научно-методическая деятельность на темуЭкологическое воспитание детей


г.Новый УренгойМБОУ СОШ № 8уч. начальных классовЦокаева Хадижат Кутузовна Научно –методическая деятельность. Тема: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.Формирования экологической культуры у младших школьников.2.Рассмотреть с философской точки зрения экологическую проблему , как глобальную проблему человечества.3.Рассмотреть нормы экологического поведения и особенности восприятия младшими школьниками. 4.Изучить передовой опыт учителей в области экологического воспитания учащихся. Задачи 1.Моделирование экологических знаний -основа экологического образования в начальной школе. 2.Проведение экологических экскурсий совместно с родителями. 3.Роль игры в формировании экологической культуры. 4.Знакомство учащихся методами исследования краеведческого материала. Методы и формы экологического образования в начальной школе. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Дата Название международного дня. 19 февраля Всемирный день защиты морских млекопитающих22 марта Всемирный день воды1апреляМеждународный день птиц22 апреляДень земли5 июняВсемирный день окружающей среды8 июняВсемирный день океанов17 июняВсемирный день по борьбе с опустыниванием и засухой16 сентябряМеждународный день охраны озонового слоя Земли4 октябряМеждународный день защиты животных29 декабряМеждународный день биологического разнообразия Экологический календарь Тезисы: Повышение эффективности экологического воспитания детей младшего школьного возраста в семье находится в зависимости от взаимодействия и сотрудничества школы и семьи. «Как диалектическое явление, современная работа школы, семьи и общественности находится в постоянном изменении, совершенствовании своего содержания» Воспитать экологически грамотную личность одной школе трудно. Только единая, целеустремлённая работа школы и семьи может принести весомые плоды. Учитель должен знать микроклимат семьи, в которой живёт и воспитывается ребёнок, как относятся к его поступкам родители, бьют ли они тревогу о неблагополучии в его поведении. Эффективность семейного поведения, какую личность воспитает семья, зависит от педагогической грамотности родителей. А кто этому должен научить родителей? Отвечая на этот вопрос, мы можем сказать, что это школа и учитель. Школа может осуществлять правильное экологическое воспитание детей при наличии тесного контакта с родителями. Я считаю ,что экологическое воспитание во многом зависит от степени активности родителей. Так как большинство родителей заинтересовано в том, чтобы их дети росли здоровыми и физически развитыми, во многих семьях экологическому воспитанию детей уделяется определённое внимание. «Однако вопросам экологического воспитания детей в семье не хватает систематичности и последовательности, нет тесной связи учителей, классных руководителей с родителями. Поэтому это звено необходимо усилить, организовав для родителей экологический всеобуч» . В беседах на экологические темы очень важно знакомить родителей с тем, какие задачи ставит школа в экологическом воспитании детей на каждом году обучения и как согласовать работу школы с усилиями родителей. Во многих семьях есть животные, установлены аквариумы, выращиваются разнообразные цветы. Чтобы научить детей любить и беречь растения и животных, учитель или родители сами должны обладать такими качествами. При уходе за животными и растениями педагоги и родители должны помнить, что их отношение к представителям живой природы являются образцом, которому подражают дети.Для того чтобы быть образцом для своих детей, родителям необходимо постоянно пополнять свои знания и заниматься самообразованием, для этого в системе родительского обучения необходимо предусмотреть лекции и беседы по экологическому воспитанию в семье, лектории, круглые столы и т.д. . Работа школы с семьёй должна проводиться как в индивидуальной, так и в коллективной форме. Беседы с родителями дома, приглашение их на беседу в школу, консультации родителей по вопросам экологического воспитания детей. Во время посещений необходимо знакомиться с семьёй, изучить отношение членов семьи к вопросам охраны окружающей среды, любят ли в семье животных (наличие собак, кошек, птиц, аквариумных рыб, черепах и др.), выращивают ли дома цветы, имеются ли у них приусадебные или садовые участки, что умеет делать и каковы трудовые навыки и интересы ребёнка в семье, их отношение к нарушителям природы. Исходя из этого, учителя могут проводить индивидуальные консультации экологического направления, давать семье советы, если возникают трудности в каком-либо вопросе экологических знаний . К наиболее распространённым коллективным формам Гайсин И.