Презентация к уроку истории (6 класс)


Ермолаев Пётр 6 «Б» класс ГБОУ СОШ № 386 , Ермолаева Наталья Петровна Медина Мекка Арабы жили на Аравийском полуострове в Юго-Западной Азии.Сухие степи и безводные пустыни занимают большую часть этой территории. Мухаммед-житель Мекки, в 610 году выступил с проповедью новой религии - Ислам.Мухаммед утверждал, что нет Бога кроме Аллаха, что он сам – его «пророк» .Мухаммед призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру. Его сторонники видели в нём посланника небес. Все, кто принимал веру, называли себя мусульманами. Коран состоит из коротких фраз- заклинаний. Их легко запомнить. Составляют Коран 114 глав, называемых суры. В Коране рассказано о сотворении Аллахом мира и человека, изложены основные правила жизни мусульманина.  Все возможные поступки мусульманина подразделяются на пять категорий:ФАРЗ- строго обязательные, предписанные деяния;МАНДУБ - одобряемые, но не обязательные деяния;ХАРАМ - категорически запрещенные действия;МАКРУХ - незапрещенные, но неодобряемые действия;МУБАХ - действия, к которым ислам относится нейтрально. Правдивость (ас-сидк).Надёжность и верность (аль-амана).Искренность (аль-ихлас).Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы и спора (адаб аль-хадис).Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца (салямат ас-садр).Сила нравственная и физическая (аль-кувва).Терпимость и умение прощать (аль-хильм и ас-сафх).Скромность (аль-хайя).Достоинство и самоуважение (аль-изза).Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию (аль-ильм).Желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам (аль-хирс аля аль-вакт).Щедрость (аль-джуд валь-карам).Терпение (ас-сабр).Разумное управление своими средствами (аль-иктисад).Общительность, доброе отношение к окружающим (ат-тааруф).Пристрастие к чистоте и красоте (ан-назафа ваттаджммуль).Отвращение к злу и греху (таджаннуб аль-аатам валь шубухат). После смерти Мухаммеда Арабским государством управляли халифы ( заместители пророка) . При них многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова и обрушились на Византию и Иран. Многие города сдавались с условием, что жителям сохранят жизнь и имущество. В 750 году власть в халифате перешла к династии Аббасидов. Во время их правления арабы заняли такие важные территории, как острова Сицилию, Кипр и часть юга Италии. Вся земля в халифате считалась собственностью халифа. Вскоре после прихода к власти Аббасидов халиф основал на месте небольшого селения на реке Тигр новую столицу – Багдад. Государство арабов при Аббасидах называлось Багдадским халифатом Наивысшего расцвета Багдадский халифат достиг в годы правления Харуна ар- Рашида (768-809 ) -героя «1000 и 1 ночи»,где он показан мудрым и справедливым политиком.Но он был деспотом.Опасаясь жить в городе халиф поселился в соседней крепости. В столицу халиф наведывался, чтобы с помощью наказаний добиться от жителей уплаты налогов.Казнил своего везира, а его богатства и дворцы забрал в казну Борьба покоренных народов подрывала власть арабов. Из жителей Средней Азии халифы набирали гвардию, но скоро ее начальники стали назначать халифов. Наместники-эмиры передавали свои престолы по наследству и не подчинялись халифам. В VIII в.возник Кордовский халифат, в IX в. отделились Египет, Северная Африка, Иран и Афганистан. В 1055 г. турки-сельджуки захватили Багдад и халиф короновал их предводителя титулом султана. В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним — арабский язык. Его называли «латынью Востока». Каждый мусульманин, если собирался занять какую-либо должность, должен был получить образование (частная школа, наёмные учителя, лекции и беседы знатоков Корана). При мечетях открывались высшие школы – медресе. Чем больше известных людей окружало знатного человека, тем выше был его престиж и слава. Писатели и учёные жили во дворце халифов. Образование В халифате развивались математика, астрономия, география, медицина. Арабские математики создали алгебру, пользовались индийскими цифрами. В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе.Учёный Аль- Бируни (973-1048) высказал гениальную догадку, что центром Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него В большом почете у арабов была география. Об этом говорит пословица: «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия. Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сина (980— 1037), в Европе его называли Авиценна. Он был очень разносторонним мыслителем — философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов.Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать. Развивалась и литература: чудесные сказки, рассказы о путешествиях и приключениях, смешные истории.Ещё до ислама у арабов возникла богатая поэзия.Знакомство с культурой покорённых народов принесло «вечные» вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о любви и измене, о бедности и богатстве Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934—1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шах-наме» («Книга царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев. Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра — дворец эмира в испанском городе Гранаде. В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями.Около мечети возводили один или несколько минаретов — высоких башен, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители. Значение культуры халифата.1) Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний. 2) Труды арабских математиков, врачей и астрономов служили руководством для ученых средневековой Европы. 3) От арабов европейцы получили не только цифры и новую систему счета, но и знания по астрономии, в том числе названия многих звезд. 4) У арабов они научились чертить более совершенные карты, позднее — пользоваться компасом и глобусом.5) Сочинение Авиценны по медицине, переведенное на латинский язык, до XVII века было настольной книгой европейских врачей. 6) Мусульманское искусство повлияло на особенности архитектуры, на многие моды и обычаи Испании и Южной Италии, многих стран Африки. С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом через завоеванную арабами Испанию. 7) В огромных библиотеках здесь хранились старинные рукописи. Многие труды древнегреческих ученых и писателей, а также мыслителей из стран халифата стали известны в Европе благодаря арабам. Арабески- сложные геометрические узоры АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ ИМПЕРИЯ КАРЛА ВЕЛИКОГО Форма правленияТеократическое государство (от гр. tueos - бог, kratos - власть) буквально- власть Бога, такая форма правления, при которой главой государства считается Бог, а управляет государством «пророк»- наместник Бога на земле Халиф – духовный и светский глава мусульманской общины и мусульманского теократического государства (халифата). Форма правленияРаннефеодальная монархияВ условиях междоусобных войн один из вождей, опираясь на войско, из выборного военачальника превращается в главу государства и начинает передавать верховную власть по наследству. Он раздаёт земли за службу своим вассалам в награду за службу. Появляется «феодальная лестница». АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ ИМПЕРИЯ КАРЛА ВЕЛИКОГО Кто владел землёй ?. По законам халифата, вся земля в государстве принадлежала халифу. Он наделял за службу своих приближенных и подданных, но после их смерти наделы и все имущество возвращались в казну. Только халиф имел право решать, оставить земли покойного его наследникам, или нет. Кто владел землёй ?Главным землевладельцем был король. Он раздавал часть земель своим вассалам за службу.