Конспект урока ПУЗ по русскому языку Как проверить орфограмму слабой позиции без словаря? (2 класс)

Как проверить орфограмму слабой позиции без словаря?
Ткаченко Марина Александровна
учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия № 10» г. Пермь
эл. адрес: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

2 класс. Система развивающего обучения (РО) Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Форма проведения: Урок ПУЗ (постановка учебной задачи).
Цель для учителя: Создать условия для открытия детьми нового способа проверки орфограммы слабой позиции.
Цель для учащихся: Открыть способ проверки орфограммы слабой позиции без словаря.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать умение работать с орфографическим словарем, определять слабую и сильную позиции звука в слове, открыть новый способ проверки орфограммы слабой позиции.
Способствовать развитию умения наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать; развивать грамотную речь, познавательную активность.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах; способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, гимнастику для глаз; приобщать детей к ЗОЖ.
Технические средства обучения: документ-камера
Методическая литература:
Репкин В.В., Некрасова Т.В., Восторгова Е.В. Русский язык.
Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы.
(Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). В 2-х частях. – М.: Вита-Пресс, 2010.
Некрасова Т.В. Методический комментарий к учебнику русского языка для 2 класса
Пособие для учителя четырёхлетней начальной школы. – М.: Вита-Пресс, 2010.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М.: Просвещение,1981
Самоанализ:
На уроке решались образовательные, воспитательные и задачи развития. Основные этапы урока ПУЗ соблюдены. Стержневым моментом урока было открытие учащимися нового способа проверки орфограммы слабой позиции. Имеющиеся знания и умения обеспечили успех в открытии.
В течение всего урока поддерживалась высокая работоспособность и хорошая психологическая атмосфера. Виды работ чередовались. Дети были заинтересованы материалом урока. На данном уроке, при отгадывании загадок, пригодился опыт учащихся, их наблюдения за окружающей действительностью.
Время урока было использовано рационально. Подведены итоги. Считаю, что дети усвоили материал урока. Цели урока достигнуты. В подтверждение этого привожу результаты ТДР № 1, которая проводилась на следующем уроке русского языка.

Диагностическая работа № 1

1. Найди слабую позицию – подчеркни.
[СЛАНЫ] [ДВАРЫ] [КОТ] [ДУП]

2. Догадайся, какую гласную нужно добавить к слову, чтобы согласная оказалась в сильной позиции. Запиши.
Заво[т] – заво. хле[п] – хле..
Фла[к] – фла.. матро[с] – матро..
Кро[т] – кро.. арбу[с] – арбу..

3. Вставь букву в слабой позиции.
Дв .. ры – двор
дро – ядра
Зв .зда – звёзды

4. Выбери (вставь) нужную букву. Запиши проверочное слово.
Сл(а,о)ны - __________ л(е,и)сты - ___________
В(е,и)сна - ___________ в(а,о)да - ____________

5. Вставь нужную букву. Запиши проверочное слово.
Сва - ___________ сле - _____________
грчи - __________ взгля - ____________

Умение находить в слове слабую позицию – 91%
Умение определять букву слабой позиции по указанному проверочному слову – 87%
Умение подбирать проверочное слово – 78%
Умение определять букву слабой позиции, по самостоятельно подобранному проверочному слову – 74%
Ход урока:
1. Орг. момент.
- Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок. У нас так много гостей. Мы гостям рады?
Оглянитесь! Улыбнитесь! Сегодня мы с вами продолжаем делать открытия в стране знаний.
2. Мин. чистописания.
- Наши гости желают нам удачи, а мы открываем тетради.
В тетрадях уже написано число, классная работа учащимися и три строки для чистописания и первичной эмоциональной рефлексии учителем.
Кому страшно и вот-вот побегут слёзки (спрячьтесь под зонтик).
Кому совсем не страшно, и кто готов к прыжку.
У кого солнечное хорошее настроение, на душе праздник.

