Разработка урока по теме: Сочинение – описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень» на основе музыкальных впечатлений

описание
по картине П.П. Кончаловского «Сирень»
на основе музыкальных впечатлений
Цель: 1.подготовить учащихся к сочинению по впечатлениям на основе музыкальных впечатлений
2. познакомить учащихся с особенностями сочинения по впечатлениям;
3. помочь учащимся понять общее настроение натюрморта, услышать звуки сиреневого сада, активизировать воображение.
4. на примере сочинения – описания на основе музыкального впечатления воспитывать эстетический вкус
Оборудование: 1. Слайды с репродукциями картин П.П. Кончаловского
2. пьеса С.Рахманинова «Сирень»
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
Ребята, нам предстоит подготовиться к описанию необычного поэтического предмета – цветка, о котором «рассказал» русский композитор С.Рахманинов.
Эта сирень, прекрасное растение, любовь к которому автор пронес через всю жизнь. По словам композитора, скромная ветка была «царицей» его души. Судьба Рахманинова сложилась так, что ему долгое время пришлось жить в разлуке с Родиной. И вот после каждого концерта он получал в дар букет белоснежной сирени. Какой –то неизвестный поклонник, зная о любимых цветах композитора, передавал ему нежный привет – частицу российского пейзажа.
2. Беседа о восприятии музыкального произведения.
( тихо звучит пьеса С.Рахманинова «Сирень»)
- Давайте представим себе, что ранним майским утром мы выбежали в сад, наполненный ароматом сирени. Мы осторожно пробираемся между кустами, еще влажными от ночной росы, отводим тяжелые ветки. Вот одна из них качнулась – и целый ливень обрушивается на нас. Нам становится весело от этой шутки. Но вот последняя преграда, и мы в самом сердце сиреневого моря.
(музыка усиливается и завершает слова учителя)
- Прекрасная музыка, не правда ли?
-Какие чувства она у вас вызвала?
-Расскажите о том, что вы услышали и увидели в сиреневом саду.
-Опишите запахи сада.
-Какой вы представляете сирень в музыкальном саду?
3. Словарно – стилистическая и орфографическая работа.
- Сгруппируйте по микро темам языковой материал.
Звуки сада: шелест, шепот, негромкий разговор ветвей, нежная утренняя песня: легкая, изящная, ясная, чистая, ласковая, звенящая мелодия, тихие вздохи просыпающегося душистого моря.
Сад: майский, утренний, туманный, огромный, благоухающий, радостный, уголок сада, пронизанный лучами ласкового солнца и сверкающий холодными каплями росы.
Воздух в саду: сырой, бодрящий, ароматный, свежий, влажный, чистый, прозрачный, утренний, напоенный запахами.
Сирень: а) ветви – гордые, мощные, могучие, нежные, пышные, кружевные, развесистые, воздушные, резные, парящие в воздухе, тянущиеся к солнцу, нарядные.
Б) грозди – крупные, свежие, тяжелые, влажные, мокрые от росы и дождя,
В) цветы – звездочки, звоночки, маленькие, хрупкие, нежные, крошечные, милые.
Г) аромат сирени – медовый, чарующий, прекрасный, нежный, упоительный, таинственный, загадочный, удивительный.
- В пьесе не краски сиреневого сада. Это недоступно музыке, искусству звуков. Но музыка, если она внимательно слушать, помогает вспомнить как выглядит живая сирень, и гордые ветви сирени, как будто нарисованные волшебником .
- Подберите словосочетания, передающие цвет ( цвет первого робкого снега, утренней радости, светлых надежд, грустных воспоминаний)
- С чем можно сравнить сирень?
( куст, как милая красавица; как прекрасная девушка, закутанная бело – розовым кружевом; как облако, висящее на ветках; лепестки осыпаются розовым, золотым, белоснежным дождем; сирень словно королева)
- Подберите «оценочные» прилагательные ( красивый, прекрасный, прелестный, чудесный, любимый, изящный, нежный, милый, живой, замечательный, приятный)
- Я знаю, как трудно бывает начать текст, поэтому предлагаю вам первую фразу: «Когда я слушаю музыку С.Рахманинова, я как будто попадаю в ( я вижу )
4. Устное описание картины «Сирень» на музыкальном фоне.
5. Прослушивание пьесы до конца.
6.Заключительное слово учителя:
Ребята, при написании сочинения не забудьте передать возникшие образы ( слуховые, зрительные, осязательные) и свои чувства.
7. Написание сочинения


























Заголовок 17ђ Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415