Разработка урока Как правильно писать эпистолярное письмо письмо. Хочу тебе рассказать о своем крае.


Методическая разработка урока письма по теме: "Хочу рассказать тебе о своем родном
крае"
Мохвиченко Людмила Андреевна, учитель начальных классов
Пояснительная записка.
Я, Мохвиченко Людмила Андреевна, родилась в 1955 году в К.Н.Р. городе Дальнем, теперь Далянь. Мой отец был военным летчиком, мама – домохозяйка.
После службы вся семья уехала в поселок Чегдомын, Хабаровского края. Наша семья была многодетной: мамочка, папа, 3 сестры и три брата.
С самого раннего детства нас приучали к труду. У каждого были обязанности. Старшая сестра Надюша помогала маме готовить обеды, стирать на металлической доске белье, ведь машин – автоматов тогда не было, брат Юра ухаживал за животными в сарае, колол дрова, заготавливал уголь, топил печь.
Я была средним ребенком в семье и мне приходилось нянчить младших, ухаживать за ними, вот поэтому в дальнейшем я и стала учительницей младших классов.
Мама работала вместе с отцом в шахте, тогда еще разрешалось женщинам там работать, все домашнее хозяйство, его ведение было в общих руках.
Всей семьей косили сено для коров, разводили домашнюю птицу, работали на огороде. Мы не знали, что такое голод, нищета, никогда не просили спонсорскую помощь, как некоторые семьи теперь. У мамы была «Медаль материнства», которую мы сейчас храним как семейную реликвию.
Наша мама была доброй, красивой женщиной, у нее был очень стойкий характер, мы никогда не видели ее слез и не слышали жалоб, людей она очень любила и могла отдать иногда последнее.
У жителей поселка до сих пор на дачах растут мамочкины розы….
Мою маму помнят еще и потому, что в то далекое время она терялась в тайге, о ней писали в газетах.
12 суток она провела там, блуждая и отыскивая дорогу к своим детям, людям.
Мама рассказывала, что когда она уже теряла сознание, то увидела дорогу с деревьями на которых сидели мы, ее дети …..Надя, Юра, Люда, Женя, Коля, Боря.
Прошли годы. Я сама стала матерью троих, теперь уже взрослых детей, но своим детям, внукам, детям в школе обязательно рассказываю этот случай, читаю статью из газеты «Молодой дальневосточник» за 2 ноября 1973год.
Разработку своего урока я посвящаю горячо любимой маме, Фроловой Валентине Григорьевне.
«И черная полоса может быть взлетной»
народная мудрость.
Цель: формировать функционально грамотную личность.
Задачи:
Обучающая:
1. Научить детей правильно писать личные письма, соблюдая все правила эпистолярного жанра.
2. Развивать умение и навык правильного изложения материала, грамотного письма, формулировать свои впечатления, осмысливать проблемы, связанные с конкретными событиями в повседневной жизни.
3. Научить использовать при письме средства выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворение)
Развивающая:
1. Развивать у детей умение передавать свои эмоциональные чувства (радость, сопереживание, участие, интерес) при помощи письма другим людям.
2. Развивать интерес к истории, природе и людям родного края.
3. Развивать личные качества учеников: трудолюбие, старание, терпение в жизни, чувство собственного достоинства, желание учиться в школе.
Воспитывающая:
1. Воспитывать достойного гражданина своей малой Родины, России.
2. Формировать активную жизненную позицию, чувство сопереживания и сопричастности ко всему, что происходит рядом.
3. Воспитывать уважение, почитание старших и пожилых людей, к дому, семье.
4. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру: людям, животным, природе.
Оборудование:
карта Хабаровского края,
презентация «Мой поселок на карте Родины»,
газета «Молодой дальневосточник» от 2 ноября 1973 года,
фотоальбом
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сегодня, друзья, необычный урок. На доске записаны пословицы. Как их понимать?
Смелость – города берет.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Один в поле не воин.
2. Постановка проблемы, тема урока.
Подводящий диалог. На доске записан текст стихотворения. Закрыты слова (письмо, ящик).
Письмо само никуда не пойдет, но в ящик его опусти
Оно пробежит, пролетит, проплывет тысячи верст пути.
