Конспект внеурочного занятия по русскому языку на тему: Странный язык земли фразеологизмов
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ «СОШ №37 Г.БЕЛГОРОДА» СОРОКИНОЙ МАРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
«К тайнам слова:
занимательная лексика и фразеология»
Класс: 5
Предмет: Русский язык
УМК:
Тема занятия: «Странный язык земли фразеологизмов»
Тип занятия: Занятие-путешествие
Цель: опознавать фразеологические обороты, устанавливать их отличительные особенности, правильно и уместно употреблять в речи.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- расширять представление о русском языке, его фразеологическом богатстве;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формировать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные:
- формировать умение извлекать информацию из разных источников (словаря, текста, иллюстрации);
- обобщать и классифицировать по признакам;
- перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, схемы, ключевые слова), владеть разными видами аудирования.
Регулятивные:
- формировать умение целеполагания;
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом занятия;
- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.
Коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других, нести ответственность за принятые решения;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- стремиться к координации различных действий в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- осуществлять взаимный контроль.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формировать умение отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов.
Планируемый результат: формирование умения опознавать фразеологические обороты, устанавливать их отличительные особенности, правильно и уместно употреблять в речи.
Основные понятия: фразеологизм, лексическое значение, устойчивые сочетания слов, свободные сочетания слов, употребление в речи.
Оборудование:
ПК учителя, мультимедийное оборудование;
презентация Power Point «Фразеологизмы»;
карточки с заданиями;
Организация учебного пространства: работа с классом, в группах, индивидуальная.
1 СЛАЙД
Ход занятия
1.Оргмомент.
Учитель приветствует класс:
Здравствуйте, ребята!
Вы знаете, сегодня я перед началом урока проверила нашу электронную почту и обнаружила в ней письмо для вас. Давайте прочитаем его.
2 СЛАЙД
Учитель читает письмо:
Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Дима. Ещё совсем недавно были мы дружны с Витькой, да так, что водой не разольёшь. Но однажды он полез ко мне драться. Теперь мы с ним живём как кошка с собакой. Посоветуйте, ребята, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук.
3 СЛАЙД
2. «Открытие» темы занятия.
Беседа учителя с учениками:
- Кто написал это письмо?
- Что мы узнали о мальчиках?
- Всё ли понятно вам?
- Как вы думаете, почему Дима обратился к нам с просьбой помочь?
- А что обозначают выделенные сочетания слов?
Ученики объясняют значение выделенных сочетаний:
Водой не разольёшь - очень дружны, неразлучны, всегда вместе.
Жить как кошка с собакой - быть в постоянной ссоре, вражде.
Как без рук – совершенно беспомощен.
4 СЛАЙД
Учитель: - Молодцы, ребята! А давайте теперь проверим себя. Посмотрите на слайд.
(Зачитывают и сверяют со своими ответами)
Учитель: - Как называются данные слова? (Фразеологизмы)
- Исходя из этого попытайтесь сформулировать тему нашего занятия: «Странный язык земли фразеологизмов». Сравните с темой на доске.
5 СЛАЙД
3.Целеполагание и мотивирование
Учитель: - Ребята, чем бы вы хотели заниматься на нашем сегодняшнем занятии?
(Дети отвечают: находить фразеологизмы, научиться самостоятельно их употреблять, использовать в речи)
6 СЛАЙД
- сформировать понятие… (фразеологизма)
- сформировать умение находить… (фразеологизмы в тексте)
- сформировать умение объяснять…(наиболее употребительные фразеологизмы самостоятельно)
- сформировать умение использовать...(умения использовать фразеологические обороты в устной и письменной речи.
Учитель: - Ребята, давайте попробуем дать определение понятию «фразеологизмы».
(Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.)
7 СЛАЙД
(Ученики зачитывают определение на слайде)
8 СЛАЙД
4.Открытие новых знаний.
Учитель: - Ребята, давайте выполним следующее задание. Нам нужно найти ошибочное толкование фразеологизма и дать ему верное определение.
Фронтальная работа (Найти ошибочное толкование)
тянуть кота за хвост – мучить бедное животное, таская за хвост (медлить)
наломать дров – заняться заготовкой дров на зиму (наделать глупостей, ошибок)
заморить червячка – держать червячка впроголодь, долго не кормить (утолить голод, перекусить)
кот наплакал – довести кота до слёз (очень мало)
подложить свинью – подарить на Новый год мягкую игрушку (сделать кому-либо гадость или неприятность)
показать, где раки зимуют – пригласить на зимнюю рыбалку (проучить, наказать)
спустя рукава – прилежно (небрежно, кое-как)
мартышкин труд – бесполезная работа
знать назубок – наизусть
с гулькин нос – мало
при царе Горохе – очень давно.
Учитель: - Какие вы молодцы! Замечательно справились с этим заданием!
9 СЛАЙД
5. Игра «Крокодил»
Учитель: - Ребята, все вы знаете игру «Крокодил». Знаете? (Дети отвечают). Я предлагаю вам в ней поучаствовать. Для этого мне потребуется один ведущий. Есть желающие? (ведущий вытягивает записку, где написан фразеологизм и с помощью жестов показывает содержимое записки, остальные обучающиеся отгадывают).
Слова для обыгрывания:
вешать нос
10 СЛАЙД
волосы становятся дыбом
11 СЛАЙД
встать не с той ноги
12 СЛАЙД
взять себя в руки
13 СЛАЙД
выйти из себя
14 СЛАЙД
плакать в три ручья
15 СЛАЙД
16 СЛАЙД
6. Игра «Печатная машинка»
- Какие вы молодцы, ребята! А кто-нибудь из вас знает что такое печатная машинка? А принцип ее работы вам известен? Я предлагаю вам поучаствовать в игре под названием «Печатная машинка». У каждого из вас на столе лежат буквы, в роли которых будете выступать вы. Я буду задавать вам слово, но не простое, а фразеологизм, который вы должны будете напечатать, вставая с места и называя свою букву по очереди. Пробелы в устойчивых сочетаниях буду обозначать я – хлопком в ладоши. Вы готовы? Тогда начинаем.
Слова для печати:
водить за нос
дело в шляпе
медвежья услуга
Филькина грамота
бить баклуши
Буквы: в, о, д, и, т, ь, з, а, н, с, е, л, ш, я, п, м, ж, у, г, б, к, ф, р (23 б)
7. Творческое задание. Сочинение-миниатюра «На уроке»
СЛАЙД 17
Учитель: - Ребята, сейчас вы поработаете в группах по 2 человека. Вам нужно написать сочинение-миниатюру на тему «На уроке», используя фразеологизмы, которые вы видите на доске: набрать воды в рот, повесить нос, бить баклуши, держать язык за зубами, хлопать ушами, ловить ворон. (5-7 предложений).
(Пишут творческую работу, затем читают её в классе, оценивая и рецензируя работы одноклассников)
8.Рефлексия.
18 СЛАЙД
Учитель: - Ребята, посмотрите на экран. Выберите фразеологизм, который характеризует ваше настроение в данный момент.
Настроение:
Душа радуется — охватывает радостное волнение по поводу чего-либо
Тоска зеленая — скука.
Брать за душу — глубоко трогать, волновать.
Буря в стакане воды — сильное волнение, возбуждение из-за пустяков.
Учитель: - На этом наше занятие заканчивается. Вы все молодцы. За хорошую и активную работу вы получаете бонусы хорошего настроения.