Урок истории в 5 классе по теме Могущество Древнего Египта.
Тема урока. Могущество Древнего Египта.
Цель: раскрыть составляющие силы , успеха, могущества Древнеегипетского государства.
Задачи узнать:
Об устройстве египетской армии;
О завоевательных походах фараонов;
О египетских иероглифах;
О том, как письменность служила увековечиванию славы и могущества Древнего Египта.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: ЦОР, информационные листы.
Ход урока.
I Организационный момент.Организация класса. Приветствие.
Установка на успех СЛАЙД 1.
На столах лежат Информационные листы (перевернуты), они нам сегодня понадобятся для работы в парах.
II Актуализация знаний. СЛАЙД 2.
Проверка домашнего задания.
СЛАЙД 3, СЛАЙД4, СЛАЙД 5, СЛАЙД 6, СЛАЙД 7, СЛАЙД 8.
Последнее задание Слайда 8 записано на информационных листах.
Работа в парах. Оформление тетрадей. Решение задания №1.
Задание №1.
Подсчитайте, что было раньше, завоевания фараона Тутмоса или постройка пирамиды Хеопса? На сколько? Историческая справка: пирамида Хеопса была построена 2600 лет
до н.э. завоевания Тутмоса приблизительно в 1500 году до н.э. Не забудьте начертить ленту времени и отметить на ней необходимые даты.
Проверка решения на ДОКУМЕНТ-КАМЕРЕ:
2600 г. До н.э. 1500г до н.э. …… 2 в.до н.э. 1в.дон.э. 0 1.в.н.э. 2в н.э………
2600-1500= 1100 – на 1 100 лет раньше построена пирамида Хеопса.
Подготовка определению темы урока.
СЛАЙД 9 Игра «Ассоциации»
Какие ассоциации возникают у вас, когда мы говорим о Древнем Египте?
Египет – одна из древнейших цивилизаций. Можно ли сказать, что это было развитое государство? Докажи. (Развитое хозяйство, торговля, интересная культура)
Кто управлял страной?
Кто поддерживал власть фараона, помогал ей укрепиться, помогал строить мощное государство? СЛАЙД 10
Фараоны в своих руках сосредоточили большую власть. Эту силу и власть поддерживала армия. И от этого древнее Египетское государство становилось ещё сильнее и влиятельнее. Помогите мне подобрать синоним к этим словам.
МОГУЩЕСТВЕННЕЕ (кликнуть по слайду).
СЛАЙД 11
Просмотр видео 1 мин. 3 сек.
Итак, какова же тема нашего урока?
СЛАЙД 12.
Учащиеся называют цели (задачи) урока.
На уроке необходимо решить проблему (она должна быть записана на доске еще до урока)
ЧТО СПОСОБСТВОВАЛО УКРЕПЛЕНИЮ МОГУЩЕСТВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА?
III Изучение темы урока.
Древний Египет переживал периоды расцвета и упадка. Многократно он подвергался нашествиям врагов. Но и фараоны вели завоевательные войны. Для поддержания власти внутри страны, отпора врагам и завоевания новых территорий правителям Египта нужна была армия. СЛАЙД 13
Прочитать задание по слайду, обратить внимание, что работают в парах, что обязательно должны рассказать др. др.
Самостоятельная работа учащихся – 4 мин.
Презентация ответов.
Задание №2.
Прочитай пункт параграфа 14 «Армия фараонов».
Подготовь рассказ о древнеегипетской армии по плану:
Для чего создавалась армия?
Какие воины были в египетской армии?
Чем они были вооружены?
Когда появились отряды воинов на колесницах?
Как они сражались?
Кто командовал армией?
Во время рассказа учащихся учитель демонстрирует СЛАЙД 14, СЛАЙД 15,
СЛАЙД 16.
Ф И З М И Н У Т К А Армия фараона отправляется в поход.
В путь по горячей пустыни мы отправляемся дружно (Встали, маршируют)
Чтобы до цели дойти, серьезно готовиться нужно! (Маршируют)
Посмотришь направо, налево, жгучий песок, нет дороги.(Повороты головой)
Обувь должна быть надежной, чтоб защитить нам ноги.(Топают дружно ногами)
Жаркое солнце слепит, быстро глаза закрываем, (Закрывают глаза)
В горле у всех пересохло, очень хотим мы напиться, (Запрокидывание головы назад)
Как хорошо, что заранее, мы запаслись водицею.( Вращение головы)
Глубже вдохнем, не надышимся (Глубокий вдох и медленный выдох)
Мы утомились, присели! (Приседания)
Зной нестерпимым кажется .Но близко уже до цели!
Фараоны Нового царства совершали успешные походы СЛАЙД 17 На юге они завоевали Нубию, богатую золотом. На западе подчинили Ливию. Самые крупные завоевания были совершены в период правления Тутмоса III Фараон Рамсес II вел войну с могущественным царством хеттов. После ее завершения был подписан мирный договор. Это первый мирный международный договор известный нам из исторических источников.
Разрешение проблемы: СЛАЙД 18
На карте представлено три периода Египетского царства:
Как изменился размер территории царства более чем за полутора тысяч лет?
В результате чего это произошло?
Можно ли сказать , что ведение войн способствовало укреплению могущества государства? Докажи! ( территории, использование пленных рабов на тяжелых работах, развитие торговли, доходы от торговли, налоги с завоеванных территорий, военное превосходство, развитие науки, культуры, письменности) СЛАЙД 19.
Историю Египта помогают изучать не только замечательные архитектурные сооружения, которые привлекают туристов в эту страну, но и древние рукописи, дошедшие до нас папирусные свитки. СЛАЙД 20
Прочитать задание по слайду.
Самостоятельная работа учащихся – 4 мин.
Презентация ответов.
Задание №3.
Древнеегипетская письменность.
Более 5 тысяч лет назад египтяне изобрели иероглифы. «Иероглиф» - по-гречески означает «священное письмо», «священный знак». Первоначально это был упрощенный рисунок, обозначающий определенное слово. Позднее иероглифы могли обозначать слоги и даже звуки, но только согласные. У древних египтян обозначения гласных звуков не было. Египтяне чаще писали на папирусах. Папирусы изготавливали из тростника. Листы папируса склеивали, а затем сворачивали в свиток. Благодаря папирусам мы узнали о религии, одежде, образе жизни египтян в древности, о военных походах и победах фараонов.
Прочитай текст «Древнеегипетская письменность».
Подготовь рассказ по плану:
Когда возникла древнеегипетская письменность?
Что такое иероглифы?
Что представляли собой иероглифы?
Какие знания древних египтян были запечатлены на папирусах?
Во время ответа учащихся учитель демонстрирует СЛАЙД 21, СЛАЙД 22, СЛАЙД 23,
СЛАЙД 24.
IV. Подведение итогов урока.
СЛАЙД 25
Ответ на вопрос слайда.
V. Рефлексия.СЛАЙД 26 Воспользуйтесь фломастером или цветной ручкой, чтобы выразить свое отношение к уроку. ( Можно нарисовать и в тетрадях и тогда учитель обращает внимание на аккуратность работы, смайлик не должен быть большим и учитель быстро пробегает между рядами, чтобы увидеть рисунки. Можно раздать четвертинки листа А4 и тогда дети нарисовав, показывают учителю карточки).
VI. Домашнее задание СЛАЙД 27
Ссылка – для тех, кто хочет больше узнать об этой удивительной стране.
Прощание СЛАЙД 28. Прочитать! Поблагодарить!
УДАЧИ
Курсив – слова учителя.