Нетрудно письму увидеть свет: ему не нужен билет.
На медные деньги объедет мир, заклеенный пассажир.
- Кого можно назвать пассажиром?
- Требуется ли пассажиру билет?
- Как понимать выражение « нетрудно увидеть свет»?
- Почему пассажир заклеенный
- О каком пассажире идет речь?
- Какие слова можно написать и вставить в текст?
- Из какого стихотворения С. Я. Маршака взят этот отрывок? «Почта»
Учитель открывает слова, и ученики читают стихотворение выразительно.
- Ребята, как вы думаете, какая сегодня тема урока? Чем мы будем заниматься?
Каждому человеку в жизни предстоит отправить немало писем. Письма бывают разные: поздравительные, дружеские, деловые, информационные, благодарственные.
Сегодня на уроке мы будем вместе с вами учиться грамотно писать письма, последовательно излагать свои мысли, впечатления, использовать при письме средства выразительности.
- Как вы думаете, для чего люди до сих пор пишут друг другу письма, когда есть телефон, телеграф, компьютер?
Существует еще один очень древний способ отправлять письма – класть их в плотно закрытую бутылку и бросать в воду. Такое письмо может плавать по морям – океанам не один год, пока, наконец, не пристанет к какому-нибудь берегу.
Вот такую бутылку бросила в воду одна из жительниц нашего поселка Чегдомын, которая заблудилась в глухой тайге в 1973 году.
3. Памятка написания писем.
Вспомним правила написания писем.
Прежде чем писать, Вы должны подумать каким у вас будет текст письма: описание, рассуждение или повествование.
Вспомните правила написания делового, официального и личного письма.
Вспомнить написание слов: привет, до свидания, здравствуйте.
В письме не должны неоправданно повторяться слова. Например: Жили у меня старый добрый пес Полкан и кошка жила.
Слово, которое называет того, к кому ты обращаешься является обращением , всегда выделяется запятыми или восклицательным знаком. Например: Здравствуй, Миша! Как у тебя дела, Саша?
Каждую новую мысль нужно писать с нового абзаца и новой строки.
Тот, кому Вы пишете письмо, кому его адресуете, называется - адресат. Если Вы пишете письмо взрослому человеку, то слово Вы надо писать с большой буквы. Этим вы подчеркиваете свое уважение к старшему.
В написании письма используйте средства выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворение).
Когда Вы пишете письма, помните, что у всех людей увлечения разные, поэтому не используйте в письме слова, значения которых твой адресат может не знать.
Правильно используй фразеологизмы.
Исправьте ошибки из личного письма.
У меня сейчас хлопот полон рот. Я сломя уши бегу в школу. На уроке я считаю синиц и отвечаю невпопад. Когда я прихожу из школы. У меня ежовый аппетит. Ребята целый день бьют баклуши, гоняют лодыря и ловят мух.
В чем заключаются ошибки?
Помните!
На любом конверте или открытке должен быть указан точный адрес: индекс, название страны, города, улицы, номера дома и квартиры, а также должно быть написано кому адресовано письмо.
Чужие письма без разрешения читать категорически запрещается.
4. Новый материал.
Ребята, отгадайте ребус. РО 1. Правильно, Родина.
Это слово очень короткое, а какое дорогое каждому. А как еще можно назвать это слово, только в 1 слог? Русь.
Это слово пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.
У этого слова много значений. Подберите родственные слова!
Русь, русские, Россия, россияне.
Почему слова являются словами – родственниками? Правильно! У них один корень.
Эти слова можно представить одним большим дубом. Дуб могучий, большой, у него огромный корень, а это значит, его тяжело сломить, вырубить.
Кто такие русские? Что такое Россия? Кто такие россияне?
Наша Большая Родина – это Россия, а сердце России – город Москва.
Великий педагог К. Д. Ушинский писал: «Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы ее зовем потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все для нас родное. Зовут матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила нас своему языку. Как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов».
Кто знает, что такое малая Родина?
Есть на карте нашей Родины незаметная точка. Точка - поселок городского поселения - Чегдомын. Это наша малая Родина. Чегдомын в переводе с якутского языка «черный камень», «сосновая вода». Мороз зимой 40 градусов, в крещенские морозы 50 градусов.
