку, а ребенок – зеркало, которое повторяет все гримасы взрослого: надувает щеки, округляет рот, вытаращивает глаза, сужает глаза, морщит лоб, поднимает брови, растягивает губы в тонкую полоску (рот до ушей).“Как говорят части тела”Цель: учить невербальным способам общения.Воспитатель даёт ребёнку разные задания. Покажи:
как говорят плечи “Я не знаю”;как говорит палец “Иди сюда”;как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;как говорит голова “Да” и “Нет”;как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.
“Зоопарк”Цель: развивать невербальные способы общения.Каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.
“Сделай подарок”Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.
“День наступает, всё оживает...”Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.
“Здороваемся без слов”Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.