Учитель подбадривает тех, кому страшно, выказывая уверенность в общем успехе.
3. Создание ситуации успеха.
На доске робот Сам-Самыч и конверт. Учитель берёт конверт, достаёт письмо и читает.
Ребята, Сам-Самыч в журнале нашел конкурс загадок и решил в нем поучаствовать, а нас попросит проверить, правильно ли он отгадал и записал отгадки.
Очень любит эта птица
Заглянуть на огород
И всё время повторяет
Слово «рак» наоборот.
Учитель показывает карточку со словом В_ РОНА, написание которого учащиеся уже знают наизусть.
Круглое, румяное
С дерева достану я,
На тарелку положу:
Кушай, мамочка, скажу.
Показывается карточка со словом, написание которого тоже уже известно.
Белая водица
Всем нам пригодится
Всё, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в нашу кашу.
Написание слова «М_ ЛОКО» второклассникам тоже известно.
А вот следующая загадка специально подобрана так, чтобы написание слова-отгадки учащимся не было известно.
Красный хвост в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Учащиеся, пользуясь известным способом проверки, находят слово «М_ РКОВЬ» в словаре и подтверждают правильность написания роботом.
Звери ходят с дивным носом,
Изгибая нос вопросом.
Что за звери, подскажите
Слово верно напишите.
4. Ситуация затруднения.
Со словом «СЛ_ НЫ» второклассники ещё не встречались. Пользуясь известным способом проверки, учащиеся обращаются к помощи словаря, но в словаре этого слова не находят. Возникает проблема.
Д: Надо как-то по-другому проверить, без словаря.
Учитель фиксирует проблему на доске: Как проверить орфограмму без словаря?
5. Конструирование способа.
У: Давайте для начала запишем это слово звуками. Кто пойдет к доске
[С Л А Н Ы] - Кто не согласен? Согласны? Спасибо. А ниже – буквами с пропуском орфограмм слабых позиций. К доске
С Л _ Н Ы
- Как вы думаете, какую букву надо выбрать для обозначения орфограммы слабой позиции?
- !!! Если нужно, посоветуйтесь друг с другом.
- Готовы? О чем молчите? Какие мысли возникли?
Д: «О», потому что есть слово слон.
Учитель фиксирует на доске букву О (слон)
У: Так ведь мы нашли слово слон, а у нас слоны
Д: Эти слова называют одно и тоже, но слоны - несколько предметов, а слон – один предмет.
У: Согласна, в слове слон – о, а в слове слоны?
Д: ПОЗИЦИОННО ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ЗВУКИ ОБОЗНАЧАЮТСЯ ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ
БУКВОЙ – это основной закон русского письма (ОЗРП).
У: Какое правило из него следует? Как мы будем писать? Какую букву выберем?
Д: По сильной позиции в том же слове.
У: Теперь мы можем смело записать буквами слово СЛОНЫ. Кто идет к доске?
СЛ_НЫ – СЛОН - СЛОНЫ
6. Физ. минутка.
Для разминки из-за парт поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей! И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперед наклоны – раз – два – три – четыре - пять.
Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять.
Начинаем приседать – раз – два – три – четыре - пять.
А потом прыжки на месте, выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку протянем, руки в стороны растянем,
А теперь пора учиться, да прилежно, не лениться.
7. Проверка способа.
У: Ребята, мы помогли Сам-Самычу проверить и записать слова? Теперь он может отправлять отгадки на конкурс?
Д: Да.
У: Я вас поздравляю! А вы обратили внимание, какой звук был в слабой позиции в слове слоны? Гласный или согласный?
Д: Гласный звук.
У: А поможет ли открытый нами сегодня способ, если в слабой позиции окажется согласный звук? Проверим?
Запишите звуками, а ниже буквами с пропуском орфограмм слабых позиций слово дуб.
К доске [Д У П]
ду_
У: Если нужно обсудить в парах, пожалуйста. Какой буквой надо обозначить согласный звук [П] в слабой позиции?
Д: Б - дубы.
У: Почему слово дубы можно считать проверочным?
Д: Это слово обозначает тот же предмет во множественном числе.
8.Фиксация способа в общем виде.
У: Как вам удалось найти сильную позицию согласного звука? Какой способ вы применили?
Д: Тот же. Мы изменили это слово по числу. Звук стал в сильной позиции (тогда буква соответствует звуку).
У: Давайте это кратко запишем. 1. СЛ. СИЛЬН.
2. БУКВА ТА ЖЕ
9.Подведение итогов. Рефлексия.
У: Мы сегодня хорошо поработали? А открытие в стране знаний нам удалось сделать?
Д: Да.
У: А какой любимый праздник у детворы зимой? Давайте сегодня нарядим первую елочку к новому году. Елка не простая, и игрушки необычные. Игрушками у нас будут магниты разного цвета.
Красный - понял сам и могу объяснить другому, научить.
Желтый - понял, смогу применить.
Синий - мне еще нужна помощь.
У: Молодцы! Спасибо за урок!




Заголовок 215