Среди сопок, как в чаще, прилег Чегдомын
Он в районе всех краше и нами любим
Чегдомын был построен для наших людей:
лесников и шахтеров, рабочих, врачей.
Чегдомын, Чегдомын, - тихо шепчет река,
БАМ ты строил, работа твоя не легка
Чегдомын, Чегдомын, шелестят нам леса
Ты и дом наш, и гордость, и наша краса.
Окружает тебя зелень наших лесов.
Здесь кустарников много и разных цветов
Там адонис желтеет, саранка видна
Тут былиночка сердцу близка и родна.
Так писала уважаемая в поселке учительница русского языка Т. М. Кузнецова.
Чегдомын – это наша малая Родина, наш общий дом.
Дом - это семья, родные, это очаг. Дом – это то место, куда тянет каждого человека, где бы он ни находился, потому что в доме тепло и уютно, потому что в нем есть родные.
(Чтение стихов « Родные места» и просмотр презентации слайдов «Мой поселок на карте нашей Родины»).
1. В родных местах ромашкой пахнет ветер
И до травинки вся земля своя
В родных местах и солнце ярче светит
И серебристей голос у ручья.
2. Пусть мне твердят, что есть края иные
Что в мире есть иная красота
А я люблю свои места родные
Свои родные, милые места.
3. В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга.
Стволы берез – прямее и стройнее
И разноцветней радуги дуга.
4. В родных местах на капельках росинок
Горят зари веселой огоньки
В родных местах все лучше и красивей
От звезд ночных до утренней росы.
А самая главная ценность нашей малой родины – это ее люди: шахтеры, строители, ваши папы и мамы, дедушки, бабушки и вы.
Сурова и прекрасна природа нашего края.
На севере Хабаровского края есть красивейший уголок, где горы покрыты таежными лесами и увенчаны снеговыми шапками, где бурлящие реки пробивают себе путь через каменные преграды. А животный и растительный мир настолько необычный, что с непривычки трудно поверить в их реальность.
Первозданность дикой природы и ее неповторимость побудили создать здесь заповедник, получивший название Буреинского. Произошло это в 1987 году.
Разнообразен животный мир заповедника: 40 видов млекопитающих, наиболее заметны копытные (лоси, северные олени, кабарга, изюбр, косули, северные бараны),130 видов птиц. Местная флора насчитывает 509 видов сосудистых растений, 29 из них редкие исчезающие виды, 293 вида мхов.
Богата тайга грибами да ягодами. Местные жители знают много ягодных мест брусники, лимонника. Они часто занимаются заготовками ягод и грибов. Тайга хранит еще до сих пор много тайн, непроходимых болот и топей.
2 ноября 1973 года в газете «Молодой дальневосточник» вышла статья в которой говорилось о том, как простая русская женщина потерялась в глухой тайге и почти 12 суток боролась за свою жизнь. Она стала знаменитостью поселка, выжила в схватке с двенадцатидневным одиночеством в тайге.
5. Работа с новым текстом.
Чтение статьи «Я шла к людям». (рис.1, рис.2)
6. Беседа по содержанию:
Способность чувствовать и говорить дана только человеку. Мир чувств – это очень яркий, интересный, загадочный мир. И он у каждого из нас свой – неповторимый, удивительный, индивидуальный.
Мы всегда, в любой жизненной ситуации, испытываем разные чувства. А если сказать точнее, когда мы чувствуем, мы переживаем, сопереживаем.
- Что вас поразило?
- Почему женщина осталась жива?
- Как ей удалось вынести такое испытание?
- Что нужно было знать, чтоб выжить ? - Какие опасности поджидали героиню на каждом шагу?
- Могла ли помочь ей бутылочная почта?
- Верила ли Валентина Григорьевна в людей?
- Какие качества характера помогли ей преодолеть трудности?
- Как победила женщина свое одиночество в таежной глухомани?
- Была ли героиня одинока в душе? Что заставляло идти ее вперед, не отчаиваться? О ком она думала? На кого надеялась?
- Можно ли назвать Валентину Григорьевну героиней? Почему?