Т. относит классные родительские собрания, собрания родителей по параллелям, общешкольные собрания, а также эколого-педагогическую пропаганду и работу родительских экологических университетов . Учителя школ, зная своих учащихся, особенности характера, уровень экологической культуры, должны организовать и возглавить работу по экологическому просвещению родителей. Так, при проведении индивидуальных, групповых и коллективных бесед по экологическому образованию и воспитанию младших школьников в семье можно использовать следующие темы: «Что такое «экологическая культура?», «Экология садового участка», «Младший школьник и его деятельность на садовом участке», «Народные традиции и экологическое воспитание младшего школьника в семье», «Мы идём за грибами и ягодами». «Растения и животные хвойного леса», «Наша семья идёт в поход» и т.д.При составлении планов работы с родителями по экологическому воспитанию детей в семье, рекомендуется избегать повторения в темах, проблемах, чтобы родители были уверены, что на собрании, лектории они получат новые, важные, необходимые сведения, в том числе и по вопросам экологического воспитания детей в семье, узнают положительные примеры данной работы из жизни класса, школы. Учителя и классные руководители при составлении тематики лекций должны учитывать пожелания родителей, а также особенности местных и региональных условий.Психологами подмечено, что дети лучше всего пропитываются данной идеей, когда сами её пропагандируют. В связи с этим большей поддержки со стороны родителей, учителей требует участие ребят в различных экологических праздниках («День птиц», «День леса»), экологических субботниках, операциях и т.п. Важной частью системы природоохранной пропаганды среди детей младшего школьного возраста является познание родного края с помощью экскурсий. Экскурсии на природу для младших школьников – это и выплеск энергии, и эмоциональное удовольствие и эстетическое наслаждение. Я, абсолютно согласна с Г.Паниным и С.Фоминым в том, что эстетическое отношение к природе следует развивать с самого раннего возраста, «то есть будить в ребёнке художника раньше, чем улица разбудит в нём потребителя, а то и разрушителя природы... Придёт время, когда человек с сорванным цветком будет рассматриваться таким же нарушителем нравственных норм, как пьяница и хулиган».Именно экскурсии в младшем школьном возрасте являются одним из самых сильных, тёплых взаимодействий между учителем и семьёй. Родители призваны помочь учителю в организации экскурсий, чтобы они не превращались только в развлекательные мероприятия, они должны нести информацию, как детям, так и родителям об окружающей природе. Преимущества экскурсии перед другими формами природоохранительной деятельности среди детей заключаются в следующем: 1) наглядность и разнообразие объектов изучения; 2) Высокая эмоциональность; 3) соединённость умственных нагрузок с физическими; 4) использование возможностей игры, например, экскурсанты представляют себя в виде «следопытов» и т.п. Таким образом , я считаю в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста в семье является тесное взаимодействие родителей, учителей и школы, деятельность которых должна представлять собой единую систему, включающую в себя важнейшие её компоненты – когнитивную, эмоционально-чувственную . Это означает, что в системе взаимодействия семьи и школы по воспитанию детей одинаково значимо экологическое просвещение родителей, воспитание экологических чувств и их совместная с детьми природоохранная деятельность. Именно в формировании этой установки и заключается значение взаимосвязи семьи и школы в решении задач экологического воспитания. Сердцевиной этой системы является выработка ценностей, среди которых и для родителей, и для детей главной наряду с такими ценностями как Земля, Родина, Семья особое место уделяется Природе. Список литературыГайсин И.Т., Хусаинов З.А., Хазеев Г.Х. Экологическое образование дошкольников. Учебно-методическое пособие. – Казань: КГПУ, 2002, – 96 с. Закирова В.Г. Педагогические условия воспитания гуманности у младших школьников в семье: Дисс….канд. пед. наук. – Казань, 1989. – С. 134.Материалы IV Международной школы-семинара по природоохранительной пропаганде «Трибуна». Киев – Нижний Новгород, 1994. – С. 81. ПланированиеРастения санитары3.Охраняемые территории Животный мир нашего края НасекомыеВредители Растительный мир нашего края Игра –викторина «Хвойный растения»сентябрьОктябрьНоябрьДекабрь ЯнварьФевральМартМайАпрель2.Экологические задачи 1.Эколого-краеведческая тропа