ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ И ЕЁ ВОЗМОЖНОСТИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ И ЕЁ ВОЗМОЖНОСТИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Всем известно, что пальцы рук уникальны. Они наделены большим количеством рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кистях рук акупунктурные точки, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Существует прямая связь рук и мозга. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь. Поэтому психологи рекомендуют родителям уже с новорожденными детьми играть в пальчиковые игры. А в развитии мелкой моторики, тактильных ощущений и мышления песок просто незаменим. Игра с песком развивает у детей диалогическую речь, они учатся правильно строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными, числительными, подбирать уменьшительно – ласкательные формы, классифицировать предметы.
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит Но именно это простое действие хранит уникальную тайну нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено на смену старому всегда приходит новое.
Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
Игра с песком это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.
Поиграйте в песок вместе с ребенком. Положите ладони на песок и расскажите ему о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройдитесь» по песку каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.
Игры с песком способствуют:
развитию мелкой моторики рук и тактильно-кинестетической чувствительности;
учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития общей речи, произвольного внимания, памяти и логики;
ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным, что повышает его интерес к логопедическим занятиям;
развитию звуковой стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи у детей с различными нарушениями;
приобретению первый опыт рефлексии (самоанализа), что помогает понимать себя и других;
более легкому адаптационному периоду, в связи с чем, напряжение и страх исчезают.
Логопедические занятия с песком закладывают базу для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Важно, что песочные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивая его творчество и фантазию.
Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д..
Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово. Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным. Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
- у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
- обучающиеся чувствуют себя более успешными;
- на занятиях нет места монотонности и скуке.


· «Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна)  - Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.  - Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).  - Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

· Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

· Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

· Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

· Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

· «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

· Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

· Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

· Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

· Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.

· Выложить фишками геометрическую фигуру.

· Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.

· Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

· Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").

· Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

· Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д..

· Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

· Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

· При изучении темы "Ударение" обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке "Волшебную палочку", он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.

· Тема "Деление слов на слоги" осваивается с помощью игры "Построй ступеньки". На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами – трехсложные.

· Игра «Назови звук» (Н.В.Дурова) Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.

· Игра «Найди друга» (Н.В.Дурова) Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям.  - Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка). 
- Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к'] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к'] – братцы.  Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)

· Упражнение «Песочный дождик» (Н.Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.

· Игра «Кто это был?» (Р.Г.Голубева) Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.

· Игра «Какой звук лишний?» 
- А сейчас животные поиграют в игру «Кто лишний?». Давайте вспомним, какие звуки издают животные? (Дети повторяют звуки.) 
- А теперь я буду называть звуки (смотри игру «Кто это был?»), а те животные, звуки которых я не назову, должны будут спрятаться в песок: 
- р, л, д, ж, с, т, к, м, ш (ф) 
- д, в, р, с, ш, н, ж, л, х (м) 
- ч, т, л, д, ш, в, ж, к (р) 
- з, ш, к, п, л, д, б, с, в (ж).

· Игра «Какой отличается?» (Р.Г.Голубева) Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.

· Упражнение "Песочный ветер" (дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
Закончить игры с песком можно тоже стихами:
В ладошки наши посмотри  
Мудрее стали ведь они! 
Спасибо, милый наш песок, 
Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
У обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
Обучающиеся чувствуют себя более успешными;
На занятиях нет места монотонности и скуке.
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.
Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться.

Использованные литературы
Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – Спб., 2004.
Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2007.
Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Практикум по креативной терапии. – Спб., 2001.
Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – Спб., 2006.



15