- Переживали ли близкие, родные за Валентину Григорьевну?
- Какие чувства они испытывали? Кто им помогал?
- Смогли бы ли вы одержать такую победу?
- Поразила ли Вас статья?
- Почему статья называется «Я шла к людям»?
- Хочется ли вам написать о ней своему другу?
- Ребята, а что нужно сделать, чтоб было легче описывать, рассуждать, повествовать?
- Конечно, составить краткий план.
- Удобно ли составить его по дням?
7. Составление плана.
Встреча корреспондента газеты с Фроловой Валентиной Григорьевной.
Первый трудовой день.
«Я поняла что заблудилась».
Звериные тропы.
Встреча с медведем.
Избушка на реке Илиме.
«Костры – мои помощники в тайге».
Вертолет – спасатель.
«Скажите спасибо всем хорошим людям».
При написании письма можно воспользоваться и памяткой, которая отражает структуру письма. (Памятка выдается детям, испытывающим трудности в обучении).
Памятка.
Зачин: место и дата написания, приветствие, обращение.
Информационная часть: основная информация, которую нужно передать). Концовка: итоговые фразы (До свидания! Всего хорошего! С благодарностью к Вам, приветы знакомым и близким, просьбы.) Друзья, подходят ли пословицы, написанные на доске к теме нашего урока? Почему?
Подойдут ли такие пословицы:
«Жизнь прожить – не поле перейти», « Жизнь дана на добрые дела», «В жизни можно все исправить – не исправишь только смерть».
Можно ли статью назвать текстом? Почему?
Как можно было еще озаглавить текст?
Какие чувства испытали вы, читая статью?
Можно ли сказать, что Валентина Григорьевна - это достойный гражданин нашей Родины?
Можно ли сказать, что женщина выжила благодаря вере в людей, любви к своим детям, дому?
5. Заключение.
Ребята, почти в каждом письме могут стоять две буквы Р. С.
Это означает, что автор письма хотел бы поделиться еще одной важной мыслью.
Мне сегодня очень хочется сказать вам, что эта бесстрашная женщина была моей мамой. Для нас, шестерых детей, те далекие дни были тоже большим испытанием.
Бабушка раздувала огни в печке и просила нас кричать в печь «Мамочка, иди домой!», и мы, прижавшись друг к другу, кричали. Мы не плакали, мы верили!
Знакомые, незнакомые люди приносили нам еду, поэтому мы были сыты!
В чегдомынской деревянной школе №1 нас поддерживали учителя, товарищи, друзья! Мы в своем горе были не одиноки!
Администрация поселка все 10 дней неустанно вела поиски нашей мамочки, было затрачено много средств на горючее вертолета!
Весь поселок сопереживал нам, мы были не одни! Нам помогли люди!
А теперь просмотрите фотоальбом тех лет. Обратите внимание, как жили люди в то время, на их быт. Внимательно вглядитесь в лица, глаза, ведь они зеркало души.
Пройдут, ребята годы. И вы, оглянувшись назад, наверняка, спросите себя: «Что полезного я успел сделать?» И я уверена, что большинство из вас сможет достойно ответить на этот вопрос и счастливо улыбнется.
А что такое счастье? Я хочу ответить на этот вопрос любимым стихотворением моей мамы:
Что такое счастье? Это очень просто:
Это, когда люди зажигают звезды,
Это, когда в мире от тебя теплее.
Это знать, что все мы – внуки Прометея.
Что такое счастье?
С правдой быть в ладу,
Малого и старого не давать в беду.
Первым в каждом деле подавать пример,
Брать при штурме цели точный глазомер.
Что такое счастье?
Строить день-деньской,
Чтоб остаться долго в памяти людской.
Мирно жить с соседом, презирать скандал,
Накормить обедом, кто в пути устал.

Что такое счастье? Молодым умом
Постигать науки на пути земном.
Верить в человечность, коль придет беда.
Чуткость и сердечность проявлять всегда.
Я думаю, что статья специального корреспондента газеты «Молодой дальневосточник» и мой рассказ, затронул тонкие струны души и вам захочется рассказать, написать о ней другим людям.
Поделиться…